О «светофоре ценообразования» и наполнении ФГИС ЦС

О «светофоре ценообразования» и наполнении ФГИС ЦС

О «светофоре ценообразования» и наполнении ФГИС ЦС

Наполнение ФГИС ЦС «‎буксует»: Минстрой трясет регионы, чтобы те предоставляли цены и мотивировали поставщиков.

До 14 мая, далее — ежеквартально субъекты обязаны предоставлять результаты сбора данных о ценах строительных ресурсов; на основании данных из различных источников информации в соответствии с номенклатурой. Следом Минпромторг требует еженедельно отчитываться о средних отпускных ценах основных ценообразующих материальных ресурсов (индикативных) — цемент, еврошифер, стекло, кирпич, рубероид, плитка, металлочерепица.

На местах все завалены требованиями, продолжая…. рисовать «‎Весёлые картинки». Сметчики корпят над конъюнктурным анализом, пока Минстрой…. «‎въезжает в светлое будущее».

Владимир Путин: «‎Построить завод «‎под ключ» в стране должно быть проще и выгоднее, чем за рубежом…. надо строить больше жилья для его доступности».

Если для снижения стоимости жилья его необходимо больше строить, то в чем тогда будет заключаться справедливое ценообразование?

Сделать так, как обещает Минстрой и Главгосэкспертиза — цены вырастут, став достоверными и реальными. Ввод в действие всех новых Методик, базы в уровне цен 2021, мониторинг, наполнение, публикация цен во ФГИС ЦС (и их регулирование?). После всех нововведений девелоперам должно рентабельнее и прозрачнее строить доступное жилье, не балансируя между многочисленными расследованиями обоснованности затрат, неактуальными расценками и старыми нормами.

Если вся реформа ценообразования обернётся косметикой, без обоснованных цен во ФГИС ЦС (не «подкрученных» по результатам мониторинга), без отвечающей реальностям базы (на основе РТМ), с переписанными Методиками (по сути без видимых, измеримых нововведений) и будет фактически направлена на сдерживание цен — ни о каком положительном результате для сообщества говорить будет невозможно.

Пройти между двух зажженных костров, выполнив поручение Президента — задача вице-премьера Марата Хуснуллина.

Проблемы ФГИС ЦС

Жаль, в открытом доступе нет информации: какого числа поставщик добавлен в ФГИС ЦС, «зашёл» ли туда сам или в буквальном смысле «попал» в мониторинг. Как наполнили информацию через личные кабинеты ФОИВ в регионах, что с достоверностью предоставленных цен, объемом информации. Об этом и причинах всего происходящего лучше всего могут рассказать коллеги из ГГЭ.

Было бы здорово наглядно предоставлять статистические данные работы регионов (на которых, как мы поняли, делается основная ставка), чтобы своевременно и оперативно использовать их на совещаниях. Провести дополнительные мотивирующие мероприятия (скоро месяц, как прошло первое Всероссийское совещание), где рассмотреть успешные кейсы ФОИВ.

И объяснить, наконец: ЧТО хорошего от всего этого получат поставщики, кроме регулирования цен?

Это действительно попадание в список «избранных» с какими-то привилегиями и бонусами или способ «отрегулировать» цены с помощью того же ФАС и ФНС?

Два вопроса ко ФГИС ЦС от производителей:

  • как попасть в КСР и в новую базу 2021?
  • когда планируется (и будет ли) публикация их цен во ФГИС ЦС в открытом доступе из личного кабинета?

Пора засучить рукава. Очень хочется верить, что эта безрадостная картина не будет основанием для Минстроя отложить переход на ресурсно-индексный метод по причине «низкой наполняемости ФГИС ЦС», о чем нам уже намекали ранее.

Про зарплаты в стройке

Антон Глушков (президент НОСТРОЙ): «Отставание зарплат в сметах от тех, которые строительные компании реально выплачивают рабочим, в 10 регионах России достигает 50% и больше».
Михаил Посохин (президент НОПРИЗ): «Существует проблема кадрового обеспечения сферы ценообразования…. Темпы реформы ценообразования сегодня не удовлетворяют профессиональное сообщество, и как результат отсутствует справедливая оценка труда проектировщика и изыскателя. Что, в свою очередь, приводит к сокращению квалифицированных кадров, отсутствию у молодежи интереса к профессии».

Для строителей все равно ничего не изменится. Повышение прожиточного минимума — это дополнительная нагрузка на местный бюджет. И в регионах, где бюджетные росписи уже давно сформированы, не спешат поднимать зарплату строителям….

Пересчет региональных индексов для строителей на местах, про которые нам постоянно говорят представители НОСТРОЙ и Минстроя, также упирается в ЗП и в руководителей регионов: «как не раз подчеркивал Минтруд, регионы обладают правом устанавливать прожиточный минимум выше уровня, предложенного им центром». Круг замкнулся.

Ранее Президент поручил проверить обоснованность роста цен на жилье (ФАС) и придумать: как ограничить рост цен на стройматериалы (кабинет министров и комиссия Госсовета по строительству и ЖКХ). Как ни крути: опять нужно наполнение и публикация цен во ФГИС ЦС.

Как Главгосэкспертизе мотивировать регионы заходить во ФГИС ЦС

Только при заинтересованности регионов наполнение ФГИС ЦС будет не на словах, а на деле. Для этого, по задумке «рулевых» реформы ценообразования, ФОИВ через личные кабинеты должны наполнять своим мониторингом ФГИС ЦС, попутно стимулируя поставщиков в регионе также «заходить» в систему посредством регистрации в своих личных кабинетах и предоставления данных.

Может быть, Главгосэкспертизе и центрам мониторинга, которые «принимают активное участие», пора рассказать о динамике наполнения ФГИС ЦС через личные кабинеты на конкретных примерах в регионах-лидерах (в разрезе ФОИВ/поставщиков)? А заодно, о трудностях, с которыми столкнулись (включая саботаж поставщиков) и как они их решали? Поделиться опытом, обменяться идеями, замечаниями, предложениями? Аргументированно ответить на обоснованную критику.

Хватит просто направлять письма в регионы с просьбами что-то предоставить. Пора действовать. Времени мало.

Провести круглый стол с участие ГГЭ, центров мониторинга, поставщиков, где еще раз показать динамику наполнения, результаты (в т.ч на примере пересчитанных индексов и смет!). Отдельно объяснить еще раз безответственным поставщикам на конкретных примерах, что именно от их цен зависит состояние строительной отрасли и цены в госконтрактах, а соответственно и дальнейшие закупки материала теми же строителями у этого же поставщика!

Как Минстрою мотивировать руководителей регионов работать с поставщиками

Что делать с саботажем в регионах? С теми, кто не хочет работать в направлении наполнения ФГИС ЦС, кто не занимается мотивацией, стимулированием поставщиков? Кто отсылают «наверх» недостоверные данные или занимаются имитацией деятельности и отписками?

Президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 21 апреля: «Инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне. Здесь сразу хочу обратиться и к руководителям регионов, и к Правительству: послушайте, давайте только работать ритмично и чётко. Не хочу здесь, с этой трибуны, произносить жёстких или грубых слов, но своевременно надо всё делать, готовить надо эти проекты, не прибегать просто с картинками в Правительство. А Правительство должно их быстро перерабатывать, помочь регионам там, где они с этим не справляются. Помочь надо коллегам, понимаете? А не отбрасывать в корзину и говорить: они плохо сделали. Некоторые не могут сделать так, как вы требуете, – помогите им, и тогда работа пойдёт!»

Использовать с умом и подконтрольно Федеральные инфраструктурные кредиты на проекты регионов, средства из Фонда национального благосостояния!

Проще говоря: федеральных денег на нацпроекты в «токсичный» регион не давать. Раз ФГИС ЦС в разрезе ФОИВ не наполняется, данные мониторинга не меняются/не достоверны/не актуальны/не подаются, количество поставщиков не растет, все не прозрачно — то зачем тогда Вам деньги?

О каком механизме повышения самодостаточности региональных экономик, инвестиционных ресурсах можно говорить? Как проходить экспертизу таких проектов в регионе, где данные не объективны?

Уверены, вице-премьер Марат Шакирзянович Хуснуллин способен принимать волевые решения, сможет довести это требование до губернаторов в максимально доступной форме и справедливо спросить с них. Вот тогда и работа в регионах реально пойдет, и стимулы появятся у всех.

Седьмой «‎светофор» Марата Хуснуллина — ценообразование

Начать можно уже с «седьмого светофора» на сайте ФГИС ЦС. Совершенно точно нужна достоверная, обоснованная, верифицированная и оперативная информация о ценах. Отличный инфоповод — это напоминание Президента про инфраструктурные кредиты регионам для мотивации регионов с предоставлением данных о ценах во ФГИС ЦС.

Владимир Путин:«Строительные компании обращаются с вопросами тарифов, расценок и т. д. Понятно, что все эти расценки должны быть экономически обоснованными. Все хотят получить денег побольше, это само собой разумеется, но нельзя, чтобы отрасль страдала, если будет фактически невозможно выполнять те контракты, которые они на себя берут».
Марат Хуснуллин: «В части стоимости материалов надо будет пересмотреть и сами виды работ — обязательно надо применять современные виды работ, тогда, может, расценки будут выше, но за счет производительности, в конечном итоге, произойдет снижение. Это комплексная программа, мы ее подготовим»

Цены, зарплата…. А между тем — сметы, даже с учетом новых индексов, совсем отстали от реальности.

По материалам Telegram-канала «‎Просто о сметах»

О «светофоре ценообразования» и наполнении ФГИС ЦС