Ценообразование

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться. Мы являемся генподрядной организацией. Есть государственный контракт с Белгородским Управлением Капитального строительства г. Белгорода на выполнение СМР и ПНР по объекту: «Начальная школа на 200 учеников(мест)». В контракте указано, что «цена Контракта в текущих ценах является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего контракта». Цена определена на основании сводного сметного расчета (все наши сметы прошли гос.экспертизу). В контракте указано, что сумма - ХХХХХ, в том числе НДС : 2018г - 18%, 2019г - 20%. В 2018 году большую сумму по контракту мы закрыли актами выполненных работ. Прошу ответить правомерно ли поступает заказчик, требуя: Понижать рыночный коэффициент на 2% (разницу по НДС в 2019 году), объясняя тем, что непредвиденные должны забираться только объемами работ. Мы считаем, что эти затраты могут быть включены в стоимость непредвиденных расходов.
Смотрите подписанный Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Статья 112 44-ФЗ дополнена частью 54 следующего содержания:
"До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года  контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта".
Союзом инженеров-сметчиков в случае невозможности корректировки или перераспределения лимитов бюджетных средств, рекомендуется предусмотреть данное изменение за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
А какое отношение вы имеете к Горячкину?

Руководитель нашей компании Максим Горинский является вице-президентом Союза инженеров-сметчиков России по региональному развитию и возглавляет Союз инженеров-сметчиков Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской, Владимирской областей. А вообще – мы давние коллеги и хорошие друзья с Павлом Владимировичем. Благодаря этому многие вопросы можем решить очень быстро и напрямую. А для членов «Союза» действуют приятные скидки и специальные условия на услуги и выпускаемые материалы, вступайте ;) Да, и мы проводим семинары и обучение по всей России. Зовите, приглашайте.

КС-6а акты за месяц группируются автоматически как это отменить?

Унифицированный бланк КС-6а – это один из основных документов, который создается для контроля за процессом стройки, как со стороны руководства подрядной организации, так и со стороны заказчика и контролирующих органов. Иными словами, КС-6а — специальный накопительный журнал, документ первичного учета, который оформляется после того, как заканчивается какой-либо вид строительно-монтажных работ на каком-либо отдельном участке строительного объекта. В нем последовательно отражаются этапы, условия и сроки выполнения тех или иных строительных работ. Графы 9-44 содержат количество и стоимость работ, произведенных помесячно, а также количество работ произведенных с начала строительства на момент того или иного конкретного месяца (эта цифра – нарастающий итог, который является результатом суммирования с начала года). Таким образом программа формирует выходную форму КС-6а согласно унифицированной форме.

Сколько стоит ваше обучение в Сочи и Санкт-Петербурге?

Цена согласовывается, следите за рассылкой. Можно прислать предварительно заявку. Ориентироваться стоит на цену в районе 27 000-30 000 руб. (без проживания, включено обучение, сертификат сметчика и удостоверение о повышении квалификации).

Сметы на кап. ремонт сдаваемые на проверку не позволяют применять цены на материалы по прайсу. В итоге не дотягивает до предложений подрядчиков (крыша). Подрядчики отказываются выполнять работы. Как быть?

Определять стоимость материалов и оборудования в смете по прайс-листам допустимо только при отсутствии их в ценниках базисного периода стоимости материалов и оборудования. Выбор оптимальных и обоснованных показателей стоимости материальных ресурсов и оборудования должен производиться на основе конъюнктурного анализа с выбором наиболее экономичного варианта с представлением сравнительной таблицы стоимостных показателей. Стоимость материалов и оборудования, принятую по прайс-листам, необходимо пересчитать из текущего уровня цен в базисный уровень цен 2001 г. (на 01.01.2000) методом «обратного счета» индексами, идентичными индексам изменения сметной стоимости, указанными в конце сводного сметного расчета.

Требуется ли прилагать несколько КП по материалам, если этот материал не из нормативной базы?

Согласно методике определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной по приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр, п. 4.3. Сметная цена рассчитывается как средняя арифметическая величина, взвешенная с учетом отпускных цен (цен реализации) на данный вид ресурса и объема реализации за отчетный период всех производителей (поставщиков) материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации. Таким образом стоимость материалов необходимо рассчитывать по нескольким КП.

Но по факту все зависит от требований проверяющей сметную документацию организации. Вот что говорит об этом Союз инженеров-сметчиков. Кстати, важное разъяснение о замене материалов.

Пакетный вывод документов

Пакетный вывод - это возможность вывести на печать по исходной смете сразу пакет документов – то есть, несколько выходных форм. Например, такой пакет может включать три документа: локальную смету, акт выполненных работ и ведомость ресурсов по смете. Пакет документов комплектуется на основании набора форм из раздела Последние формы, который накапливается по мере использования различных выходных форм для вывода на печать. При необходимости можно удалить любую форму из раздела Последние формы, а также полностью очистить данный раздел, чтобы заново начать его накопление – соответствующие команды выполняются из контекстного меню формы, находящейся в разделе Последние формы.

Что дает годовая подписка?

Годовая подписка на обновление программного комплекса гарантирует получение всех обновлений программного комплекса в течении года.Годовая подписка на обновление ГЭСН-ФЕР 2017 гарантирует получение каждого изменения, выпущенного в течении года (а в этом году они планируются, и не одно, по заявлениям Минстроя). Годовая подписка на индексы гарантирует получение индексов пересчета по мере выхода.

Применяется ли понижающий коэф. 0,85 на содержание дорог?

Если смета рассчитывается на основании федеральных (ФЕР) или территориальных (ТЕР) нормативных сборников, то понижающие коэффициент 0,85 к сметной прибыли применяется при определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве в соответствии с МДС81-25.2001 и письмом Федерального агентства по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству №АП-5536/06 от 18.11.2004г.

Расценки на наплавляемые материалы не соответствуют рынку на 25-30%, подрядчик не соглашается работать, что делать?

При составлении смет в зависимости от согласованных с заказчиком условий стоимость материалов, изделий и конструкций для строительных работ может приниматься в базисном (на 01.01.2000 г.) или текущем уровнях цен на основании:

  • сборников (каталогов) средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений федерального, территориального или отраслевого уровней;
  • фактических текущих сметных цен, которые формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета, а по материалам поставки заказчика — по данным заказчика;
  • различных справочно-информационных материалов, «банков цен» на материалы, прайс-листов.
Проекты новых методик.
Проекты новых методик можно найти на сайте Минстроя http://www.minstroyrf.ru в разделе документы или на сайте https://regulation.gov.ru/. Или следите за нашим Telegram-каналом и рассылкой. Примерное понимание что происходит и куда движемся можно получить после вдумчивого прочтения этой статьи.
Применение понижающих коэф. 0.7 и 0.9. Закрытие КС-2 с рынками Минстроя

1. Установленный ранее порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения, утратил силу с 1 января 2019 года.

В связи с отменой с 1 января 2019 года пониженных страховых тарифов для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), по большинству видов деятельности ОКВЭД-2, в том числе связанных с выполнением строительных работ, по которым ранее применялись льготные тарифы (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), Союз инженеров-сметчиков России сообщает, а вот что ответил нам Минстрой :)

2. Т.к., начиная с 3 квартала 2016 г. из писем Минстроя исчезла фраза о том, что разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета и для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены, сейчас указанные индексы используются в сметных расчетах для расчета договорной цены и соответственно в актах выполненных работ.

Актуальность базы СтройИнфо, бесплатна ли база ГЭСН 2014?

Базовая комплектация «СтройИнфо» (ее новое название «Электронная библиотека сметчика») обновляется платно за 6 000 руб. в год по мере обновления самих методик и нормативных документов, входящих в перечень. Обратите также внимание на "Гранд. Калькулятор". База ГЭСН, ФЕР в редакции 2014 года необходимо также приобретать, ее стоимость (как и базы ФЕР 2017) - 12 000 рублей.

Доработать форму 12 граф (РЖД.ТСН)

Если Вам не хватает предоставленных выпускных форм, Вы можете в экселе составить необходимый вам выходной документ и дать на разработку данной формы нашему техническому отделу (однако разработка формы может обойтись в ― "копеечку").

Есть ли возможность не попадать на уплату 2% разницы по НДС при твердой цене контракта?

Цены государственных (муниципальных) контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, не подлежат изменению в связи с повышением с указанной даты ставки НДС с 18% до 20%.

С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20% (федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Соответственно, независимо от того, какая ставка указана в контракте, при выполнении работ с 2019 года подрядчик обязан исчислять НДС и уплачивать его в бюджет по ставке 20%. Также и при получении авансов после этой даты необходимо будет исчислять НДС по ставке 20/120 (пп. 2 п. 1 ст. 167, абзац 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ).

В то же время сумма НДС является частью цены контракта, подлежащей оплате государственным заказчиком, и исчислена по ставке НДС 18% (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Если в контракте цена установлена в твердой сумме на весь срок исполнения контракта с учетом НДС 18%, например, 118 руб., то и стоимость выполненных работ в Акте приемки должна быть указана в размере 118 руб., однако НДС следует рассчитать и указать в Акте приемки (Всего по Акту КС-2 или КС-11), Справке КС-3 (Всего с учетом НДС) и Счете-фактуре исходя из ставки 20%, т.е с применением расчетной ставки НДС (20/120): 118/120 × 20 = 19,67 руб.

Чтобы подрядчику не «попасть» на лишних 2% НДС акты о приемке выполненных работ (КС-2, КС-11), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) для расчетов с заказчиком за выполненные в отчетном периоде работы и счетафактуры необходимо было подписать (выставить) до 23.59.59 часов 31 декабря 2018 года! (Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин).

Если финансирование строительно-монтажных и строительноремонтных работ осуществляется из разных бюджетов(федеральный , областной и местный)в процентном соотношении, по каким сборникам ФЕРам или ТЕРам составлять сметы?

Смета составляется в одной базе данных, данная база выбирается в соответствии с выделяемым бюджетом. Если преобладает федеральный то ФЕРы, если областной или местный соответственно Теры. Вот разъяснения Минстроя и ответ Павла Горячкина.

Где и когда можно пройти обучение по составлению смет ресурсным методом?

Осенью в Москве пройдет семинар Павла Горячкина, будет посвящен реформе ценообразования и ресурсному методу. Мы тоже участвуем в его проведении. С программой можно ознакомиться по ссылке: https://www.all-smety.ru/seminary/goryachkin/.

В этом году мы набираем группу для обучения в Ярославле: авторский курс обучения "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Базисно-индексный и ресурсный метод в сметных программах".

В этот раз - практика и теория на примере "Гранд-смета 2019". В первую очередь для коллег с хоть каким-то опытом (пусть и небольшим) работы. По итогам - удостоверение о повышение квалификации сроком действия 5 лет. Записаться можно здесь.

Для самостоятельного изучения вопроса нет ничего лучше, чем интерактивное пособие «Ресурсный метод определения стоимости строительства» (под редакцией Павла Горячкина). Приобретайте у нас. Цена – 4 600 руб. Есть скидки ;)

Как сейчас без ФГИС ЦС сделать смету ресурсным методом?

на данный момент смета ресурсным методом составляется по сборникам ГЭСН 2017 с использованием каталогов текущих цен. Однако, если Вам необходимо будет рассчитать транспортную калькуляцию, то из ФГИС ЦС можно взять поставщика (если он там есть) и с помощью Гугл или Яндекс карт рассчитать расстояние до объекта от фактического склада поставщика (обоснование выбора поставщика по наименьшему расстоянию). Можете также ознакомиться с нашей статьей для общего понимания.

Поскольку мы являемся федеральной структурой, соответственно сметная документация в большинстве считается по ФЕР с индексом к СМР, который (по моему мнению) не отражает реальную стоимость работ (смета по ТЕР с индексами по статьям затрат больше примерно на 20-30%). Какие-то планируются уточнения (изменения) по индексам СМР, либо остается ждать Ресурсный метод?

На данный момент МинСтрой собирается разрабатывать индексы по статьям затрат, но когда это будет выполнено в полной мере не известно. Ресурсный метод ожидается к 2022 году, до этого момента по планам МинСтроя усовершенствовать Базисно-Индексный метод.

При составлении ЛРСМ (лок.рес.см.расчѐта-не сметы)КС-2 на 99,9% не совпадает с ним! По факту- одна цена работ(больше или меньше), по ЛРСМ-другая.Но почти все сметчики подгоняют КС-2 под ЛРСМ! Считаю это неправильно (жульничеством).Нужно ли, составлять фактическую смету после выполнения работ по Акту- КС-2? Она уже будет-соответствовать выполненным работам и совпадать с окончательной сметой (не расчѐтом).

Данные вопросы решаются изначально с заказчиком до заключения договора, с описанием разработки каждой сметы (начальной, фактической и на дополнительные работы). Поскольку выполненные объемы работ могут быть не только меньше но и больше запланированных по изначальной смете. Все требования Заказчика, связанные с оформлением документации, необходимой для приемки выполненных работ, должны быть зафиксированы в договоре подряда.

Обзор новых нормативно-правовых документов по ценообразованию в строительстве (нормы НР и СП, ценообразование в строительстве и расчеты за выполненные работы в системе государственных (муниципальных) закупок, применение Территориальных (ТЕР) и Федеральных (ФЕР) единичных расценок и индексов.

О применении Территориальных (ТЕР) и Федеральных (ФЕР) единичных расценок и индексов (коэффициентов) к ним в отношении целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), соглашений (договоров) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, а также объектов капитального строительства по адресному перечню ФАИП и ФЦП на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов - разъяснение от Союза инженеровсметчиков России (Павел Горячкин). Также смотрите еще вот это разъяснение о понятии этапа выполненных работ по контракту, о сохранении условий государственных (муниципальных) контрактов, об увеличении НМЦК.

По каким сборникам расценивать установку фланцевой арматуры при прокладке наружных тепловых сетей (в тепловых камерах). 24 сборником предусмотрен монтаж приварной арматуры. По 12 монтажному сборнику расценки не подходят под параметры тепловой сети по техчасти. По 16 сборнику работы производятся на внутренних сетях, что тоже не соответствует технологии.

В тех. части сборника 24. ―Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети указано: п. 1.24.17. Затраты на отдельные виды работ, подлежащие выполнению при строительстве тепловых сетей, следует определять по соответствующим ГЭСН:

  • установка фасонных частей трубопроводов и врезка штуцеров для ответвлений — по ГЭСН сборника 22 «Водопровод - наружные сети»;
  • устройство футляров из стальных труб — по ГЭСН сборника 22 «Водопровод - наружные сети»;
  • установка конденсационных горшков — по ГЭСН сборника 18 «Отопление - внутренние устройства»;
  • контроль качества сварных стыков физическими методами — по ГЭСН сборника 25 «Магистральные и промысловые трубопроводы»;
  • установка чугунных задвижек — по ГЭСН сборника 22 «Водопровод - наружные сети»;
  • установка лесов при прокладке трубопроводов на высоте свыше 8 м — по ГЭСН сборника 8 «Конструкции из кирпича и блоков»;
  • врезка трубопроводов в действующие сети — по соответствующим нормам на монтаж оборудования;
  • установка задвижек и другой арматуры независимо от диаметров с пневматическим, гидравлическим, электрическим и электромагнитным приводами — по соответствующим нормам на монтаж оборудования; установка задвижек стальных с ручным приводом и вентилей по табл. 24-01-032, 24-01-033.

В тех. части сборника 22 ―Водопровод - наружные сети указано: п. 1.22.14. В нормах табл. 22-03-006 и 22-03-007 учтено присоединение арматуры на фланцевых фасонных частях. При установке арматуры на трубопровод приварку ответных фланцев следует учитывать по нормам табл. 22-03-014.

А можно пригласить к нам в Ярославль Л.Я. Подыниглазову провести семинар?

Спасибо за подсказку! Лилию Яковлевну мы уже пригласили и она дала предварительное согласие провести обучение сметчиков с ответами на вопросы. Так что нам осталось только набрать группу. Вас уже включили в список. Краткая справка: Лилия Яковлевна Подыниглазова, начальник управления сметных норм и расценок на строительные работы ОАО Центральный Научно-Исследовательский Институт Экономики и Управления в строительстве. Известный в стране сметчик, эксперт-консультант в области ценообразования и сметного нормирования общестроительных работ с опытом работы более 40 лет. Автор и преподаватель семинаров по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве; Практический опыт работы в крупнейших организациях: АО «Атомэнергопроект», ГУ «МЦЦС Госстроя России», ЦНИИЭУС. Г. Москва.

На регулярной основе проводит курсы обучения как для начинающих, так и для продвинутых сметчиков в центральном офисе разработчика сметной программы «Гранд-смета».

Отвечает на вопросы сметчиков: http://www.cniieus.ru/content/faq/.

Желающие могут прислать уже предварительные заявки нам на эл.почту: smety@allsmety.ru.

Очень не корректный вывод в MS Excel стал в 9-ой версии Поиск был намного лучше в старых версиях. Возврат к смете из базы - нb о чем. По моему мнению новая версия намного хуже старых, ставлю ей ―"2". Может я чего то не поняла?

Стоит производить обновления в рамках приобретенной Вами версии, производитель устраняет ошибки, в том числе и некорректный вывод форм. Сейчас актуальная версия 9.1.3 от 10 апреля 2019 года.

Поиск работает так же, как и 7 версии, только теперь он доступен в любом окне, поиск теперь лучше производить сразу по всем категориям. Как и в 7 версии можно открывать сборники и искать, остались и кнопки ―вперед‖, ―назад‖, изменился только интерфейс.

Дело просто в привычном интерфейсе, всегда сложно привыкать к чему-то новому. За 4 года произошли некоторые изменения в законодательствах, поэтому и программа меняется. Если Вы перешли с 7 на версию 2019, то Вам стоит ознакомиться с нововведениями версии 8.0, 8.1 и 2018, тогда все встанет на свои места. Вам в помощь всегда есть видеокурс и канал на youtube.

В версии 2019 появились:

  • Возможность прямой печати выходных документов и их сохранение в форматы PDF и XLSX (Excel);
  • Возможность создания и сохранения пользовательских справочников подписей, коэффициентов, затрат ОС и ССР, разделов и лимитированных затрат;
  • Возможность формирования таблицы замены материалов при работе с базой ГЭСН-2017, ФЕР-2017;
  • Добавлена колонка "Идентификатор" на экране "Учет выполнения".
  • Модернизирован ресурсно-индексный способ расчета локальной сметы. Расчет позволяет корректно учитывать материалы в текущем уровне цен в различных методиках составления сметы, в том числе при расчете в базисном уровне цен.
  • Добавлена возможность удаления гиперссылок из выделенных позиций. Вкладка Данные-Гиперссылки.
  • В область поиска по нормативной базе добавлены техчасти сборников
  • Возможность экспорта в формат XML группы файлов, либо папок.
  • Добавлены новые типы переменных для трех методик расчета: БМ. БИМ. РМ. Переменные возвращают запрошенное значение с базисного, базисноиндексного и ресурсного метода соответственно. Например, переменна БМ.ВСЕГО вернет значение ВСЕГО для расчета в базисных ценах.

  • Разрешен запуск в режиме RDP для десктопных ОС
  • Реализовано копирование и вставка материала из ценников в ресурсную часть позиции
  • У файлов с индексами добавлено два поля с гиперссылкой и примечанием.
  • В файле индексов добавлена возможность вставлять заголовки и комментарии
  • В файле с индексами и в ценниках добавлена возможность вставки изображений
  • Значительно увеличена скорость открытия файлов с ценами и индексами большого размера.

Подробнее о Гранд-смета 2019 смотрите здесь и здесь . Кратко о том, что нового в ― Гранд-смета 2019 - по ссылке на сайте разработчика. Методические материалы - смотрите по ссылке, ссылка на бесплатный видеокурс.

Обязательный переход на ресурсный метод составления смет, когда планируется?

Для обязательного перехода требуется наполнение ФГИС ЦС актуальными адресами складов поставщиков (от которых будет осуществляться доставка материала), а самое главное - ценами поставщиков, так же будет необходима обновленная сметно-нормативная база ГЭСН и свод методических рекомендаций по работе с данной базой, на данный момент мы имеем только проекты методик из этого списка. А вопрос с достоверностью и ―мотивацией‖ производителей (поставщиков) строительных материалов чиновники Минстроя решить не могут. Поэтому получается ФГИС ЦС ―как бы есть, но по факту пользы от неѐ никакой! Цен то нет :) Есть ― слухи о том, что переход на ресурсный метод вообще отложат до 2022 или даже(!) 2030 года. А пока будут ― совершенствовать базисно-индексный метод.

Какие изменения в ценообразовании ждут сметчиков в 2019-2020 гг.? И важный вопрос почему на стадии проект сметная документация стоит 5%,а на р.д/ 9- 10% (метод рекоменд.), если у нас на стадии проект развернутые сметы, а не применение аналогов. Руководство ссылается на норматив. Дополнительно бесплатно оформляем ведомости объемов работ, прайс листы. Если сможете, то разъясните, пожалуйста

1. В текущем году ждем выхода новых методических документов, на которые в данный момент подготовлены проекты. По заявлениям Минстроя новые методики (более 20 шт.) должны быть рассмотрены к середине лета (июнь-июль), утвердить их хотят к осени. Все методики будут учитывать как базисно-индексный метод, так и ресурсный. Вот, читайте прямо с ― «пылу с жару» полный обзор стратегии ценообразования в строительстве.

2. Порядок оформления сметной документации в составе проекта Сметная документация (как и проектная), может составляться в одну или две стадии, что зависит от сложности объекта. Одностадийное проектирование - рабочий проект - осуществляется на реконструкцию объекта и новое строительство по типовым проектам, а технически сложные объекты требуют двух стадий - проект и рабочая документация. Соответственно оставляются сметы.

Составление смет для одностадийного проектирования:

  • сводный сметный расчет (определяется по объектным и локальным сметам)
  • сводка затрат
  • объектные сметы (если нет прейскурантов и укрупненных сметных норм)
  • локальные сметы (при тех же условиях, что и объектные)
  • сметы на проектные работы и инженерно-технические обследования зданий
  • ведомость сметной стоимости реконструкции всех объектов в составе комплекса
  • ведомость материалов
  • пояснительная записка.

Состав сметной документации для двухстадийного проектирования:

  • сводный сметный расчет (определяется по укрупненным сметным нормам и показателям стоимости работ и аналогичных объектов)
  • сводка затрат
  • объектные и локальные сметные расчеты
  • сметы на проектные работы и инженерно-техническое обследование здания
  • ведомость сметной стоимости реконструкции всех объектов в составе комплекса.
  • пояснительная записка.
  • Состав смет по рабочим документам

    • объектные сметы по рабочим чертежам
    • локальные сметы по рабочим чертежам
    • ведомость сметной стоимости реконструкции всех объектов в составе комплекса
    • ведомость материалов
    • пояснительная записка.

    В случае если в проектную документацию требуется включение иных разделов, которые не определены как обязательные ее элементы в законодательстве, то их перечень фиксируется в соглашениях между разработчиком соответствующих источников и заказчиком. Можно отметить, что некоторые из тех разделов документации, что определены законодательно, обязательно включать в нее только в том случае, если строительный проект реализуется за счет средств бюджетных организаций. Их конкретный перечень приведен в Постановлении № 87.

    Можно отметить, что Положение № 87 однозначно не регламентирует то, в каком порядке должна разрабатываться рабочая составляющая источников по реализации проекта. Соответствующий правовой акт устанавливает, что она, как и проектная документация, включает в себя как текстовые, так и графические документы. Например, чертежи, различные спецификации.

    Законодатель не указал на четкую очередность подготовки этих двух пакетов документов. Поэтому можно составлять их одновременно, или же рабочую документацию готовить после согласования проектной. Если все бумаги разрабатываются одновременно, то на государственную экспертизу, по согласованию между экспертной организацией и заказчиком, можно подавать оба пакета. По рекомендациям Минрегиона, базовая цена проектирования, которая рассчитана с применением справочника, содержащего базовые цены на работы, может быть разбита таким образом: проектная документация – около 40%; рабочая – до 60%. Вместе с тем, это соотношение не является жестко закрепленным и может изменяться в любую сторону в зависимости от полноты разработки бумаг, специфики возводимого объекта. Главное – договоренность проектировщика и заказчика.

    Генподрядная организация, госконтракт на строительно-монтажные и пусконаладочные работ по школе. В контракте указано, что «цена Контракта в текущих ценах является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего контракта». Цена контракта определена на основании ССР, (сметы прошли гос.экспертизу). В ССР заложены лимитированные затраты: 1,8% временные здания и сооружения 1,35% зимнее удорожание 2% непредвиденные затраты. 18% НДС В 2018 году большую сумму по контракту закрыли актами выполненных работ. Правомерно ли поступает заказчик, требуя: Расшифровать сметой стоимость временных зданий и сооружений. Мы считаем, что надо забирать в актах выполненных работ в виде 1,8%
    Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооруженийГСН 81-05-01-2001 (утв. постановлением Госстроя РФ от 7 мая 2001 г. N 45)
    Дата введения 15 мая 2001 г.
    Взамен СНиП IV-9-82, СНиП 4.09-91

    3. Порядок расчетов за временные здания и сооружения
    3.1. Размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться:
    - по нормам настоящего сборника;
    - по расчету, основанному на данных ПОС.
    Одновременное использование указанных способов не допускается.
    3.2. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.

    Пункт 3.2 ГСН 81-05-01-2001 входит в противоречие с п. 4.84 МДС 81-35.2004:
    4.84. Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений может определяться:
    по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
    по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами не учтенными сметными нормами.
    Одновременное использование указанных способов не рекомендуется.
    Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8 образца № 1.
    Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.

    Если по одному и тому же вопросу есть разные документы (в данном случае п. 3.2 ГСН 81-05-01-2001 и п. 4.84 МДС 81-35.2004), то следует руководствоваться документом, вышедшим последним, т.е. МДСом 81-35.2004, который был принят и введен в действие  постановлением Госстроя России от 10.03.2004 г № 15-1.
    Что есть оборудование и материалы?

    Материалы и изделия производственно-технического назначения, не учтенные в единичных расценках и не включенные в перечни неучтенных материалов в составе технических частей, вводных указаний или приложений к сборникам ФЕРм, следует относить к оборудованию.

    Постоянно возникают разногласия по поводу применения расценок для бурения лидерных скважин под дальнейшую забивку свай молотами. В тех части 5 сборника п. 1.5.20 написано: "В расценках табл. с 05-01-048 по 05-01-059 предусмотрены затраты на выполнение работ по бурению лидерных скважин для установки и погружения свай". Эти расценки по мимо бурения учитывают промывку скважины глиняным растровом и применение обсадной трубы. При этом я точно знаю, что работы по бурению скважин под забивку свай будут проводиться машиной БМ-811, т.е. бурить будут шнеком без использования обсадных труб и глиняных растворов. Считаю, что правильно, в этом случае, взять расценку на шнековое бурение из 4 сборника ( 04-01-037-01-01-039), а не расценки на роторное бурение по 5 сборнику. Но в сметах, практически всегда, данный вид работ пытаются учесть расценками на роторное бурение по 5 сборнику, обосновывая свой выбор названием самого 5 сборника и пунктом 1.5.20 тех части к нему. Хотелось бы каких-то разъяснений по этому поводу.
    В этом случае мы можем высказать вам лишь свое мнение по этому вопросу. Да, мы с вами согласны в этом случае, т.к. состав работ и состав затрат более подходит к шнековому бурению, тем более у вас известна конкретная машина. Для получения ответа который имеет силу, вам стоит обратиться за письменным разъяснением в «Главгосэкспертизу» или в вашу местную экспертизу.
    При расчете сметы ресурсным методом при погрузке мусора вручную принимаем расценку из ФЕР, переводя ее в текущие цены индексом. Вопрос - каким? По смыслу напрашивается применить индекс к трудозатратам, но экспертиза пропускает индекс только к механизмам. Официального разъяснения данного вопроса не нашла.
    Если погрузка мусора осуществляется вручную, то и индекс для трудозатрат, а если погрузка механизированная то индекс к механизмам. Более подробно об этом каждый месяц публикуется информация в технической части индексов Ярославской области.
    Возможен ли полный отказ от базы ТЕР? Когда это может произойти? Когда отменят ТЕРы и перейдут на ГЭСНы?
    В наше время возможно все, но вот, например, Крым выпустил себе новую базу ТЕР-2017… Сколько она просуществует не известно. Так же, как и какие планы на базы у Минстроя никто не знает. Может на ФЕРы перейдём, а может и вообще что-то новое придумают.
    Пожелание узнать больше об изменениях в СНБ. Демонстрация новых версий программы.
    Мы всегда рады видеть Вас на наших семинар и будем рады Вашим пожеланиям при проведении семинара. Возможно Вас интересуют какие-либо определенные темы))) В можете выслать их нам на нашу электронную почту : smety@all-smety.ru
    Сделать сметную нормативную базу бесплатной и доступной для всех в Интернете,так как ее разработчики уже "распилили" выделенные государством на ее частое "обновление" деньги Минстрою! Многие не покупают " обновление" и бросают сметное дело, так как строительство сокращается!
    В данном случае это палка о двух концах. Разработчики сметных программ, затрачивают свое время и ресурсы для внесения данных в программу, платят зарплату, аренду и многое другое . Но у вас есть возможность скачать на сайте Минстроя базу в печатном виде и вносить расценки самостоятельно в программу для экономии средств, вы ведь за свою работу так же получаете деньги.
    Применение в программе коэффициентов составленных смет в ТЕР, и примененных расценок в этих сметах из базы ФЕР, для районов крайнего севера
    При расчете смет с использованием базы ТЕР, и применение расценок из базы ФЕР в данной локальной смете может быть согласовано с заказчиком, для смет не проходящих экспертизу. Для смет, проходящих экспертизу, это возможно только в случае если в данном регионе выпущено соответствующее письмо, как например в Ярославской, что пока в нашей нормативной базе отсутствуют расценки на перевозку и погрузку грузов использовать расценки из федеральной базы.
    Когда будет переход на сметно-нормативную базу ГЭСН-2017, ФЕР-2017 с изменениями?
    Официально все мы перешли на базу 2017 года с 28 апреля 2017 года, потом было дополнение №1, изменения последние (№2) были внесены в базу от 25 и 28 сентября 2017 года. На данный момент данные изменения вносятся в сметные программы. Использование базы ФЕР и дату ее ввода вы можете увидеть в реестре нормативных баз на сайте Минстроя. Т.е. она сейчас действующая и обязательная к применению!
    Для составления ресурсной сметы, для бюджетников, прайсы можно брать любые или каких-то конкретных поставщиков. По каким-то критериям отбирать!? Или экспертиза пропустит любой заявленный материал!?
    Вопрос пока также остается открытым. Согласно тому, что будет запущена ФГИС, все цены мы должны будем брать оттуда. И применение прайс-листов будет возможно для оборудования, которое изготавливается на заказ. Обо все остальном пока информации нет, скорее всего, к моменту ввода в действия ФГИС (пока что это 15 декабря), появится какое-то дополнительное
    разъяснение.
    Будет ли новая редакция ТЕР и когда? Когда выйдут изменения к территориальной базе Ярославской области?

    К сожалению, пока порадовать Вас нечем. Базы территориальные не отменили, хоть и грозились это сделать к 30 сентября (а в реальности отменили только базу Хабаровского края. И то скорее всего эти события никак не связаны). Пока мы так же в ожидании ответов, а вопросов все больше… Мы их задали Департаменту строительства Ярославской области…

    • Какие мероприятия проводит департамент строительства и область по планируемому переходу на ресурсный метод расчёта среди заказчиков, подрядчиков и органов экспертизы?
    • Когда планируется обновление и актуализация Территориальных единичных расценок Ярославской области? Данная база еще 2009 года редакции (одна из старейших в России! Дополнялась только единожды, в 2011 году)!
    • Будет ли Ярославская область переходить на федеральную нормативную базу?
    • Продолжат ли выпускать индексы пересчета и текущие цены к территориальной базе Ярославской области?
    • Какая работа проводится по подготовке и наполнению в необходимом объеме с поставщиками стройматериалов в регионе для системы ФГИС ценообразования в строительстве?
    • Проводится ли работа по разработке новых нормативов (как пример - база СН-2012 для г.Москва, уже переживающая третий выпуск - 2018 года)?

    Главным документом, согласно которого, мы можем пользоваться базой ТЕР – Реестр изменений нормативных баз, на сайте Минстроя. База в этом реестре есть. Мы, также, как и вы следим за информацией в нем. А всех наших клиентов уведомляем об изменениях в своей авторской рассылке.

    Будут ли корректироваться расценки в ТЕР, аналогично новым ФЕР?
    Возможно, например, для Республики Крым буквально недавно выпустили новую территориальную базу (уже в редакции 2017 года), но сколько она «продержится» и выпустят ли для других регионов – пока что не известно. Многие ждут 2018 года, когда будут изменеия, связанные с вводом в действие 15.12.2017 ФГИС. Что касается Ярославской базы, то это тайна, покрытая мраком. Т.к. мы пока работаем в базе ред 2009г.и будут ли к ней изменения не известно. Вот, кстати, комментарий Павла Горячкина, который он дал эксклюзивно «Галактика ИТ».
    Получила смету в ФЕР (по аукциону) с общим индексом 5,9. Директору нужно по позиционно расписать по статьям затрат какие индексы применены к ФОТ. Есть ли какие-то усредненные индексы по Ярославской области?
    Индексы конечно есть и выпускаются, в Вестнике ценообразования и сметного нормирования (Стройинформиздат), но скорее всего у вас твердая договорная цена от которой вы не сможете отойти, в этом случае индексы Вам никак не помогут, информация не будет достоверной. Кстати, обо всех индексах и их применении мы писали здесь.
    Будет ли использоваться система индексов при переходе на ресурсный метод?
    Вопрос достаточно сложный, в процессе переходного периода. Да, скорее всего будет использоваться и система индексов, например, для смет тендерных, для формирования начальной максимальной цены контракта, а также для смет, не проходящих государственную экспертизу (частных/коммерческих смет).
    Можно ли удалять ресурсы из смет по требованиям заказчика?
    Все зависит от вашего заказчика, если это заказчик государственный, то Вам необходимо следовать строго методикам, согласно которым удаление запрещено. Но если заказчик не государственный, то тут говориться он «царь и бог» особенно в том случае если смета в дальнейшем не будет проходить экспертизу, лучше данные моменты прописывать дополнительно в договоре.
    Как работать ресурсным методом в программе в 2017г?

    На данный момент говорить о том ресурсном методе который планирует ФГИС, еще не приходится, но в программе реализован алгоритм расчета смет так же и ресурсным методом .

    Более подробно Вы можете ознакомиться с ним тут или посмотреть видео тут.

    Также Компания Галактика предлагает Вам курс обучения "Переходи на ресурсный", где вы сможете более подробно изучить ресурсный метод, а так же задать все интересующие Вас вопросы.

    Данный курс предназначен как для начинающих сметчиков, так и для опытных специалистов. Помогает быстро переключиться с расчета смет базисно-индексным методом на ресурсный, согласно предстоящему переходу страны на него. Основные рассматриваемые вопросы:

    • Особенности составления смет ресурсным способом
    • ФГИС и с чем его едят
    • Откуда берутся текущие цены
    • Нужно ли переводить цены в базисный уровень цен
    • Особенности составления смет ресурсным методом в выбранной сметной сметной программе
    • Ответы на вопросы по сметной программе.

    Подробности и стоимость можно узнать, связавшись с нами по эл.почте: smety@all-smety.ru

    Выезжаем к заказчику, обучаем в других городах и через интернет.

    Задайте ваш вопрос