Ценообразование при капремонте

Ценообразование при капремонте

Ценообразование при капремонте

По данным НОСТРОЙ, в 2022 г не состоялось 88% торгов, осуществляемых по капремонту в соответствии с постановлением Правительства РФ № 615. Подрядчики не идут на эти контракты.

Есть регионы которые не платят подрядчикам по три года! Фонды капремонта «рисуют программы», потом корректируют и получается исполнение 100 %, что далеко от реальной картины мира! У некоторых Фондов на остатках деньги лежат по двухгодовому начислению и они не могут растягиваться.

Павел Малахов, директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ: «К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что большая доля торгов по 22ФЗ, 44ФЗ не состоялись. В 2021-2022 гг. статистика торгов, на которые не вышел ни один участник или представлена только одна заявка, увеличилось в два раза. А в капремонте МКД — это 88% по итогам 2022 г.! Одна из причин всего этого - некорректная НМЦК. Если говорить о цене лота, то она подорожала на 21%, если сравнивать март 2022 и март 2021 г. Да, это обусловлено ростом цен на стройматериалы, который мы все наблюдали. Но как это коррелируется со стоимостью самих строительных работ?

На сегодняшний день в Уральском федеральном округе ни один из субъектов не обеспечил качественное наполнение ФГИС ЦС.

Тем не менее, вся страна в обязательном порядке перейдет на новый метод определения сметной стоимости строительства в 2023 году. Только для кого-то он будет больше ресурсным, для кого-то больше индексным. Для повышения эффективности предквалификационного отбора исполнителя работ необходимо перейти к отбору исполнителей работ по 44-ФЗ. Смету контракта необходимо внедрять при исполнении контрактов по капитальному ремонту многоквартирных домов.

НМЦК на работы должна быть актуальной на момент торгов, необходимо использовать все механизмы, которые предоставляет приказ Минстроя России № 421/пр. и пересчитывать лоты с использованием индексов изменения сметной стоимости строительства на последнюю дату. Необходимо тиражирование лучших практик взаимодействия регионов и СРО: выделять свои ресурсы для взаимодействия с поставщиками и производителями, привлекать строительные компании, чтобы они через свои контрактные взаимоотношения с поставщиками обеспечивали взаимодействие с ФГИС ЦС. Чтобы те цифры, которые мы имеем при реальной сделке между поставщиком и строителем, попадали в ФГИС ЦС для обеспечения качественной НМЦК».

Непосредственно на ситуацию влияет ценообразование:

  • некорректная (низкая) НМЦК;
  • долгий период оплаты работ (может растягиваться от года до трех лет с момента выполнения капремонта);
  • устаревшая сметная документация, по которой проводятся торги.

Отмечается аморфность системы в части реализации постановления Правительства РФ № 1667, которое дало возможность пересматривать цену контракта из-за роста стоимости строительных материалов. Особенно в сравнении с аналогичным ПП РФ № 1315, распространяющегося на бюджетную стройку. Конкурсная документация, как известно, торгуется с отставанием в цене, в результатах экспертизы, других моментов. Мы имеем отставание от момента прохождения экспертизы до торгов - порядка 6-9 месяцев в лучшем случае. За это время происходит колебание цены строительных материалов.

В который раз предлагается:

  • разработать индексы изменения сметной стоимости строительства для капремонта по видам работ (ремонт кровли, внутренние инженерные сети и т.д.);
  • внести изменения в ГрК РФ по аналогии с бюджетным строительством, обеспечивающие реализацию приказа Минстроя России 841/пр. в части сметы контракта и возможности использования сметных нормативов только для определения НМЦК.

Не смотря на все мучения подрядчиков, из года в год - история повторяется. Капремонт остается где-то на задворках ценообразования. Индексы на капремонт обещали выпустить, предлагали подождать перехода на РИМ, который, наконец-то начался. Но... «Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус». Переход к определению сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом пока не распространяется на ремонтно-реставрационные работы.

Так или иначе, данной проблемой придется заниматься. Там еще и проблема с реконструкцией/реставрацией домов-объектов культурного наследия всплывает... Минстрой, чтобы избежать удорожания при реставрации и разработке отдельной проектной документации, а также дополнительной экспертизе предлагает реставрировать не весь дом, а только те его элементы, которые относятся к предмету охраны.

Ценообразование при капремонте