Комментарий эксперта о ситуации с реформой ценообразования стройки

Комментарий эксперта о ситуации с реформой ценообразования стройки

Комментарий эксперта о ситуации с реформой ценообразования стройки

Комментарии эксперта о ситуации с реформой ценообразования, непосредственно задействованного в процессе изменений и пожелавшего остаться неизвестным. Не со всем изложенным мы согласны, но многие моменты действительно важны тем, что вносят ясность в происходящее и отвечают на наболевшие вопросы сметного сообщества. Мы посчитали нужным дать информацию именно именно так, как она была нам озвучена. Не смотря на разность оценки, считаем правильным и важным состоявшийся диалог, в ходе которого был озвучен неофициальный отчет о проделанной работе, дальнейшие планы предстоящего перехода на ресурсно-индексный метод расчета, развеяны некоторые мифы, а где-то и предоставлены контраргументы в ответ на нашу критику. Нельзя не отметить, что медленное поступательное движение навстречу сметному сообществу все-таки имеет место быть, аргументы оппонентов заслуживают внимания и уважения. Самое ценное: многочисленные вопросы, обоснованные опасения и озабоченность коллег услышаны. Обе стороны признают, что нужно чаще общаться. Сегодня затронем очень острые темы с неизвестными ранее подробностями...

  • Почему наполняемость ФГИС ЦС никто не считает панацеей
  • О системном мониторинге цен и неверной оценке происходящего
  • О важной роли поставщиков и подводных камнях
  • Про расчетные индексы по всем субъектам до конца квартала и утопии ежемесячных индексов пересчета
  • О веских причинах "торможения" с переходом на ресурсно-индексный метод и когда все-таки его ждать
  • О переходном периоде для сметчиков
  • О Методиках ценообразования
  • О новой ФСНБ-2022
  • Что хорошего в том, что запретили использовать сметы для взаиморасчетов
  • О "дорожной" карте и дорожниках 


О новой ФСНБ-2022

Одной из двух задач, которые необходимы было решить, чтобы подготовиться к переходу на ресурсно-индексный метод, была разработка и выпуск новой базы ФСНБ-2022. Сделано действительно много нужного и полезного.

  • База ФСНБ-2022 в уровне цен на 01.01.22 г в соответствии с запланированными сроками была утверждена перед Новым годом (приказ Минстроя России № 1046/пр  от 30 декабря 2021 года). Создан специальный раздел на сайте ФГИС ЦС: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/fsnb

  • С учетом отлагательного срока вступления (изменен срок ввода в действие базы ФСНБ-2022 - с 30 декабря 2022 г) новая база дорабатывается и уже выпущены первые дополнения и изменения (утв. приказом Минстроя России от 18 мая 2022 года № 378/пр). 

  • Продолжаются работы по актуализации содержания сметных норм, корректировке отдельных положений технических частей, наполнению сборников строительных ресурсов ценовыми показателям, корректировке сметных цен. 

  • Как и обещали ранее, опубликован Справочник технологических групп к ФСНБ-2022 - та самая, важная и необходимая связь с ресурсно-индексным методом. 

Справочник позволит сметчику не выбирать из всей большой номенклатуры любой ресурс, а применять именно тот, который подходит по технологии.

Специальный раздел на сайте ФГИС ЦС: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/fsnb/technologyGroups 

Актуализация базы технологических групп, их проработка и привязка к отдельным нормам, а также наполнение ФСБЦ-2022 дополнительными ресурсами при необходимости обеспечения ими технологий, в дальнейшем будет происходить одновременно с выходом очередных дополнений и изменений к ФСНБ-2022. Запланировано методологическое закрепление обязательности выбора к сметным нормам исключительно тех ресурсов, которые привязаны к технологии в технологической группе. 

При этом, для обеспечения всестороннего учета мнений участников строительного сообщества, замечаний и предложения о базе 2022, привязке ресурсов к сметным нормам, а также по исключению уже привязанных, на сайте ФГИС ЦС предусмотрена специальная форма.

Вопросов, замечаний и предложений по базе в этом году почему-то не опубликовано. Хотя знаем, что они есть. Надеемся, что после этого материала их станет больше. 

Отметим, что все предложения и замечания, которые транслировали мы и наши подписчики – были отработаны и нашли отражение как в изменениях к «Плану утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год» (и коррелируются с введением ресурсно-индексного метода), так и в недавно выпущенном дополнении №1 к ФСНБ-2022. Мы столкнулись и с тем, что при переходе на следующий этап разработки нормативов (критикуешь – предлагай, предлагаешь – возглавляй) спотыкаются (или сознательно не хотят) очень многие критики: сейчас даже просто получить письмо от инициатора разработки норматива (не говоря уже о предоставлении площадки для проведения измерений) – большая проблема.

Хорошо, что результаты работы по базе «в стол» никто не убирал. Жаль, что не получится применять базу при работе базисно-индексным методом: ФЕРы под новые нормы не будут разрабатываться. Тем не менее, гармонизация закончена, при переходе на ресурсно-индексный метод отраслевые базы (РЖД, Росатом и т.п.) канут в небытие. Правда, убирать их из Федерального реестра сметных нормативов (отменять) не будут, т.к. многие объекты ещё будут заходить в экспертизу с корректировкой, и ее понятное дело придется делать в тех же базах. Это, кстати, касается и и работы по ведению двух баз для Главгосэкспертизы, т.к. придётся какое-то время поддерживать индексы и для ФСНБ-2020 (1-9). Впрочем, про индексы чуть позже. 

Таким образом, стоит признать, что в части базы 2022 авторы реформы были готовы к переходу на ресурсно-индексный метод расчета. Дальше мы попробуем проанализировать - почему отказались от этой идеи и перенесли срок на 1 января 2023. 

По поводу машин

Считали те машины, которые сейчас в ценнике по состоянию на 1 января 2022. В число большого перечня машин попали машины, аналогами которых были производители, которые сейчас либо заявили об уходе с рынка, но еще не ушли, либо уже ушли с рынка, либо планируют уход с рынка. Для того, чтобы понять в течение года, какие же все-таки производители этой техники останутся и продолжат (пускай, через параллельный импорт и так далее) поставлять хотя бы как минимум запчастей, пускай восстановительной стоимости не будет, но хотя бы будет понимание, что может быть аналогом, да и запчасти будут поступать. Но опять же вопрос к процентам, которые учитывают износ и так далее. И вопрос по технике, которая вообще, например, уходит с рынка. Это означает подбор нового аналога: либо отечественного, либо какого-то другого импортного. И это тоже пересмотр, по сути базисной цены. Скорее всего к концу года с учетом этих нюансов, придется какие-то цены пересмотреть: внутри для этих обезличенных машин - аналоги, которые являются основой для расчета этих эксплуатации машин, их надо будет пересматривать.

Про расчетные индексы по всем субъектам до конца квартала

Есть поручение Министра строительства: по всем субъектам в этом квартале определить индексы расчетным методом. И оно будет выполнено. На сегодняшний день письмами Минстроя опубликованы индексы для 57 субъектов.  

Про утопию ежемесячных индексов пересчета

Мониторинг - это всего лишь один из элементов, который участвует в процессе подготовки индексов, а есть еще люди, которые именно анализируют эти индексы. У них есть информация из ФГИС ЦС от производителей и поставщиков, есть собственный ручной мониторинг: то, что реально представлено на рынке и отражено во внутренней комплексной информационной системе.

Есть производители строительных материалов, которые отчитываются за предыдущий квартал. Представим ситуацию, когда производители отчитались за IV квартал, а опубликовали их в I-ом, где попал, условно, февраль и цены скакнули. Или II-ой, где были цены из I-го. Там есть и обратные примеры, которые говорят о волатильности: же металл, который несколько недель назад был  65-67 т.р. за тонну, сейчас уже в районе 47-48 т.р. Это минус 30 %, на секундочку. Неоднозначно, правда?

Высокая волатильность - это ежеквартальная динамика. Говорить о переходе на ежемесячную индексацию - утопия. Во-первых, необходимости такой нет, во-вторых, это дополнительная нагрузка на центры мониторинга. Ежеквартальная динамика для проектов (особенно крупных), которые проектируются не 1 месяц и экспертиза таких как минимум 60 дней, а с продлениями - еще больше выходит. В условиях того, что сейчас не используются расценки для взаиморасчетов за выполненные работы, (для чего, в принципе, концепция с ежемесячными индексами «по единичкам» и была придумана), ежемесячная индексация теряет смысл. 

Среднемесячные размеры оплаты труда рабочего, занятого в строительной отрасли, как и ЗП для отраслевых компаний, устанавливаются ежегодно .

Все это также является основой для перехода на ресурсно-индексный метод. Т.е. готовность по этим вопросам также обеспечена. Есть объективные причины, почему перехода на ресурсно-индексный метод не случилось. 

Основная причина, которая не позволила перейти: это та волатильность, которая была создана после февраля, когда цены у нас скакали, она не позволяла в ежеквартальном режиме учитывать реальные цены. 

Почему наполняемость ФГИС ЦС никто не считает панацеей

Вторая задача, которую необходимо было выполнить при подготовке к переходу на ресурсно-индексный метод (первая – выпуск ФСНБ-2022) - это цены на ресурсы, которые необходимо было разместить в ФГИС ЦС. Дать возможность публиковать и пересчитывать цены на основании предложений, новых сметных цен, которые появились в ФССЦ (в уровне цен на 01.01.22) с индексами по группам ресурсов.

Вышло Постановление о внесении изменений в ПП1452. Те вопросы, которые планировали докрутить и дошлифовать, нашли отражение в Приказе № 666 (да, номер , действительно так себе)

Наполнение ФГИС ЦС вообще никак, исходя из той концепции, которая предложена, не влияет в части перехода на ресурсно-индексный метод.

Когда говорят о переходе на ресурсно-индексный метод, то постоянно сваливаются в волну недовольства, что сам переход не случился именно из-за низкой наполняемости ФГИС ЦС.

Но ФГИС ЦС давно уже никто не считает какой-либо панацеей! Мониторинг является всего лишь одной из функциональных составляющих системы. Основное же предназначение ФГИС ЦС - информационная платформа, которая предоставляет доступ к информации, в открытом виде, машиночитаемом формате и т.д.

Делать Яндекс-маркет из государственной системы никто не планировал: тут цены определят а не занимаются рекламой поставщиков. Делать систему под закупщика также никто не планировал (кто сказал, что снабженцы не знают где купить?). Для сметчика же все, что будет необходимо – делается. Сметчик будет брать цену из ФГИС ЦС, если нет в ФСБЦ с индексом по группе ресурсов. Если материала или оборудования нет, то представляет конъюнктурный анализ (КА). Из системы КА не возьмёшь, если цена есть во ФГИС ЦС, то не надо КА, если нет ресурса и он новый - открывается вопрос о необходимости его добавления по 2/пр. Все это не отменяет отработку аналитиками КА из ЕГРЗ и ежеквартальное дополнение базы.

Техническая возможность пристегивания КА из смет существует, но есть вопрос: что грузят в ЕГРЗ? Пока там нет жесткой обязанности загрузки редактируемого формата (XML), задача "подвешена", но постепенно доведут до ума и её.

Вполне мотивирующим фактором же для подающих данные, будет публикация карточки поставщиков и производителей со всей информацией, которую они сами укажут помимо обязательной, а также информации о местах продаж, отгрузки, складов и т.д. Нормальные поставщики и торговые дома, коих уже много, сами подают сведения. Он видят сметную цену, определенную государством для формирования НМЦК. Как только решат вопрос с приоритетом при закупках у поставщиков, передающих данные в ФГИС ЦС, может и штрафы не понадобятся. Хотя и они не помешают: страна большая и специфика субъектов разная.

По поводу обмена данными с ФНС.

Не раз обсуждали вопросы взаимодействия. Проблема в отсутствии возможности на стороне ФНС, они не готовы и не могут технически передавать данные по продажам: собираемые итоговые цифры из счетов не имеют расшифровки. Доработка под необходимый формат для службы накладна (бюджета на эти цели никто не выделял) и не является приоритетной. 

О реализации Плана реформы ценообразования

Мероприятия, предусмотренные Планом по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ №11789п-п16 от 10.12.20 (утв. зам.Председателя Правительства М.Ш. Хуснуллиным), касаемо ФСНБ-2022, ресурсно-индексного метода и т.д., реализованы.  
Если пройтись по Плану и некоторым вопросам (https://t.me/smety/1470) редакции канала:
  • п.1.1. Плана (штрафы за непредоставление информации в ФГИС ЦС) – вопрос к Минстрою и Аппарату вице-премьера.
  • п.1.2 (стимулирование поставщиков) - вопрос к Минстрою и Аппарату.
  • п.3.2 (система анализа изменений ценообразования) - готова, работает, в том числе предполагается ее дальнейшее развитие, соответствующий доклад в Аппарат был направлен.
  • п.3.4 (ФССЦ,ФСЭМ синхронизировать с ГЭСН и КСР) – в части базы все синхронизировано, предложения по внесению изменений в КСР (за ведение которого отвечает Минстрой) также направлены
  • п.4.3. (платформа купли-продажи стройматериалов) – Планом предусматривалось подготовка предложений и доклад в Аппарат (а не создание такой системы), все предложения с докладом направлены, причем часть из них уже проработаны.

О важной роли поставщиков и подводных камнях

Цены производителей не являются панацеей и одни использованы быть не могут. ПП №1452 было разработано и принято для того, чтобы агрегировать сметные цены с учетом, в т.ч. и предложений поставщиков, а в перспективе - еще и данных торговых площадок. По сути – это цена реализации, но реализация не производителя, т.к. могут торговать еще и площадки, и поставщики. [Вопрос, как они получены?!] 

Теперь, помимо производителей, есть еще и поставщики. Поставщики, у которых цены их строительных ресурсов в той или иной степени привязаны к импортным комплектующим либо к импортному сырью. Автоматически это завязано на валютный курс. Наверное, ни для кого не новость, что сейчас происходит с валютными курсами, что было несколько месяцев назад, когда он поднимался и что происходит сейчас. Давать какие-то прогнозы даже в перспективе не только месяца, но и ближайших недель – неблагодарное дело. Поэтому, говорить о том, что сейчас поставщики, которые привязаны к импортным материалам, дадут цены в ФГИС ЦС, более-менее достоверные в течение квартала, это - бред. Их просто не будет: они либо дадут просто недостоверные, либо – «от балды», либо просто их туда не подадут, понимая, что пока нет еще какой-то определенности в перспективе ближайших месяцев. Что уж говорить про квартал. Это, кстати, немаловажные факторы, которые влияют на переход и реформу.
Другое дело, что исходя из концепции реформы, приоритетом являются цены, которые опубликованы в ФГИС ЦС , в уровне цен на 1 января 2022 года с индексами по группам ресурсов. В условиях, когда подали сведения за прошлый квартал, потом получается, что цена на сегодняшний квартал - уже некорректная. Поэтому при достижении определенной стабильности, которая в принципе сейчас уже выстроится в течение полугода, и понимания динамики: курсов валют, логистических цепочек, поставок сырья, транспортных составляющих, различных комплектующих и т.д., будет понятно по формированию цен на те или иные основные строительные ресурсы. В том числе металл, бетон, асфальт, кирпич,  инертные, пиломатериалы и т.д.

О веских причинах "торможения" с переходом на ресурсно-индексный метод и когда все-таки его ждать

Если прямо сейчас перейти на ресурсно-индексный метод, то ПП 1315 просто бы не работало. Одно вытекает из другого: при высокой волатильности сейчас, имея ПП1315, можно уже по действующим объектам в оперативном порядке пересчитывать сметную документацию. Для ресурсно-индексного метода ПП1315 не подходит. Получается, что тогда этот механизм тупо просто бы не работал. Сейчас, на сложный период, сохранили действующий метод расчета. До определенной стабильности, которая уже начинает вырисовывается. К концу года все должно выровняться или хотя бы уже будут понятны какие-то уровни и выстроенные логистические цепочки. Потому и сохранили базисно-индексный метод до конца года.
В любом случае, переход предполагается плавный и поэтапный, а это значит: единовременный ввод ресурсно-индексного и параллельно базисно-индексного метода по всем субъектам - это выпуск расчетных индексов, пересчет по ПП1315, а еще тратить все внутренние ресурсы ГГЭ (которые сейчас задействованы на поддержание базисно-индексного метода) на обеспечение ресурсно-индексного метода с разработкой индексов на группы ресурсов! Нагрузка на всех участников процесса возросла бы кратно и совершенно необоснованно! 
Начиная с 2023 года, переход будет плавным, расчет будет вестись ресурсно-индексным только по новым проектам с учетом опыта "пилотной" апробации. Всё это может занять несколько лет. 

О системном мониторинге цен и неверной оценке происходящего

Существует неверная оценка ситуации, видимо из-за недостатка информации. Системный мониторинг давно налажен, реально работает и вся работа выстроена.

Есть данные по всей номенклатуре ценообразующих ресурсов по всем субъектам. Готовность перейти на ресурсно-индексный метод расчета, согласно утвержденного ранее Плана, обеспечена.
Мониторингом занимаются созданные на базе ФАУ "Главгосэкспертиза России" шесть региональных центров мониторинга, а также центр мониторинга непосредственно в центральном аппарате учреждения. Всего - порядка 120 человек. За последние годы ни одна организация такой мониторинг не проводила! Даже если это сравнивать с тем, как все это делали в Москве, Московской области - это рядом не стоит. Все знают не понаслышке, как это раньше лепилось «на коленке» в региональных центрах, собирая цены не более чем на 1 000 ресурсов, а в каких-то регионах проводился сбор информации о ценах не более чем на 100 позиций, выстраивая потом незамысловатые, так называемые «линейки». Такого себе больше никто позволить не может - под каждую цифру сейчас железобетонные обоснования. Конкретные коммерческие предложения по запросу, в которых указаны: ИНН производителя, печать и подпись директора и т.д. Либо верифицированный прайс-лист, когда информация берется с сайта и проверяется: как минимум связываются с менеджером, а как максимум получается документальное подтверждение того, что цены достоверны. Тогда этот поставщик и сайт заносится в базу данных и его цены считаются верифицированными. Периодически эта информация уточняется через запрос, электронную почту, звонки. Налаживается эпизодическая обратная связь и предоставление этой информации.

Парсинг, искусственный интеллект и взаимодействие с торговыми площадками

Ранее никогда об этом не говорили. Сейчас запущена система парсинга с элементами искусственного интеллекта. Сопоставляется номенклатура, публикуемая на сайтах, с ресурсами, представленными в КСР. Когда говорится о парсинге, важно понимать, что просто собирать информацию сайтов — это ерунда, которую может сделать любой программист, другое дело - как реализовать привязку. 
Основная проблема — это поставщики и производители, а также подача информации. Они зашли в ФГИС ЦС, зарегистрировались и… большая часть из них даже не понимают, как свою номенклатуру, свои товарные каталоги привязать к классификатору строительных ресурсов! Сделаны переходные ключи и сейчас есть понимание цен, которые были отмониторены через парсинг. Аналитики, собственно, только на первом этапе используют этот парсинг. Сейчас это делается за счет обучающейся программы, которая это систематизирует, формирует банк данных и т.д. В перспективе будет реализована передача с помощью этих таблиц данных крупным поставщикам. Такой опыт, например, уже есть  с крупнейшими производителями кровельных, гидроизоляционных, звукоизоляционных и теплоизоляционных материалов и систем. 
А потом наступает самое главное: систематизация этой информации. Эти таблицы сопоставляются с классификаторами. Делается проверочный проект и верификация этих данных у производителя, насколько они корректны и т.д., чтобы они их подтвердили. У производителей самих нет такого. Они вручную данные заносят, привязывая к позициям классификатора, тогда как здесь все это уже есть в таблице сопоставления. После ранжирования данных, понимаем, что есть условный "Петрович", который закрывает большую часть позиций. А есть всякая мелочевка, которая ничего из себя условно не представляет, ей можно меньше внимания уделять.
Еще один инструмент, который используется - это взаимодействие с торговыми площадками. Сейчас прорабатывается вопрос о возможности сделать площадку, которая будет собирать информацию со всех торговых площадок. И не просто собирать эту информацию, а систематизировать, агрегировать и также предоставлять в ГГЭ.
Информация, которая сейчас есть о ценах строительных ресурсов: как эта информация обосновывается и верифицируется через разные источники, как формируется единый банк данных - такого не было в принципе никогда, никакие региональные центры, которые «пиарили» себя и торговали ежемесячными индексами, ежемесячными каталогами текущих цен, рядом не стояли.
Поэтому мониторинг сейчас уже совершенно на другом уровне. 

О Методиках ценообразования

Единственным камнем преткновения сейчас являются Методики, по которым действительно есть проблема. Опять же, это связано не с тем, что Методики условно  "не готовы", а с тем, что есть вопросы по оформлению этих документов как нормативно-правовых актов. Это отдельная история. К сожалению, сейчас подходы Минюста (и вообще подходы юристов в органах исполнительной власти) выстроены таким образом, что есть определенные требования к оформлению нормативно-правовых актов, которые сложно коррелируются с методическими документами, имеющими немного другое назначение по сути. Вопрос звучит так: есть методики узкопрофильные, которые возможно утверждать внутренними приказами Минстроя и специализированные (общие), которые необходимо утверждать в т.ч. и на уровне Минюста. При преобразовании определенного текста, согласно требующих регламентов по оформлению нормативно-правовых актов, которые установлены Постановлением правительства есть определенные сложности. Именно из-за этого, изменения к 421-ой Методике застревают в Минюсте.

О переходном периоде для сметчиков

Переход на ресурсно-индексный метод предполагает новые формы смет, новые расчеты, выход новых Методик. Это в любом случае - переобучение сметчиков. С теми, кто не переучится – будет высокий риск того, что будут ошибки в сметной документации. Как следствие - недостоверное увеличение сметной стоимости и так далее. Нужно время на повышение квалификации, на все эти семинары, которые разработают программные комплексы, которые сейчас подготовят новые формы и какие-то нюансы работ своего ПО и т.д. уже под ресурсно-индексный метод. Время нужно простым сметчиком, чтобы они как минимум посмотрели какие-то видео, послушали, руками пощупали, попробовали. Переход прямо сейчас - это как снег на голову в условиях кучи всего остального -  большая, необоснованная, дополнительная нагрузка без подготовки и тренировки.

Что хорошего в том, что запретили использовать сметы для взаиморасчетов

Зачем активно провоцировать и всячески кидать тезисы по поводу того, что запретили использовать сметы для взаиморасчетов, что это плохо и т.д? Это как раз-таки огромный плюс для взаимодействия с контрольными органами: у нас полстраны под следствием ходит. Из-за того, что вопросы у проверяющих, которые зачастую слабо понимают в сметном ценообразовании, но каждый раз всячески хотят в акты выполненных работ залезть. Народ из контрольных органов перестал ездить на стройки и проверять качество выполнения, объемы. Зато  все хотят полазить в расценках, покопаться в правильности применения коэффициента того или иного, поумничать: нужно там стесненка или не нужна, поднять вопрос о правильности применения какой-либо нормы. Особенно ретивые вообще еще любят приехать на строительную площадку и сказать: а вот видите в расценке башенный кран, а по факту у вас его нет! [Мы настаиваем, что для контрольных органов нужна Методичка или официальные разъяснения]

О "дорожной" карте и дорожниках

По поводу доводов о том, что дорожники ничего не предоставляют. Есть, мол, некая дорожная карта "для отстаивания каких-то интересов "и так далее. 
Не надо считать исполнителей Плана такими уж наивными, кто только и делает, что просто бездумно берет под козырек и исполняет, "лоббируя интересы" каких-то дорожников. Внимательные коллеги увидят, что в Дорожной карте [Плана мероприятий "Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты", утв. вице-премьером Маратом Хуснуллиным 28 января 2022 г № 812п-П49], не все пункты касались именно предложений инициаторов. Грубо говоря, большая часть пунктов как раз направлена на то, чтобы непосредственно включить дорожников в процесс, что и было сделано.

Дорожники подают цены, в том числе как раз благодаря дорожной карте и взаимодействия, которое с ними наладили. Есть обратная связь: и по базе 2022,  и по ресурсам (включая цены), и по методикам тоже, отрабатывают и под НР и СП (всю свою бухгалтерию раскрыли).
В работе со сметно-нормативной базой именно дорожники были одним из источников информации. Все их замечания и предложения  отработали и учли в дополнении №1, которое выпустили. Если говорить о предоставлении ими сведений, то в прошлом квартале все, кто входят в НАИК – все предоставили. И по новым асфальтобетонным смесям, и по новым смесям типам Супер-П, по новым ГОСТам, которых в принципе никогда не было, и данные по ним никогда не предоставляли, а сейчас их обязали: все предоставляют и по битумам, и по щебню и т.д. 

Если приводить условно, какую-то статистику, то только за прошлый квартал (если смотреть по субъектам в части основных ресурсов: песок, щебень, глина и так далее), то по песку по всем субъектам предоставлены 342 производителя основных инертных материалов, щебень - 297, глина - 128 и так далее.
Если смотреть в разрезе субъектов, то в среднем по каждому субъекту, (выпали 3-4 субъекта, которые не предоставили данные), минимум в среднем где-то около 5 производителей предоставили сведения. Есть субъекты, такие как Кузбасс - 10, Краснодар - 11, Новосибирск - 8, Приморский край – 7, Ярославская область — 9. То есть это 9 производителей, которые дали данные условно по щебню, песку. Поэтому говорить о том, что дорожники чего-то не предоставляют, некорректно. Сейчас на особом контроле все эти моменты отрабатываются.
Есть данные от 10 производителей по основным субъектам, где идут основные стройки. Если взять Кузбасс, Дальний Восток или трассу Новгород-Казань — там вообще 12. Или основные, где строится промка: Челябинск, Ханты-Мансийск, Тюмень и так далее - там более 7 производителей предоставили сведения! Это даже не 3 предложения, это 7. Которые позволяют откинуть  референтные значения, выстроить, понять динамику, исходя из совокупной продажи и понимать с учетом объема реализации, где и какая там справедливая цена. Поэтому, доводы о том, что наверху не знают цену щебня, песка и так далее - не надо считать людей совсем глупыми и безрукими. Все это считается и все это делается. Так что вся эта работа - на пользу обеим сторонам процесса, а никакое не лоббирование.

По материалам Telegram-канала "Просто о сметах" 

Замечания, предложения, вопросы? Пишите smety@all-smety.ru.

Задать вопрос



Комментарий эксперта о ситуации с реформой ценообразования стройки