Вопросы и ответы

Прошу дать разъяснения о правильном методе составления начальной максимальной цены контракта для реконструкции и капитального ремонта для формирования бюджета до момента выдачи технического задания Заказчиком проектировщикам, если НЦС применимы только для нового строительства.

Здесь имеется в виду приказ 175/пр от 30.03.2020г. о порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Методика по приказу 841/пр не предусматривает расчета на основании сборников НЦС. (Головин С.В.)

Наша организация имеет большой опыт как в строительстве школ и садиков, так и в их проектировании. Соответственно сметную документацию, проходящую экспертизу по муниципальным объектам, мы анализируем и стараемся по каждой позиции отследить, чтобы стоимость работ была не ниже рыночной, чтобы каждый вид работ был осмечен. Однако, мы выигрываем контракты, когда стадию П разрабатывают не наши проектировщики, а другие. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что не все работы и не все объемы бывают учтены сметной документацией. Так, например, забывают ограждения, крыльца, сами зеленые насаждения, утилизацию от демонтажа, зашивку стояков, не указывают марку санфаянса и так далее. То есть те работы, которые вроде как незначительные, дают удорожание по строительству, и зачастую тех 2-х процентов, которые дает заказчик на непредвиденные работы, не хватает. С учетом сказанного, хотели бы узнать, как это будет отражено при составлении цены контракта, если на сегодняшний день Заказчик зачастую сомневается, что принять ему за единицу цены раздела — комплекс работ или разбить на длины, площади, объемы. Если Заказчик примет решение, что в смете контракта на единицу будет стоять комплекс, то как нам доказать что эти объекты не были учтены в НМЦК?

У нас сначала формируется ведомость объемов работ, основанная на сметной документации, которая прошла экспертизу, и те виды работ, которые были учтены в комплексе, их будет видно в ведомости объемов работ. В случае, если будет выяснено, что какие-то виды работ были не учтены, то у нас осуществляется корректировка цены контракта, корректировка сметы контракта. Могут быть 2 случая: если вдруг появились новые дополнительные объемы, то они берутся по той цене, которая была заложена в смете контракта, если появились виды работ, которые не были предусмотрены в проектно-сметной документации, то есть не попали в ед., в комплекс работ, то это делается опять новая сметная документация, которая потом переводится в уровень цен на дату формирования НМЦК и на дату периода исполнения контракта в том же алгоритме, который предусмотрен в приказе 841/пр, и дальше умножается на коэффициент тендерного снижения. (Головин С.В.)

Начальная максимальная цена контракта формируется на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, с применением прогнозных индексов инфляции на весь период строительства. Согласно методике по разработке НМЦК, если строительство объекта осуществляется в течение нескольких лет, учитывается доля сметной стоимости выполненных работ Подрядчиком. Однако при выполнении строительства муниципальных объектов мы часто сталкиваемся с тем, что финансирование в течение года меняется. Будет ли меняться НМЦК из-за корректировки финансирования объекта?

НМЦК формируется на стадии до заключения контракта на основании тех сумм, которые были определены сметной документацией, исходя из того финансирования, которое будет осуществляться. И соответственно, если НМЦК будет определен, и контракт заключен, то НМЦК больше меняться не будет.

Дальше вопрос изменения цены контракта регулируется договорными отношениями. Если будет предусмотрена в договоре возможность изменения цены контракта, то в случае задержки финансирования либо еще каких-то условий, из-за которых цена контракта будет изменена, будет применена статья 95 44-го федерального закона, где и прописаны все условия изменения цены контракта. (Головин С.В.)

Письмом №9333-ИФ/09 были даны разъяснения по расчету индекса-дефлятора Минэкономразвития. Для определения размера индекса прогнозной инфляции величина индекса Минэкономразвиятия рассчитана на 1 месяц и возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года. В то же время в примере расчета индекса-дефлятора учитывается не начало года, а январь.

В разъясняющем письме даны цифры условные — для понимания общей логики расчета. А логика тут такая, что сначала мы применяем индексы из прошлого периода и далее применяем индексы из будущего периода. Из прошлого периода — это индексы фактической инфляции, это могут быть как индексы Росстата, так и индексы Минстроя, и пересчитываем дальше в будущее индексами Минэкономразвития. И в таком случае, если мы берем индексы Росстата на декабрь, то индекс Минэкономразвития должен браться уже на январь, то есть здесь не должно быть перехлеста, нельзя применить индексы и Росстата и Минэкономразвиятия к декабрю, но и пропавших периодов также быть не должно. Цифры, которые приведены в примере являются условными, и не нужно пытаться их использовать. (Головин С.В.)

В п. 2 порядка определения НМЦК по приказу 841/пр указано, что НМЦК на осуществление строительных работ определяется с учетом НДС. Объясните, почему в приложении НДС учтен отдельной строкой, а не учитывается в цене единицы конструктивного элемента?

Здесь какой алгоритм. У нас НМЦК формируется на основании проектно-сметной документации, составление сметной документации регулируется методикой МДС 81-35.2004. Там написано, что в стоимость сметной документации включаются затраты на выплату налога на добавленную стоимость и поэтому так как мы формируем сметную документацию с учетом НДС, то и НМЦК тоже включает НДС. В случае, если у нас будет Подрядчик, который НДС не платит, и Заказчик будет настаивать, что Подрядчик должен работать с НДС, то организация, которая работает по УСН также может платить НДС и выставлять счет-фактуру. Если же у нас НДС не будет выделен в НМЦК, то получится, что НДС при заключении договора не будет учтен. (Головин С.В.)

В порядке, утвержденным 841-м приказом, определение НМЦК по исполнению функций технического заказчика производится на основании проектно-сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы. Каким образом определяется НМЦК на услуги технического заказчика до начала выполнения работ по ПИР, когда сметная стоимость еще не сформирована?

У нас сейчас в проектно-сметную документацию закладываются затраты на проведение строительного контроля, затраты на содержание технического заказчика как-то выпали. Мы сейчас методику на содержание службы технического заказчика утвердили, вот буквально вчера и направили в Минюст. И там написано, как эти затраты на содержание технического заказчика считать вообще. Расчеты на содержание службы технического заказчика делаются расчетным методом, исходя из планируемой стоимости объекта и из численности людей, которые объект будут вести. Расчет, который будет сделан в соответствии с этой методикой, утверждается застройщиком. И вот эта цифра и будет являться основанием для расчета НМЦК. Далее расчет НМЦК на технического заказчика будет производиться в том же порядке, который описан в приказе 841/пр. Порядок формирования НМЦК на строительный контроль аналогичен.И такой же порядок по авторскому надзору. Любые затраты, которые учтены в проектно-сметной документации и которые являются предметом контракта, считаются также переводом цены сначала индексом фактической инфляции из уровня цен проектно-сметной документации в уровень цен на момент расчета НМЦК и далее прогнозным индексом на период производства контракта. Разъяснительные письма такие мы написали. (Головин С.В.)

Для объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них расчет НМЦК выполняется согласно Приказа Минстрой РФ № 841/ПР от 23.12.2019. На основании какого документа производится расчет НМЦК для объектов ремонта, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов? Обосновано ли требование проверяющих расчеты стартовых цен органов Ярославской области ( ГКУ ЯО ЦКПМ) не применять инфляцию для объектов ремонта? Считаю, что это требование неправомерно и занижает истинную стоимость объекта. Есть ли какие-то разъяснения по данному вопросу?

Согласно 44-ФЗ п. 9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (часть 9.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ). Причем, проектно-сметный метод является приоритетным.

Также следует учитывать, что когда период между датой определения НМЦК и датой окончания работ менее 1 квартала, сметная стоимость строительства индексами-дефляторами не пересчитывается, а принимается равной стоимости на дату определения НМЦК.

Вопросы и ответы