Итоги Всероссийского совещания по переходу на индексы по статьям затрат

Итоги Всероссийского совещания по переходу на индексы по статьям затрат

22 декабря 2020 года Минстрой России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) провели очередное мероприятие по ценообразованию в строительстве. Всероссийское совещание по вопросу перехода на индексы изменения сметной стоимости строительства по статьям затрат.

Смотрите запись:

Приняли участие — Минстрой России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Национальное объединение строителей, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, саморегулируемые организации в сфере строительства, региональные центры по ценообразованию, строительные компании.

Обсуждались вопросы:

  • Нормативно-правовое регулирования вопроса установления индексов изменения сметной стоимости строительства.

Директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Викторовна Тютьмина

  • Переход ценообразования на ресурсно-индексный метод

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Васильевич Лахаев

Опыт перехода на индексы изменения сметной стоимости строительства по статьям затрат

  • Позиция саморегулируемых организаций и строительных компаний по вопросу перехода на детализированные индексы изменения сметной стоимости строительства

Впрочем, обо всём по порядку…

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев:

«Мы пытаемся слышать коллег, их предложения, коллеги слышат нас. Мы доносим нашу позицию на этой площадке: рассказываем что делаем, параллельно слышим те предложения, которые поступают непосредственно от строителей, чтобы в нашей работе учесть.  Переход на индексы по элементам затрат (на 3 индексы вместо одного) – это всего лишь один из этапов пошагового, постепенного перехода строительного комплекса на ресурсно-индексный метод, который должен состояться в 2022 году. Такая работа уже началась. 10 декабря подписан откорректированный План по совершенствованию ценообразования. Просто полный переход на ресурсный метод – это утопичная идея, вряд ли кому-то нужная. Вектор не поменялся, переход на ресурсно-индексный метод должен состояться в 2022 году, мы от этой цели не отказываемся.

Это мы должны сделать вместе с субъектами. Это та самая система «двух ключей», когда ответственность несем не только мы, задачи выполняем не только мы, но и субъекты РФ, которым это обязательно нужно. Не меньше, чем нам.

Без шока, серьёзных встрясок и потрясений. Строители итак переживают шквал изменений в нормативных документах, методиках. Приспособиться к этому в существующих реалиях не всегда просто.

С конца 2019 года совместно с Минстроем РФ мы начали планомерную работу по пересчету индексов расчетным методом: когда представляются полноценные материалы с обосновывающими документами о стоимости строительных ресурсов, когда утверждается ЗП по утвержденной методологии. И уже эти данные используются для получения объективных индексов, учитывающих стоимость строительных ресурсов в соответствующем регионе. По состоянию на сегодняшний день 68 субъектов РФ пересчитали индексы сметной стоимости, 3 тоже скоро будут опубликованы до конца года. При этом 5 субъектов пересчитали индексы по элементам затрат: Курская обл., Краснодарский край, р.Крым, Оренбургская область, р. Алтай. В этом квартале мы получили полный комплект материалов для пересчета индексов еще по 8 субъектам, еще 3 изъявили желание – ожидаем до конца года от них материалов. Кроме региональных индексов есть еще и отраслевые, которые активно разрабатываются: для автомобильных дорог, искусственных мостовых дорожных сооружений, для объектов магистральных трубопроводов транспорта нефти и нефтепродуктов, по видам объектов атомной промышленности. Впервые на этой неделе были опубликованы индексы для высоковольтных линий электропередач напряжением 220 и 330 КВт, при этом в I квартале 2021 г эта линейка будет существенно расширена: это будет и 10 и 35, и 110 и 500 и до 700 Квт. Все эти РТМ сейчас готовятся в рабочем порядке мы с коллегами из Россетей ведем и планируем до конца следующего квартала закончить. Также пересчитывались индексы по аэродромам гражданского назначения. В I квартале 2021 года совместно с Роскосмосом опубликуем индексы для объектов космической инфраструктуры.  Для РЖД пересчитаны два индекса расчетным методом: линейные части и мосты.

Со своей стороны всячески поддерживаем переход на индексы по элементам затрат. Ничего другого, кроме как обращения от субъекта РФ в установленном порядке (по 326/пр) с приложением обосновывающих документов в принципе не требуется. Необходимо понимать, что к концу следующего года единственный метод должен быть расчетным. И это правильно, потому что индексы должны отражать реальную ситуацию на рынке. Мы не должны «трястись» за индексы Минэкономразвития, я не знаю методологии их расчетов, ни в коей мере не берусь ее критиковать, она во многих отраслях экономики используется. Но если у нас есть свои элементы, свои методы, отработанная система с РЦЦС, то индексы необходимо каждый раз пересчитывать расчетным методом и публиковать. Поэтому требуется просто обращение губернатора (первого лица или лица, его замещающего), комплект документов с обосновывающими стоимость позициями.

2021 год — это год тяжелой совместной работы с регионами, НОСТРОЙ, Минстрой, ГГЭ.

Чтобы в 2022 году перейти на ресурсно-индексный метод, первое и самое основное — это формирование базы сметных нормативов в ценах 2021 года. Эта работа ведется, мы своими силами выполняем, привлекаем субъекты, на договорной основе есть подрядчики. Работа большая, комплексная. Это не просто собрать коммерческие предложения по существующей номенклатуре. Стоит задача увязать все ресурсы, которые есть в ФССЦ с существующими нормами. Мы прекрасно понимаем, что часть этих ресурсов уже не выпускается в природе; большое количество техники, которая используется в нормах — фактически уже давно не выпускается; большое количество материальных ресурсов: кабельной продукции, других отраслей стройиндустрии уже по факту не выпускается, видоизменилась, изменились нормативные требования к такой продукции. Задача стоит в том, чтобы исключить устаревшую продукцию, заменить ее на новую, которая сегодня на практике выпускается. Это касается техники и материалов. При этом откорректировать элементные сметные нормы, чтобы они были полностью синхронизированы с материалами и не было ситуации: когда материалы есть, а норм к ним нет или наоборот Эту задачу необходимо выполнять комплексно, нельзя просто определить новые цены, не меняя КСР, ЭСН. Делать все это необходимо одновременно. База, которая планирует «родиться», должна появиться с новым КСР, ФССЦ, ФСЭМ и новые сборники ЭСН, и все это в ценах 2021 года. [Интересно, как быть с тем, что цены в 2021 однозначно вырастут?!]

Наконец-то утвержден новый порядок ведения КСР, где достаточно подробно прописан алгоритм. Эти ресурсы будут попадать в нормы теперь. Сам КСР будет взаимоувязываться с ФСНБ. Проделан первый этап работы: мы увидели, насколько полезно будет расширить код классификатора, привязанный к ОКПД 2 с 6 знаков до 9. Что позволит производителям проще идентифицировать свою продукцию. В I кв 2021 ожидаем утверждение нового КСР.

Цены только от производителя во ФГИС ЦС — это не правильно, искажая реальную рыночную картину. Прекрасно понимаем и такой анализ уже проводили, что большое количество производителей реализуют свою продукцию через торговые дома, дилеров. Поэтому те цены, которые они подают во ФГИС ЦС далеко не всегда отражают реальную рыночную составляющую. Первым шагом для увеличения источников количества такой информации мы видели привлечение к этой работе поставщиков, которые в открытую, по определенным правилам, в соответствии с определенным критерием могли бы на регулярной основе и вместе с субъектами вносить эту информацию во ФГИС ЦС, чтобы те цены, которые мы будем публиковать, были общедоступными, понятными и складывались и из цен производителей и из цен поставщиков, которые реально на рынке представлены. Такие кабинеты созданы, осталось подписать один приказ по формам, для того, чтобы мы могли легитимно их запустить. В январе 2021 планируем провести встречу с субъектами РФ, несколько встреч с ассоциациями производителей строительных материалов и поставщиками, чтобы рассказать о технической стороне вопроса: КАК вносить информацию, но и тех мерах, которые уже предусмотрены для популяризации и для стимулирования поставщиков, а самое главное — субъектов РФ обеспечивать внесение туда этой информации [в чем стимул то? В штрафах за непредоставление? А где «пряник» то? В чем он заключается? не получится как с индексам? Где в ЗП на местах все получается? Поставщики «забьют» на представление данных во ФГИС ЦС, а в регионах подойдут к этому спустя рукава и такого «назаносят», что потом все вместе разгребать будем…].

С 2022 года будут использоваться как прямые цены из ФГИС ЦС, так и индексы по видам однородных ресурсов. Чем больше реальных, прямых цен во ФГИС ЦС будет, тем точнее будет метод и будет фактически ресурсным. Без системной, большой работы субъектов РФ с теми поставщиками, крупными, понятными игроками рынка, которые представлены в регионах, добиться успеха будет тяжело. Предстоит большая работа, чтобы эти поставщики начинали давать туда данные. Все стимулы для этого есть. В правительстве прорабатываются в рамках Плана мероприятий меры по стимулированию этих поставщиков.

Формирование новой номенклатуры ценообразующих ресурсов. Принципиальное отличие номенклатуры для ресурсно-индексного метода от той номенклатуры, которая есть сегодня, заключается в том, что при ресурсно-индексном методе мы планируем публиковать индексы к однородным группам ресурсов. Т.е. при наличии базы в ценах 2021 года будет индекс на бетоны, арматуру, листовой прокат, силикатный, керамический кирпич и т.д., предполагаю, что это будет порядка 500-600 ресурсов-представителей, которые позволят считать индексы пересчета по однородным группам. И это будет относиться к тем материалам, к которым не будет прямых цен во ФГИС ЦС. При этом мы заинтересованы и уверены, что субъекты тоже, все-таки в том, чтобы количество прямых цен во ФГИС ЦС постоянно увеличивалось. Для этого уже в этом году была утверждена новая номенклатура ценообразующих ресурсов, на сегодняшний день это порядка 700 позиций. Надо понимать, что там есть позиции и необходимые для пересчета тех самых укрупненных индексов (396 позиций), часть пересекаются, остальные нужны нам уже для ресурсно-индексного метода. Если не начать эту номенклатуру мониторить уже сегодня, если региональные центры мониторинга не начнут эту работу уже с I квартала 2021 года, то в 2022 году мы не получим объективных индексов.

Основная задача заключается в том, чтобы с 2021 года перейти на системную основу. Сегодня пересчет индексов носит заявительный характер. Мы неоднократно встречались с первыми лицами субъектов РФ, есть понимание и в Минстрое и в Правительстве, что нам нужна системная работа, чтобы каждый квартал мы могли пересчитывать адекватным методом, чтобы региональные центры мониторинга работали «на полную». Было поручение Дмитрия Анатольевича Медведева, согласно него были созданы региональные центры. Да, потребовалось какое-то время на отработку алгоритмов, взаимодействия, в т.ч. с нами, набор специалистов. Это работа непростая. Мы вместе с вами фактически реанимировали ту систему, которая была создана раньше, а потом благополучно исчезла. Задача в 2021 году научиться делать мониторинг на регулярной основе, системно. Готовы вести разъяснительную, методическую работу. Это общая задача и общее дело. Субъектам это необходимо не меньше, чем нам. Начиная, со II кв. 2022 года, все заявки на пересчет индексов, все материалы, все формы (даже элементарные расчеты стоимости машин и механизмов) необходимо будет делать посредством личного кабинета во ФГИС ЦС. Мы тоже уже такую доработку сделали и планируем запустить ее в промышленную эксплуатацию, уйти от огромного количества бумаги, писем, дисков [это не оговорка? Почему на со II кв. 2021?]. В личном кабинете можно будет делать это системно, там же можно будет делать расчеты, там же будут выгружаться формы, ставить ЭЦП, т.е. всю эту систему мы максимально автоматизируем и упростим.

Задача – мониторить по новой номенклатуре, уже созданной для ресурсно-индексного метода. Да, где-то будут вопросы по номенклатуре этих ресурсов, мы собирали данные субъектов, постарались учесть пожелания всех субъектов РФ. Повторюсь, 72 субъекта из 86 откликнулись [А «двоечники» кто?], дали свои предложения. Номенклатура, утвержденная Минстроем, в принципе учитывает эти предложения. Мы понимаем, что после переработки базы, после мониторинга вместе с вами  возможно какие-то еще изменения в конце следующего года будут, но не будут носить масштабного характера.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев:

«Нам необходимо перейти на ресурсно-индексный метод, мы точно не сможем это сделать без субъектов РФ. Недаром, в новом Плане, утвержденном вице-премьером Маратом Хуснуллиным, появился отдельный раздел как раз, где субъекты тоже являются участниками этого процесса. Все методы автоматизации, которые для этого необходимы, мы создаем, отрабатываем и будем вместе с вами на это максимально быстро реагировать. Первостепенная задача сейчас – научиться делать мониторинг по новой номенклатуре и максимально обеспечить предоставление данных производителей и поставщиков в уже обновленную систему ФГИС ЦС. Со своей стороны готовы вести разъяснительную, методологическую работу. Много с субъектами встречаемся, общаемся. Наверное, есть где-то недопонимание и претензии в наш адрес, а где-то нам кажется, что субъекты недорабатывают. Но в любом случае это общее дело, общая задача. Надеюсь, что если мы будем работать так, как это было в уходящем году, то к 2022 году первый самый глобальный этап реформы завершится положительно».

Вопрос:

Будут ли разработаны отдельные индексы для капитального ремонта и сноса? Будет ли проведена более детальная разбивка объектов строительства?

Сергей Лахаев: Мы в свое время предложили переход на индексы по элементам затрат (на три индекса вместо одного), а потом — как можно скорейший переход на ресурсно-индексный метод. Действительно, структура работ в составе капремонта принципиально отличается от стройки. Если в общем говорить, то основное отличие — это совершенно другая, бОльшая доля ФОТ в составе таких работ. И переход на индексы по элементам затрат позволит эту проблему во многом снять. Поэтому, первоочередным решением будут индексы по элементам затрат, а с января 2022 года – переход на ресурсно-индексный метод, когда никакие РТМ или индексы отдельно не нужны. У каждого ресурса будет своя цена или индекс. И тот состав работ, который будет в объеме капремонта, он будет в смете достаточно подробно и достоверно отображен.

Вопрос:

Когда и на каких условиях планируется расчет индекса по каждому ФЕР? Какой статус у центров мониторинга в субъектах РФ?

Сергей Лахаев:  «Что касается индексов по ФЕРам: мы не видим в этом смысла. В рамках ресурсно-индексного метода будут ГЭСН, где набор затрат, приведенный к единице работ достаточно подробно отражен. ЗП будет считаться впрямую. У каждого механизма, машины, материала будет свой индекс или прямая цена. Поэтому делать расчеты для единичных расценок нет смысла, потому как это будет то же самое, только в другом виде выражено.

Что касается региональных центров – самый большой и важный статус. Региональные центры мониторинга (РЦЦС) в субъектах РФ, созданные по поручению премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева – неотъемлемая часть системы ценообразования, они  являются полноценными участниками этого процесса. Мы воспринимаем их как часть системы мониторинга Минстроя и Главгосэкспертизы. Сейчас на эти центры будет взвалена и самая большая часть работы, и самая большая ответственность. На ресурсно-индексный метод без совместной работы субъектов с нами не перейти. Всем необходимо научиться делать мониторинг по новой номенклатуре ценообразующих ресурсов. Для этого предоставим все средства автоматизации в личных кабинетах ФГИС ЦС, что позволит работать в режиме онлайн с регионами».

Комментарий:

Если и получится донести седьмой «светофор» [ценообразование] Марата Хуснуллина до губернаторов, то насколько эффективно это будет без обозначенных заранее «пряников» и поддержки со стороны Минстроя? Ситуация пока выглядит так, что опять все сваливается на регионы: мониторинг и т.п. Но не повториться ли история с объективной и достоверной ЗП, которую до сих пор победить многие не могут на местах? О чем весь этот год не устают повторять НОСТРОЙ, Минстрой, Главгосэкспертиза. Ошибочно полагать, что в большинстве регионов созданы полноценные центры мониторинга. Много где они до сих пор в одном-двух лицах и выполняют функции мониторинга по остаточному, формальному признаку, в «нагрузку» к основной деятельности экспертизы, департамента строительства региона. Важно заранее предусмотреть этот момент, до того как в I квартале на них «свалится» список из 700 ресурсов. Мониторинг по которому будут делать либо энтузиасты, либо те, на кого «сели и поехали». В случае, когда энтузиазм пропадет, а людей «заездят» — будет как с врачами во время пандемии. Необходимо решать вопрос с мотивацией и финансированием этих центров. Если Главгосэкспертиза РФ «заказывает музыку и банкет», то почему все это финансирует бюджет региона [а где-то, повторимся, вообще без финансирования]?

Секрет успеха требует уточнения: заинтересованность региона + молодой, коммерчески мотивированный (а в идеале – ориентированный) РЦЦС + грамотная поддержка, обучение (и даже аттестация) центра мониторинга со стороны Главгосэкспертизы.

Времени на это осталось совсем немного.

Генеральный директор Ассоциации СРО «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирина Алексеевна Кузеванова: 

«Расчет индексов пообъектно не успевает за изменениями рынка. Вопрос об установлении индексов по статьям затрат — это конечно назревшее решение. 16 декабря был принят Закон [Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум с 1 января 2021 года будут рассчитывать по новой методике], который устанавливает новый порядок расчета прожиточного минимума. Как Вы понимаете, на основе прожиточного минимума строится сегодня тариф в строительстве (рассчитывается тарифная ставка). Величина прожиточного минимума на 2021 год установлена в размере 12792 руб. [сейчас - 12 130 рублей].

  Если посмотреть в отношении субъектов РФ, то: 30 субъектов уже перешли уже этот рубеж, 14 — на подходе, а вот 41 (среди которых есть такие крупнейшие промышленные центры, как: Свердловсквя обл., р.Татарстан, Кузбасс, Омская обл.) на 2021-2025 гг попадают в переходный период поэтапного доведения прожиточного минимума на душу населения в регионе. Вторая часть расчета – это дополнительные выплаты. Судя по отчету «Рабочая сила» от Росстата, это отчет подается один раз в четыре года и мы ждем очередной отчет только в 2022 году. Что может сделать СРО? Можно рассчитать дополнительные выплаты по методике Росстата (ф. «Рабочая сила»). Мы хотим в январе 2021 снова рассчитать по форме эти дополнительные выплаты. И будет понятно: с одной стороны — размер коэффициента, а с другой — как сыграла свою роль пандемия на эту статью затрат в 2020 году.

  Необходимость расчета индексов по отношению к стоимости материальных ресурсов опирается на две проблемы. Система расчета индексов по РТМ объектов-представителей не успевает за изменением технических норм. А также колебание цен на строительном рынке.

То, что происходит сейчас с ценами на металл, возвращает к маю 2016 года. Когда за февраль-май цена на арматуру выросла с 22 900 до 40 500 руб. Как выглядит сегодня Кузбасс: только за последние 2 месяца удорожание по арматуре — 12%, по листу — 21%, по трубе – 15%. Удорожание металла только со 2 по 21 декабря: лист – на 17 500 руб., швеллер — на 6 100 руб., угол — на 7 100 руб., арматура периодично — на 14 000 руб., проволока на 15 200 руб. То, что сообщают наши организации по плану на январь 2021 вообще приводит в ужас. Мы понимаем, что вопрос с металлургами на контроле в Правительстве, но строители вынуждены уже «вчера» оплачивать поставки. Конечно, в преддверии Нового года нас беспокоят эти прогнозы. Считаем, что в рамках совершенствования мониторинга цен информацию необходимо делать открытой. Бизнес в этом заинтересован и мы, как СРО к работе в данном направлении готовы. По всем методикам «красной нитью» проходит, что при выборе строительных материалов мы применяем наименьшую цену. Я думаю, что мы с этим уже набултыхались и более правильным будет переход на применение средней цены. Прошу обратить внимание Минстроя России и Главгосэкспертизы на просьбы строителей и повернуться все-таки к тому, чтобы цена на продукцию была не минимальная, а хотя бы средняя»

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев:

«Внимательно слушаем, что говорят коллеги. Мы всю свою систему стараемся откорректировать, на основе здравых предложений коллег, сообщества»

Деление по зонам, действительно это большая важная работа, которую необходимо делать. Во многих случаях разделять на ценовые зоны нужно, и субъектам такое право предоставлено. Это делается во многих субъектах. Другое дело, что с этим не стоит перебарщивать, потому что никто не отменял возможность расчета дополнительной доставки в пределах субъекта сверх этих 30 км, которые есть в сметных ценах. И этим инструментом надо пользоваться. Мы проводим с экспертизами работу (со своими и региональными экспертами), чтобы никто не вычёркивал эти дополнительные доставки, они есть и если регион большой, а объект строится на большом удалении, то понятно, что вся доставка должна учитываться непосредственно в смете. А для того, чтобы эти затрата могли быть посчитаны более объективно в новом проекте Методики 326 [Мониторинга и расчета индексов] мы как раз и предусмотрели возможность на автомобильные перевозки разным видом транспорта. Т.е. это будут свои индексы, как это было раньше. Не просто на перевозку, а разные виды – на бортовые, самосвалы и т.д. Эти индексы будут не зависеть от вида объекта строительства, они будут отдельными и касаться непосредственно перевозок. Поэтому, ту самую доставку, из-за которой сегодня делается деление на зоны во многом, можно будет действительно объективно учитывать в каждом конкретном сводном сметном расчете. При этом необходимо делить на зоны в части повышающих коэффициентов на ЗП.

Очень часто субъекты затягивают с утверждением прожиточного минимума. У нас такие примеры были и в прошлом году. Мы сейчас будем писать письма и в Росстат, чтобы давали информацию о заработной плате, и по субъектам РФ, потому что нам это необходимо. Прожиточный минимум является основой для расчета. Готовы со своей стороны с субъектами отработать , чтобы этот момент не был затянут и мы сроки не сорвали.

В части «средней цены». Уже сейчас, не соглашусь, что «красной нитью» проходит минимальная цена. Это не так. Сейчас по 326 Методике это действительно цена из трех предложений. Но это не минимальная цена порога, вы же прекрасно это понимаете. При переходе на ресурсно-индексный метод вообще нет никаких указаний даже про минимальную цену. Цена должна быть средневзвешенная, она будет включать в себя среднее арифметическое между данными поставщиков и производителей. Но это не минимальная цена. И там, в Методике, это чётко написано. Методика будет рассмотрена на научно-экспертном Совете при Минстрой РФ уже 29 декабря и там этот алгоритм расчета для ресурсно-индексного чётко написан.

По поводу открытости информации мониторинга. Помимо той кропотливой работы, которую мы проводим с субъектами по расчету индексов мы совместно с Минстроем РФ с марта (в условиях пандемии) делаем и еженедельный оперативный мониторинг по ключевым субъектам 15 основных ценообразующих ресурсов для оперативного реагирования Минпромторгом. Сюда входят лист, арматура, кирпич, бетон, нерудные материалы. Направляем эту информацию после выверки в ФАС России для принятия оперативных мер реагирования. Ситуация с металлом, особенно с арматурой, листом и сортовым прокатом нам также известна, мы били во «все колокола». Начиная с ноября, по этим позициям особенно стал заметен еженедельный рост. Мы констатируем, что до 30 с лишним процентов, в некоторых регионах как Москва еще больше - до 40%. Сейчас ряд мер правительством готовится, будет большое совещание с металлургами, и Минпромторгом, и ФАС. Видимо сейчас будут вводиться дополнительные экспортные пошлины. Естественно, допустить рост стоимости жилья мы не можем. Прорабатывается ряд мер, и Минстрой в этом активно участвует».

По материалам Telegram-канала «Просто о сметах»

Высылайте вопросы на почту smety@all-smety.ru дополнительные, соберём, аккумулируем и передадим в Минстрой и ГГЭ.

Ждем ваши замечания, отклики, отзывы и пожелания. Темы для обсуждения. 

Задать вопрос

Итоги Всероссийского совещания по переходу на индексы по статьям затрат