Минстрой о плане мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ

Минстрой о плане мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ

План реформы от Минстроя уже давно стал притчей во языцех. Никто не знает: где этот план размещён в открытом доступе, с кем и как его согласовывали и в каком объеме. С ноября месяца эта "дорожная карта" то ли на утверждении в Правительстве, то ли ещё где "застряла". Мы написали запрос в Минстрой и только со второго раза спустя почти два месяца нам ответили (первый запрос был проигнорирован). Видимо вопрос действительно "острый" и резонирующий. 

Наши вопросы Минстрою РФ:

  1. Что является результатом работы в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации по совершенствованию системы ценообразования путем создания единой базы государственных сметных нормативов, применяемых при проектировании и строительстве, а также сметных цен строительных ресурсов, определяемых на основе мониторинга цен производителей? По информации, опубликованной на сайте Минстроя РФ от 16 января 2019 года - более 35 тысяч сметных норм было актуализировано в 2018 году. Но ведь в 2018 году было только одно изменение, которое подтверждается последней записью от 15.01.2018 в федеральном реестре сметных нормативов, опубликованном на сайте Минстроя. Таким образом получается, что федеральная база не обновлялась с сентября 2017 года?
  2. Что является результатом двухлетней работы по гармонизации федеральной сметно-нормативной базы и сметно-нормативных баз Правительства Москвы [ТСН-Москва - ред.], ОАО «РЖД» и ГК «Росатом» в части дублирующих сметных норм, имеющей особенно важное значение для строительного комплекса? [Кстати, на работы по гармонизации только на основании открытой информации о разыгранных тендерах ГАУ НИАЦ за период с 2016 по 2019 год ушло по нашим подсчетам более 450 млн. рублей! - ред.]
  3. Кем, когда утверждены и где опубликованы более 35 тыс. актуализированных сметных норм, позволяющих оптимизировать бюджетные средства, выделяемые на строительство объектов, дополнения и изменения в сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы и на монтаж оборудования?
  4. Кто входит в состав обновленного состава Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России? [Вообще их даже два, этих Совета, вот еще один и новость про него - ред. По заверениям Минстроя состав членов совета обновлён - ред.]
  5. Утвержден ли проект Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации и где с ним можно ознакомиться?

Ответ Минстроя про проект плана мероприятий:

Уважаемый Максим Евгеньевич!

Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел Ваши обращения от 1 марта 2019 г. № 105024, от 1 апреля 2019 г. № 108018 и в рамках компетенции сообщает.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минстроем России разработан, согласован с федеральными органами исполнительной власти и организациями и представлен в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации (далее — План мероприятий).
План мероприятий рассмотрен субъектами Российской Федерации и представителями строительного комплекса. Поступившие замечания и предложения к Плану мероприятий рассмотрены и учтены при его доработке.

Целью выполнения Плана мероприятий является поддержание и развитие государственной сметно-нормативной базы и информационных систем для возможно быстрого, удобного, с применением современных информационных и организационных технологий определения экономически обоснованной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях формирования начальной максимальной цены контракта для проведения дальнейших
конкурсных процедур.

План мероприятий состоит из следующих разделов:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования;

2) мероприятия, направленные на повышение достоверности определения сметной стоимости строительства, в том числе мероприятия по поддержанию в надлежащем состоянии (до перехода на ресурсный метод ценообразования) действующей системы ценообразования, основанной на базисно-индексном методе определения стоимости строительства, предусматривающие в том числе формирование единичных расценок по разработанным и разрабатываемымсметным нормам, гармонизацию государственных, территориальных (ТСН-2001 для города Москвы) и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием, а также мероприятия по созданию системы расчетов объективных индексов пересчета в текущий и прогнозный уровень цен;

3) мероприятия, необходимые для обеспечения перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства, в том числе мероприятия по апробации новых подходов в сфере ценообразования в рамках перехода, в том числе создание эффективного инструмента прогнозирования последствий изменений, вносимых в систему ценообразования в строительстве посредством разработки и применения соответствующей расчетно-аналитической модели;

4) мероприятия по совершенствованию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС);

5) мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли.

Реализация Плана мероприятий предусмотрена в три основных этапа с указанием сроков их реализации:

1-ый этап (до 1 января 2021 года): на переходный период сохранить существующий порядок определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом;

2-ой этап (с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года): провести апробацию ресурсной модели, с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга цен участников рынка строительных ресурсов с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам;

З-ий этап (с 1 января 2022 года): по результатам сбора сведений о цене строительных ресурсов непосредственно от производителей осуществить переход к полноценному применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС.

На первом этапе планируется принять меры по актуализации используемого в настоящее время базисно-индексного метода с целью обеспечения возможности его эффективного применения для определения достоверной стоимости строительства объектов капитального строительства до перехода на ресурсную модель, в частности:

  • оптимизировать процедуру разработки и применения прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в части установления единого порядка осуществления субъектами Российской Федерации мониторинга стоимости строительных ресурсов для расчета индексов, а также разработки новых необходимых рынку индексов в случае недостаточности их номенклатуры субъектами Российской Федерации и иными заинтересованными организациями [что поменялось с марта 2019, что за новая универсальная форма-ред?];
  • обеспечить возможность использования при формировании сметной стоимости строительства федеральных расценок на новые технологии по разработанным ранее И планируемым к разработке элементным сметным нормам;
  • откорректировать порядок и методики разработки и утверждения новых сметных нормативов, что позволит сократить сроки наполнения сметно-нормативной базы необходимыми строительному комплексу нормами и расценками.

На втором этапе, после создания и введения в действие расчетно-аналитической модели прогнозирования изменений, планируется реализовать комплекс мероприятий по поэтапному переходу к ресурсной модели определения сметной стоимости строительства, основанной на формировании смет ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета
в текущий уровень цен по отдельным ресурсам. При этом в целях расчета указанных индексов до получения гарантированной и апробированной возможности сбора сведений по ценам непосредственно производителей и импортеров строительной продукции предлагается использовать результаты мониторинга стоимости материалов по цене предложения в территориальном разрезе (по ценовым зонам). Предлагается также дополнительно разработать и опробовать методы верификации таких цен, в том числе с использованием методов работы с большими данными, и интегрировать ФГИС ЦС с иными государственными и негосударственными информационными системами.

В рамках второго этапа планируется также внести ряд изменений в нормативные правовые акты, регулирующие процедуры мониторинга цен строительных ресурсов с целью создания дополнительных административных элементов стимулирования производителей (импортеров) для своевременного предоставления достоверной информации о стоимости строительных ресурсов во ФГИС ЦС в полном объеме. Кроме того, для перехода на ресурсную модель должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • доработка классификатора строительных ресурсов и порядка его ведения;
  • разработка и утверждение комплекса методических документов по определению сметной стоимости строительства ресурсным методом;
  • создание информационных систем для автоматизированного расчета индексов пересчета в текущий уровень цен по элементам затрат для каждой единичной расценки, а также индексов по отдельным ресурсам [индексы для ресурсного метода :) без этого действительно никуда, если мониторить весь КСР - не получится никогда в жизни, и придется текущие цены получать средним индексом, это суровые реалии-ред.];
  • формированию единой государственной базы элементных сметных норм, учитывающей особенности и «лучшие практики» промышленного и гражданского строительства (новые технологии, современные эффективные материалы м машины, инновационные методы ведения работ) по результатам гармонизации государственных, территориальных (ТСН-2001 для города Москвы) и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием.

На третьем этапе реализации Плана мероприятий после пилотной проверки методик и регламентов работы информационных систем предполагается получить возможность расчета сметной стоимости строительства ресурсным методом.

Кроме того Планом мероприятий предусмотрено внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс)‚ устанавливающих возможность разработки, утверждения и применения федеральных единичных расценок, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что является необходимым для возможности применения сметных норм, учитывающих новые технологии, материалы и оборудование (в настоящее время Кодексом не предусмотрена разработка расценок, применяемых при использовании базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства).

Также Минстроем России подготовлен, согласован заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 Декабря 2016 г. №91452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (Далее — проект Постановления), а также разработана Методика по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства (далее — Методика).

Проектом постановления и Методикой предлагается:

  • установить правила конъюнктурного анализа цен строительных ресурсов при использовании базисно-индексного метода, с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации‚ осуществляющих строительство объектов обороны и безопасности, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, созданных Российской Федерацией и юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, осуществляющих строительство линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, на основании сводной номенклатуры ценообразующих ресурсов и перечней специализированных ценообразующих ресурсов, формируемых Минстроем России;
  • определить порядок разработки указанными органами исполнительной власти и организациями новых необходимых рынку индексов изменения сметной стоимости строительства, в случае недостаточности их номенклатуры;
  • установить требования к ресурсно-технологическим моделям, обосновывающим документам, предоставляемым субъектами Российской Федерации, формам предоставления информации  о сметных ценах основных строительных ресурсов.

Кроме того, Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении в Федеральный закон № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Далее — законопроект), который согласован заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предусматривающий разработку и применение федеральных единичных расценок‚ что позволит применять ранее разработанные и разрабатываемые в настоящее время сметные нормы, учитывающие новые технологии, материалы и оборудование.

Положения законопроекта включены в проект федерального закона №9 681472-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части решения приоритетных задач в сфере долевого строительства)», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов Государственной Думы.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо Неопределенному кругу ЛИЦ, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации‚ установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя РОССИИ, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор
Департамента ценообразования и градостроительного зонирования И.В. Тютьмина

По материалам Telegram-канала "Просто о сметах". При перепечатке ссылка обязательна.

От редакции: Как всегда, Минстрой ответил только на удобные вопросы, повторив кратко тезисы выступлений своих представителей, проигнорировав остальные. 

Так и не ясно: где опубликован план, с кем, когда и каким образом согласовывался? Например, в Союз инженеров-сметчиков (казалось бы!) он даже не направлялся! Почему до сих пор не подписан и не согласован? Как следить за его исполнением, если этот план есть, но нигде в открытом доступе его нет?

Ограниченный круг РЦЦС участвовал в его “обсуждении”. В совещании в октябре 2018 года приняли участие 39 региональных центров компетенций ценообразования в строительстве из 35 субъектов Российской Федерации. Всего 106 участников по протоколу заседания Главгосэкспертизы в режиме видеоконференц-связи! А где остальные? В России 85 субъектов! Что это за перекос? Получается вот так прямо, без участия других регионов, меньшинством взяли и приняли план? Много ли РЦЦС занимаются разработкой нормативов и экспертизой? Да от силы десяток “живых” наберётся! Конечно, они поддержат эту тему единогласно! Мы об этом писали, РЦЦС заинтересованы в зарабатывании денег и финансировании, они загибаются. Поэтому они под всем подпишутся :) И Минстрой денег даст? Погодите, а закупочная тема, а госконтракты на проведение мониторинга?

Кто, когда и какие предложения вносил? Наши то мы видим, частично учли ;) Но вопросов всё больше и больше.


Задайте ваш вопрос