Личные кабинеты органов исполнительной власти во ФГИС ЦС и мотивация поставщиков

Личные кабинеты органов исполнительной власти во ФГИС ЦС и мотивация поставщиков

Личные кабинеты органов исполнительной власти во ФГИС ЦС и мотивация поставщиков

По инициативе Минстроя РФ и Главгосэкспертизы прошло всероссийское совещание в режиме видео конференц-связи: «ФГИС ЦС — цели и задачи, функциональные возможности личных кабинетов органов исполнительной власти субъектов РФ».

Для органов исполнительной власти субъектов, курирующих лиц по ценообразованию были продемонстрированы возможности личных кабинетов, на вопросы коллег ответил заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев.

С 31 марта органы исполнительной власти посредством личных кабинетов во ФГИС ЦС смогут осуществлять:

  • Направление информации, необходимой для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по субъекту.
  • Направление на рассмотрение расчета среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.
  • Рассмотрение заявок на вкл/искл в/из перечня ЮЛ и ИП, представляющих сведения в ФГИС ЦС.
  • Мониторинг процесса предоставления в ФГИС ЦС информации производителями, перевозчиками и оптовыми поставщиками строительных ресурсов.

На сайте ФГИС ЦС по ссылке для органов исполнительной власти по ссылке уже доступна возможности регистрации https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/applications в личном кабинете и выложено руководство по работе, а также презентация.

С 2022 года, судя по новости на сайте ФГИС ЦС информация от субъектов должна направляться только в электронном виде через ФГИС ЦС (без бумажных носителей).

Мероприятие хорошее, полезное и нужное. Поддерживаем его проведение.

Очень надеемся, что представители Минстроя и Главгосэкспертизы смогли не только предоставить удобный инструмент, сокращающий трудозатраты в подготовке результатов мониторинга для регионов (частично избавляя от выполнения рутинных расчетов, а заодно и тысяч бумажных документов, которые приходится предоставлять), но и «зажечь» глаза ФОИВ (а кому-то и придать дополнительный пендель импульс, без которого некоторые никак не хотят работать). Для органов исполнительной власти теперь официально предоставлены все возможности, чтобы начать принимать непосредственное участие в наведении порядка с ценообразованием в своем регионе. Создав личные кабинеты для ФОИВ, Минстрой и ГГЭ, настойчиво предлагают начать в них работать, наполняя систему необходимыми данными.

Лучшим результатом, конечно, будет, если этот импульс предастся самим поставщикам и производителям в регионах. Об этом, собственно, неоднократно напоминали представители Минстроя и ГГЭ.

Если отбросить тему перекладывания ответственности на регионы (спасение утопающих — дело рук самих утопающих), то почему все проблемы с ценообразованием должны решаться только наверху? Губернаторам, где дела с центрами мониторинга пущены на самотек, уже стоит напрячься. Там, где местные органы власти хотят поддержать строителей, (чтобы они могли достраивать объекты без «посадок», с «белой» ЗП) стоит первыми сделать шаг навстречу: пересмотреть уровень заработной платы, рассчитать правильные индексы, предоставить реальные цены, простимулировав местных поставщиков, как следствие — получить стройку с честной ЗП (попутно с отчислениями в бюджет), лояльных строителей с прозрачными контрактами, где не будет обманутых ожиданий, объекты будут рассчитываться достоверно и достраиваться в срок.

Не смотря на то, что все регионы два года как отчитались о том, что везде созданы центры мониторинга — мы все знаем, что это не так. Необходимо уделить пристальное внимание каждому: где-то объяснить, для чего это должно быть сделано (не для формального выполнения поручения!), где-то заставить двинуться в этом направлении, где-то привести в пример лидеров. Мы только ЗА, чтобы на «штабах» под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина  «прилетело» тем, кто ничего не делает и только отбрыкивается от всего этого, занимаясь отписками. Уверены, что, например, Липецку, Кузбассу, Новосибирску не прилетит. А за обменом опытом туда точно поедут.

Необходимо найти выход из ситуации, когда: нет бюджета на РЦЦС (центры мониторинга); нет людей (это не должны быть специалисты местных экспертиз, которым отдают все это «в нагрузку»!); нет желания этим заниматься (когда в лучшем случае для проформы делают запросы/рассылки по местным поставщикам с просьбой «за спасибо» зарегистрироваться во ФГИС ЦС), а в худшем — разведут руками со словами: «нам никто не отвечает».

Подчеркиваем, только совместная работа может принести результат: ФОИВ, местных поставщиков, Минстроя и Главсгосэкспертизы.

Чем на это ответят регионы?

Заместитель директора департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя РФ Юлия Хасеновна Родионова:

«Своевременный переход на ресурсно-индексный метод при низкой наполняемости ФГИС ЦС не состоится. До тех пор, пока не наполним базу, не сможем своевременно перейти на ресурсно-индексный, а потом и на ресурсный метод.

Минстрой РФ прорабатывает вопросы введения административной ответственности для поставщиков за непредоставления данных во ФГИС ЦС».

Принятие мер административной ответственности выглядит нереальным по срокам. ФГИС ЦС необходимо наполнить ДО конца этого года. Вряд ли, даже учитывая пробивные и лоббистские возможности Марата Хуснуллина, вопрос с наказанием поставщиков будет так оперативно разрешен. (Да и что мешает поставщику сдать «нулевочки» или не всю номенклатуру?)

Репрессивными мерами вопрос не решить — времени нет.

Только всеобщее активное участие, заинтересованность ФОИВ (раз на них делается ставка — их и нужно наказывать!) и разъяснительная работа среди поставщиков. О чем и говорилось на всероссийском совещании: в ГГЭ готовы отрабатывать в ручном режиме с каждым субъектом вопросы работы с личными кабинетами, вносить изменения и правки.

Про стимулирование поставщиков — ЮЛ и ИП подавать данные как приоритетную задачу ФОИВ.

Другими словами, вернуть поставщиков «в СССР» и объяснить им (в расчете на сознательность), что они непосредственно будут влиять на сметную стоимость — не совсем убедительный аргумент. Преференции в закупках, которые возможно будут… может быть. только неконкретны они, не ясно: для кого и что.

И опять не успеть принять их до конца года.

«Вы нам все, мы вам — ничего» — как-то не клеится с логикой и энтузиазмом.

Сметные цены будут размещены в ФГИС ЦС, начиная с 2022 года. Все будут видеть во ФГИС ЦС агрегированные цены по данным производителей и поставщиков (для исключения манипуляций и ручного управления поставщиками). По результатам тестового периода будет принято решение о публикации цен предложений поставщиков.

На данный момент в ФГИС ЦС публикуется вся контактная информация поставщика и представленная им номенклатура ресурсов.

Почему в Минстрое не хотят обратить внимание на главное: цен не увидят ни поставщики, ни ФОИВ, ни… сметчики. Во ФГИС ЦС будет только то, что опубликует ГГЭ по итогам фактически закрытого  «мониторинга». Так сейчас по закону, если не ошибаемся.

Может быть, именно это можно еще успеть изменить? По желанию поставщика сделать информацию о его ценах общедоступной?

Минстрою и Главгосэкпертизе стоит уже сейчас иметь запасной, альтернативный вариант наполнения системы. И не ставить все на ФОИВ. Лучше всего параллельно ускоренными темпами готовить свой централизованный мониторинг (не только парсинг!) Да, задачка очень непростая. Верим, что Сергей Лахаев и его команда смогут ее изящно решить.

Сюда бы еще и НОСТРОЙ подключить.

Тогда ГГЭ убьёт двух зайцев: с блеском выполнит поручение по запуску ФГИС ЦС с переходом на ресурсно-индексный метод (минимизировав последствия «нарисованного» мониторинга по среднему индексу на группы материалов), а заодно и проконтролирует качество работы регионов.

В противном случае, мониторинг от незаинтересованных и не простимулированных ФОИВ (а как следствие — и поставщиков) может стать всего лишь одним из альтернативных, но не главных источников информации, не дав взлететь ФГИС ЦС. Попытки потом свалить все на регионы, которые «не предоставили данные», будут слабым оправданием, а фундамент реформы так и останется недостроем.

У представителей Минстроя и ГГЭ не может быть никаких «допусков», что ФГИС ЦС не полетит! Со II квартала 2022 года ФГИС ЦС необходимо максимально наполнить и данные должны быть опубликованы! Нельзя говорить об обратном и подвергать это сомнению в публичных выступлениях, идя на поводу скептиков. Нельзя отступать.

В противном случае…

Заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергей Лахаев: «Нам больше никто не простит очередного провала реформы».

И это – правда.

На наши вопросы по этой теме в Главгосэкспертизе России нам ответили так:

"Онлайн-сервис «некий светофор» для губернаторов будет реализован. Цены поставщиков скорее всего опубликуем, решение примем после тестового периода".

Личные кабинеты органов исполнительной власти во ФГИС ЦС и мотивация поставщиков