Большое интервью Главгосэкспертизы России о нововведениях в ценообразовании

Большое интервью Главгосэкспертизы России о нововведениях в ценообразовании

Специалисты ФАУ «Главгосэкспертиза России» о нововведениях в ценообразовании.

Вопросы изменений Методики по применению НЦС, этапы гармонизации федеральной сметно-нормативной базы с базой Москвы, особенности разработки сметных нормативов и многие другие темы.

Вестник государственной экспертизыПолная версия интервью Telegram-каналу «Просто о сметах» частично опубликована в «Вестнике государственной экспертизы» №4 2020 под заголовком «Приблизиться к справедливой цене».

В настоящее время полным ходом идет процесс совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности. Это необходимо для создания максимально эффективной системы ценообразования, повышения достоверности сметной стоимости, упрощения ряда процедур, внедрения новых механизмов работы и достижения прозрачности в стоимостных расчетах. Все — для того, чтобы максимально приблизиться к «справедливой цене». В сфере ценообразования регулярно появляются нововведения и изменения, многие из которых нуждаются в детальных разъяснениях. Наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы, поступающие от участников инвестиционно-строительного процесса, мы адресовали специалистам Главгосэкспертизы России.

На вопросы отвечали:

Сергей Лахаев

заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев

Андрей Савенков

начальник Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы Андрей Савенков

Евгения Ширшова

начальник Управления разработки сметных нормативов Главгосэкспертизы Евгения Ширшова 

Елена Назипова

начальник Управления мониторинга цен строительных ресурсов и методологии развития информационных систем в ценообразовании Главгосэкспертизы Елена Назипова.

Вопрос:

— Со всей этой деятельностью и нововведениями в ценообразовании стихает ли негодование строителей?

Ответ:

— Этот вопрос следует адресовать строителям или информационным каналам, освещающим события в сфере строительного ценообразования. Но нужно отметить, что любые нововведения и изменения всегда встречаются с определенной долей скепсиса. При этом, в ряде случаев его сменяет одобрение. Мы не ставим себе задачу «угодить всем», это невозможно. Наша цель - повышение достоверности сметной стоимости, упрощение ряда процедур, внедрение новых механизмов работы и достижение прозрачности в стоимостных расчетах. Все это эволюционно ведет к нахождению той самой «справедливой цены», к которой необходимо максимально приблизиться.

— Каким образом повлиял на вашу работу «коронакризис»? У нас – работы стало больше и решенных задач тоже. Как ни удивительно. А у вас?

— У нас схожая ситуация. В отношении реализованных задач в условиях самоизоляции можно отметить подготовленные Главгосэкпертизой России и утвержденные Минстроем России три дополнения и изменения к ФСНБ-2020.

При этом эффективная деятельность ведется не только в части норм и расценок. Продолжается работа по разработке показателей укрупненных нормативов цены строительства, актуализации и разработке методических документов, расчету индексов изменения сметной стоимости строительства.

Несмотря на некоторые технические трудности и отсутствие личного общения с коллегами, мы смогли доказать себе, что можно продуктивно работать и в подобных условиях.

Да, работы действительно стало больше, но и результатов этой работы прибавилось, а результат - это главное!

— Планируется ли при Главгосэкспертизе России создание отдельной структуры по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве? Некоторые считают, что это позволило бы избежать коллизии, когда один и тот же орган принимает методики, нормативы и одновременно контролирует этот процесс.

— По вопросу создания отдельной структуры при Главгосэкспертизе стоит отметить, что таких планов нет. Указанной в вопросе коллизии, по нашему мнению, не существует. Принятие решения об утверждении тех или иных нормативов находится в ведении Минстроя России, а Главгосэкспертиза лишь осуществляет подготовку проектов документов исключительно в рамках своих полномочий в сфере ценообразования: это рассмотрение и разработка норм, мониторинг, расчет сметных цен, разработка и рассмотрение укрупненных нормативов цены строительства, методик и так далее. Все результаты работ рассматриваются коллегиальным органом при Минстрое России — Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве с участием широкого круга экспертов в ценообразовании и представителей профессионального сообщества.

Надо отметить, что сейчас в Главгосэкспертизе сформирован коллектив штатных экспертов, обладающих значительным опытом в рассмотрении и разработке сметных норм. Также имеется возможность оперативного внутреннего взаимодействия с профильными специалистами, проводящими экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверку достоверности определения сметной стоимости строительства.

Учреждение обладает постоянно пополняемой базой архивной документации по ранее разработанным сметным нормам, которая позволяет проводить комплексный анализ поступающих на рассмотрение проектов сметных норм. В том числе указанные мероприятия осуществляются с использованием созданных и постоянно развивающихся информационных систем Учреждения. Так, например, объединение существующих информационных систем в сфере экспертизы проектной документации и информационных систем в сфере ценообразования в строительстве позволит проводить моделирование изменений, структурный анализ влияния изменений, вносимых в сметные нормативы, на систему ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации в целом.

Все вышеперечисленные возможности и компетенции позволяют Учреждению в настоящее время обеспечивать рассмотрение проектов сметных нормативов с высокой степенью качества и в установленные сроки. При этом качество проверки сметных нормативов имеет важнейшее значение, так как позволяет обеспечивать экономию бюджетных средств, выделяемых на строительство объектов.

НМЦК, смета контракта, НЦКР

— Касаемо НМЦК, «сметы контракта» и 841/ПР: просьба обратить внимание представителей Минстроя и Главгосэкспертизы, что по данной теме огромное количество вопросов (сотни!) и отличным выходом будет подготовка и выпуск методических рекомендаций по итогам обращений, на которые потом можно ссылаться, т.к. вопросы очень часто повторяются.

— В отношении вопросов методологии ценообразования и сметного нормирования в строительстве на официальном сайте Главгосэкспертизы России www.gge.ru существует рубрика «Вопрос-ответ». По результатам анализа обращений по указанной теме, поступающих в адрес Главгосэкспертизы, рубрика постоянно дополняется соответствующей информацией.

При этом органом нормативного правового регулирования вопросов ценообразования является Минстрой России и на большинство вопросов одним из представителей Министерства – С.В. Головиным в рамках прошедшего вебинара, на наш взгляд, представлены исчерпывающие ответы.

Кроме того, можем заверить, что все вопросы профессионального сообщества аккумулируются как Главгосэкспертизой, так и Минстроем России для последующего анализа, и учета, а также рассматриваются при актуализации и разработке методических документов (где это представляется возможным и целесообразным).

— Людям дали свободу действий - а они испугались. Другой вопрос, что соответствующие разъяснения должны быть направлены в контролирующие органы. Можно ли как-то одновременно взаимоувязывать изменения в ценообразовании и нормативную базу контролирующих органов, например, налоговых служб, КРУ, Счетной палаты? Чтобы, мягко говоря, понимать друг друга? Каким-то разъяснением, методичкой?

— Вопрос вне компетенции Главгосэкспертизы. При этом, насколько нам известно, на постоянной основе разъясняются положения того или иного нормативного или методического документов.

НЦС

— Почему не разместить сборники НЦС во ФГИС ЦС, приучив таким образом людей правильно работать с данными показателями? Ведь НЦС — документ, который может быть полностью оцифрован.

— Актуальная редакция сборников показателей укрупненных нормативов цены строительства (НЦС) размещена на официальном сайте https://fgiscs.minstroyrf.ru. На данный момент в разделе «Федеральный реестр сметных нормативов — Сметные нормативы — Государственные сметные нормативы — Укрупненные сметные нормативы — Укрупненные нормативы цены строительства» уже размещен 21 сборник НЦС, утвержденных в 2019 году. В рамках дальнейшего развития ФГИС ЦС планируется разместить НЦС в других форматах для упрощения их использования.

— Пересчитывать планируете НЦС по новой базе? Сама концепция НЦС - это типовые проекты, которые могут быть сделаны обычными не очень эффективными методами действительно достаточно верное решение для страны и реализации программы нацпроектов? Сейчас мы с типовыми проектами и НЦС не делаем лучшие в мире объекты, а пытаемся экономить деньги! НЦС созданы по РТМ. А РТМ - по сметам в экспертизе, а потом переводом индексом прогнозным инфляции. Значит, необходимо постоянно пересчитывать НЦС и выкладывать данные во ФГИС ЦС. НЦС – это документ, который может быть полностью оцифрован. Почему его не «положить» во ФГИС ЦС и постоянно не обновлять, в т.ч. приучив людей правильно работать сединичными расценками?

—  Коротко стоит пояснить, что представляют собой показатели НЦС. Правила разработки, применения и утверждения НЦС установлены соответствующей Методикой, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее — Методика).

В основе расчета каждого показателя — актуальная ресурсная модель, сформированная в текущем уровне цен. При этом следует отметить, что перечень и объемы работ для включения в ресурсную модель принимаются на основании сметной документации отобранного объекта-представителя, проектная документация которого получила положительное заключение органов экспертиз, или на основании типовых проектных и технических решений (для случаев, предусмотренных положениями Методики).

Вместе с тем стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен допускается определять на основании мониторинга цен строительных ресурсов, выполненного в соответствии с положениями методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

По решению Минстроя России Учреждение проводит актуализацию показателей, порядок проведения которой также установлен Методикой. Актуализация осуществляется с использованием информации о стоимости строительных ресурсов в уровне цен по состоянию на 1 января года утверждения показателей НЦС.

Необходимо отметить, что определение стоимости строительства с применением показателей НЦС на дату позднее 1 января года утверждения показателей также возможно. В соответствии с положениями Методики в данном случае применяются актуальные индексы-дефляторы, публикуемые на официальном сайте Министерства экономического развития для целей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, показатели НЦС разрабатываются не с целью экономии, а с целью получения достоверной цены строительства на этапе планирования инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.

Необходимо обратить внимание на то, что недавно был принят Федеральный закон, положениями которого внесены изменения в часть 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные изменения направлены на исключение обязательной проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, не превышающей 10 млн рублей (за исключением случаев, когда это предусмотрено договором). При этом также исключается норма о проведении соответствующей проверки на предмет непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства в установленных Правительством случаях из части 2 статьи 8.3 Кодекса.

— Учитывается ли при создании НЦС реальная инфляция, новые технологии и расценки? Как проконтролировать изменение той или иной составляющей?

Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения (приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр) определены правила, в том числе, разработки, применения и актуализации показателей НЦС.

Решение о необходимости актуализации принимается Минстроем России. Выполнение работ осуществляет Главгосэкспертиза России. Следует отметить, что актуализация производится с использованием информации о стоимости строительных ресурсов в уровне цен по состоянию на 1 января года утверждения показателей на основании мониторинга цен строительных ресурсов, выполненного в соответствии с положениями методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Определение цены строительства с использованием показателей НЦС осуществляется с применением актуальных индексов-дефляторов по отрасли «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» по данным, публикуемым Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на официальном сайте Минэкономразвития РФ.

В части учета в НЦС новых технологий и расценок следует отметить, что показатели НЦС разрабатываются с использованием действующих на момент разработки сметных нормативов, сведения о которой включены в федеральный реестр сметных нормативов. Сметная документация, входящая в состав проектной документации объекта-представителя, также учитывает на момент разработки показателя действующие нормы проектирования и санитарно-эпидемиологические правила. При необходимости по результатам анализа принятых конструктивных и технологических решений сметная документация может уточняться и дорабатываться.

— НЦС – это основа ценообразования и подразумевает достоверную стоимость строительства, ведь это предельная цена объекта строительства! И по ним же рассчитывается НМЦК! Имеет смысл опубликовать РТМ и пересчитать НЦС. Может, хоть это изменит ситуацию с тем, что стройка станет не убыточной, а коммерчески выгодной и эффективной, когда самими подрядчиками будет создана настоящая конкурентная среда. Когда их не придется искать, а они будут стоять в очередь и биться за качество.

—  Необходимо сделать еще одно пояснение: НЦС — это предельная цена объекта строительства, инструмент планирования и обоснования инвестиций.

При определении стоимости строительства объекта с использованием показателей НЦС необходимо руководствоваться положениями Методики в части учета условий не только производства работ, но и регионально-климатических условий расположения площадки строительства.

Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения (утверждена приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр, далее – Методика).

Следует учитывать, что при расчете стоимости объекта капитального строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства учет всех особенностей следует производить дифференцированно, руководствуясь Методикой, техническими частями, а также информацией отдела II сборников. Перечень работ и затрат, включенных в показатели Сборника, приведен в технической части и отделе 2 Сборника.

Кроме этого, положениями технических частей сборников показателей НЦС в редакции 2020 года предусмотрена возможность компенсации отличий в стоимости устройства фундаментов, технологического оборудования и проектно-изыскательских работ за счет использования данных соответствующих затрат объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетного метода с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, с исключением при проведении расчетов соответствующих затрат, учтенных в показателях НЦС.

Дополнительные мероприятия, предусмотренные проектной документацией, но не учтенные показателями НЦС, включаются в расчет дополнительно с применением показателей НЦС различных сборников, либо, в случае их отсутствия на основе сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, подтвержденных органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время продолжается работа по актуализации показателей НЦС.

В соответствии с положениями Методики заинтересованные в расширении показателей НЦС организации вправе при участии инициаторов, перечень которых приведен в Методике, самостоятельно разрабатывать показатели НЦС и направлять на рассмотрение в Минстрой России.

— Будут ли внесены изменения в методику по применению НЦС, где правила начисления коэффициентов будут прописаны единым порядком? Сейчас они в каждом справочнике и разняться между собой.

—  Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.02.2020 № 67/пр Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (приказ Министерства регионального развития РФ от 04.10.2011 № 481) признаны не подлежащими применению в связи с вступлением в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.05.2019 № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения».

В Методике, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр, определен общий порядок применения НЦС. Актуализирована формула по применению НЦС для определения размера денежных средств, необходимых для строительства объектов капитального строительства на территориях субъектов Российской Федерации, с использованием поправочных коэффициентов, приведенных в технических частях сборников.

Приложение № 17 с коэффициентами перехода от цен базового района к уровню цен субъекта Российской Федерации в форме отдельной таблицы стало неактуальным. Вместо нее в методику включен алгоритм определения указанных коэффициентов, что имеет несомненные плюсы, так как по мере появления новых сборников НЦС, расширения номенклатуры показателей не будет потребности регулярно пересматривать таблицы с коэффициентами.

Кроме этого, в части привязки показателя к условиям конкретного региона актуализированная методика содержит сведения о том, что коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району и коэффициенты, характеризующие удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации по отношению к базовому району, будут отражаться в технических частях каждого сборника НЦС.

Одновременно сообщаем, что по состоянию на 01.01.2020 Минстроем России утверждены в установленном порядке, внесены в федеральный реестр сметных нормативов и размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России актуализированные сборники НЦС редакции 2020 года, технические части которых включают указанные коэффициенты.

Таким образом в настоящее время единый порядок применения коэффициентов, учитывающих особенности строительства, определен положениями актуализированной Методики. При детальном рассмотрении можно увидеть, что коэффициенты для всех сборников унифицированы и типизированы, различаются только их размеры, что обусловлено зависимостью от вида объекта капитального строительства и его конструктивных решений.

— Будет ли в методике описаны правила расчета дефлятора? Сейчас есть письмо Минстроя про расчет, но так как письмо не нормативный документ, бывают неожиданные решения, например заставляют расчет по НЦС вообще без индекса сделать, и конечно цена очень сильно неадекватная получается.

—  Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.02.2020 № 67/пр Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (приказ Министерства регионального развития РФ от 04.10.2011 № 481) признаны не подлежащими применению в связи с вступлением в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.05.2019 № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения».

В актуализированном документе дано уточнение по индексу-дефлятору. Индекс-дефлятор определяется по отрасли «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», по данным, публикуемым Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на официальном сайте Минэкономразвития РФ.

— Есть ли данные о стоимости строительства больниц, в рекордные сроки. В какую сумму, согласно сметной документации, обошлось их строительство (на примере Москвы и регионов). По каким расценкам строили (в т.ч. Министерство обороны)? Планируется ли использовать эти расчеты в НЦС?

В настоящее время Минстрой России, Главгосэкспертиза России совместно с Минздравом России разрабатывают новые НЦС по объектам здравоохранения.

—  Какие изменения были внесены в Методику по применению НЦС, чтобы правила начисления коэффициентов были прописаны единым порядком? Ведь многие отмечают, что в настоящее время в каждом справочнике правила начисления коэффициентов разнятся между собой.

— Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 февраля 2020 года № 67/пр Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (приказ Министерства регионального развития РФ от 04.10.2011 № 481) признаны не подлежащими применению в связи с вступлением в силу приказа Министерства строительства и жилищ-но-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2019 № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения».

В Методике, утвержденной приказом Минстроя Рос-сии от 29 мая 2019 года № 314/пр, определен общий порядок применения НЦС. Актуализирована формула по применению НЦС для определения размера денежных средств, необходимых для строительства объектов капитального строительства на территориях субъектов Российской Федерации, с использованием поправочных коэффициентов, приведенных в технических частях сборников.

В соответствии с положениями данной Методики оптимизированы технические части всех сборников НЦС: включены актуальные сведения о размерах коэффициентов, учитывающих регионально-климатические условия строительства в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району; коэффициентов, характеризующих удорожание стоимости строительства в сейсмических районах России по отношению к базовому району; коэффициентов перехода от цен базового района в уровень цен субъектов Российской Федерации.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время положениями актуализированной Методики и технических частей сборников установлен единый порядок применения коэффициентов, учитывающих особенности строительства. Коэффициенты для всех сборников унифицированы и типизированы, различают-ся только их размеры, что, в свою очередь, обусловлено зависимостью от вида объекта капитального строительства и его конструктивных решений.

— Есть мнение, что смета контракта должна быть основана на укрупненном нормативе цены конструктивных решений (НЦКР), ведь там есть прямая завязка на цену единицы конструктивного элемента. Однако из-за полного отсутствия НЦКР приходится неким способом рассчитывать его на основании локальной сметы...

— Это очень важный вопрос, который сегодня стоит перед профессиональным сообществом. Действительно, понятие норматива цены конструктивного решения (НЦКР) в настоящее время не определено на законодательном уровне. Однако, при наличии в сметно-нормативной базе актуальных, соответствующих реалиям времени единичных расценок, сметчики с помощью различных автоматизированных программных комплексов имеют возможность самостоятельно формировать затраты в соответствии с заданными параметрами и техническими характеристиками, тем самым формируя стоимость конструктивного решения или элемента с различной степенью вариативности.

СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

— Поясните, пожалуйста, закончена ли гармонизация федеральной сметно-нормативной базы с базой Москвы?

—  Нет, не закончена. Уже завершены работы в части дублирующих сметных норм, их результаты послужили основой для изменений, которые внесены в сметные нормы в рамках формирования ФСНБ-2020. В части отсутствующих норм работа продолжается. Москва перерабатывает нормы в формат и структуру государственных элементных сметных норм (ГЭСН) на строительные работы и последовательно представляет нам. Мы с коллегами рассматриваем и дорабатываем их. Как результат, значительное количество сметных норм утверждены в составе четырех дополнений к ФСНБ-2020, в том числе переработанные нормы ТСН-2001.

Москва завершит работы по формированию норм в конце текущего года, но переработка продолжится и в 2021 году. Кроме того, в ряде случаев при внесении одной отсутствующей нормы требуется внести еще несколько — для формирования полной линейки сметных норм — или актуализировать существующие нормы. Этой работой мы тоже занимаемся. Иногда она сопряжена с проведением нормативных наблюдений, и это немного увеличивает сроки выхода указанных нормативов. Но мы стараемся оптимизировать процессы и, если это возможно, используем расчетно-аналитические методы, предусмотренные действующей методикой. В этом году планируется принять еще порядка 500 отсутствующих норм в рамках работ по гармонизации.

— Почему в рамках гармонизации базы ГЭСН, ФЕР-2020 и базы ТСН-2001 не были добавлены расценки на выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования? Не хватает в новой базе расценок на техническое обслуживание инженерных систем, систем автоматики, средств связи, систем видеонаблюдения и т.п., которые есть в сборниках главы 14 Территориальных сметных нормативов для Москвы (ТСН 2001.14). Для расчета смет на такие виды работ приходится брать расценки «применительно», что зачастую не отражает реальных затрат.

—  Это объясняется тем, что затраты на техническое обслуживание относятся к затратам на содержание и эксплуатацию. А они не относятся к капитальным затратам, предусматриваемыми строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом.

— Приходится составлять множество смет на ремонт грузоподъемных механизмов (краны мостовые, козловые и т.п.). В ФЕР отсутствуют необходимые расценки. Ведь доля ремонтных работ техники и оборудования в общем объеме работ колоссальна! Когда такие расценки появятся в базе?

—  В соответствии с актуальным законодательством, если речь идет о базе и нормативах в ней, утверждение которых предусмотрено Градостроительным кодексом и полномочиями Минстроя России, включение таких расценок пока не предусмотрено.

—  Вы отмечали, что собственными силами справиться с разработкой новых сметных нормативов невозможно: нужна помощь сметного сообщества. Расскажите, пожалуйста, про особенности разработки сметных нормативов и людей, которые этим занимаются. Где этому можно научиться, как подготовить таких специалистов, что нужно знать и уметь? Перспективно ли создание профильных компаний, которые будут заниматься этим на коммерческой основе под эгидой РЦЦС, СРО или профильных объединений?

—  Особенностей в разработке сметных нормативов великое множество. По вопросу нормирования труда в строительстве (и не только), кроме соответствующих методик и нормативных актов, издано довольно большое количество учебной и справочной литературы: с ней чрезвычайно полезно ознакомиться начинающему нормировщику. Кроме того, на семинарах, которые регулярно проводит Главгосэкспертиза России, освещаются вопросы технического нормирования и обсуждаются наиболее часто встречающиеся ошибки, а также меры, принимаемые для их недопущения.

В отношении обучения такой специальности, к сожалению, дела обстоят не совсем хорошо, потому что подобных учебных программ для строительных вузов в настоящее время не существует. Но ситуация меняется. Так, проблема с обучением обсуждалась при подготовке предложений в проект «Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года». Тогда данный вопрос прорабатывался как один из основополагающих и необходимых в решении проблемы кадрового и научного дефицита в сфере нормирования труда в строительстве. Институту нормирования труда в строительстве и научной организации труда в советское время уделялось значительное внимание, и этот положительный опыт следует возрождать и развивать.

По этой теме также имеются наработки у ведущего строительного вуза страны — Московского государственного строительного университета, а также у некоторых частных профильных организаций, к которым можно обратиться по вопросам обучения. Круг специалистов по нормированию в строительстве небольшой, как правило, все его участники друг друга хорошо знают, и многие хотят передавать свой опыт молодому поколению. Так что, если у кого-то есть желание учиться, мы готовы подсказать, к кому можно обратиться.

В настоящее время на рынке услуг по техническому нормированию работает немало организаций, профессионально занимающихся разработкой сметных норм. Причем такая разработка осуществляется как за счет средств бюджетной системы, так и за счет частных инвестиций. Отдельно обращаем внимание на частные инвестиции, которыми занимаются в основном крупные государственные компании, чья цель — формирование достоверной сметной стоимости на стадии проектирования.

—  Вы специально отмечали, что можно вносить корректировки (дополнения) в план разработки, это действительно так? Значит, могут появиться новые инициаторы разработки нормативов?

Да это так. Одно из принципиальных отличий нового порядка утверждения сметных нормативов 2/пр от ранее действовавшего 710/пр - это возможность для Минстроя России корректировать утвержденный план в порядке, аналогичном для внесения предложений в план.

—  В СМИ и соцсетях Главгосэкспертизу нередко критикуют за недостоверность нормативов, оторванность от реальности, снижение трудозатрат, выпуск нормативов в первую очередь для нужд госкомпаний.

— Эта критика основывается прежде всего на незнании, человеку свойственно отвергать то, что непонятно. Но давайте все же разъясним то, что непонятно.

Для начала — критика должна быть обоснованной. Не критикуют только тех, кто ничего не делает, поэтому здоровая конструктивная критика нам не просто важна, она нужна и приветствуется. Мы ее изучаем, и наиболее дельные предложения находят свое отражение при формировании очередных дополнений и изменений в сметно-нормативную базу.

О выпуске нормативов для нужд госкомпаний уже говорилось выше, но стоит отметить, что за выпуск этих норм ни Главгосэкспертиза, ни Минстрой России не отвечают. То есть мы их проверяем, а министерство утверждает, но разрабатывают нормы сами госкомпании (или их подведомственные организации, или контрактным методом). Поэтому критикующим Главгосэкспертизу России следует задаться вопросом:  «А почему я не могу разработать нормы, чем я хуже»?  Госкомпании и пройденный ими путь как раз могут стать прекрасным примером такой работы.

В последнее время тенденция меняется, появляются заявители не только из госкомпаний. Мы неоднократно обращались в НОСТРОЙ с просьбой выступить организатором и агрегатором предложений, чтобы разработать нормы для строительных организаций и выступить с соответствующими предложениями в Минстрое России. В этом году впервые в Главгосэкспертизу поступили предложения НОСТРОЙ по разработке сметных норм.

Если говорить о нормах, которые разрабатывает Главгосэкспертиза, то они носят общеприменительный и общеотраслевой характер и направлены в первую очередь на работы, которые могут выполняться на разных объектах, в том числе жилищно-гражданского назначения, или при строительстве объектов инфраструктуры. Особое внимание мы уделяем работам, которые выполняются в рамках реализации национальных проектов.

— Какова позиция Главгосэкспертизы относительно предложения  отменить  обязательное  использование  государственных сметных нормативов для бюджетных строек?

— По мнению экспертов, это приведет к хаосу в вопросах определения стоимости строительства, потому что затраты на одни и те же работы будут отличаться в разы. Без единых подходов и методологии определения стоимости строительства может сложиться ситуация, при которой часть затрат учтут дважды, а часть не учтут вовсе. И если в случае частных инвестиций инвестор учитывает и взвешивает риски, принимая решение о том, каким образом вкладывать свои деньги, то при строительстве по госзаказу, в том числе за счет денег налогоплательщиков, планирование предполагаемых расходов на капитальные вложения долж-но быть максимально качественным, а механизмы формирования сметной стоимости — предельно объективными и понятными. Тем более, что большая часть инвестиций в строительстве — это как раз те самые государственные инвестиции. Поэтому в настоящее время отмена государственных сметных нормативов в строительной отрасли может стать опрометчивым и нерациональным шагом. Однако мы не исключаем, что в будущем доля частных инвестиций может значительно превысить государственные. Это может привести к формированию негосударственных механизмов ценообразования в строительстве — похожие институты, кстати, сформировались в ряде зарубежных стран. Данные подходы были освещены в проекте «Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года» как альтернативные.

— В приказе Минстроя России от 28 апреля 2020 года № 232/пр в основном присутствуют компании-монополисты и, собственно, сама Главгосэкспертиза России. Почему так? Может, другие участники просто неправильно подают заявки?

— Наша основная задача при рассмотрении предложений — проконсультировать участников и оказать им содействие в формировании технико-экономического обоснования необходимости разработки сметных норм. На официальном сайте Главгосэкспертизы России есть специальный раздел, где мы в максимально доступной форме размещаем необходимую информацию с примерами оформления документов. В рамках этой работы, посредством проработки на этапе планирования, даются пояснения, уточнения, вносятся изменения и заблаговременно освещаются или пресекаются ошибки, с которыми может столкнуться инициатор и разработчик сметных норм на ту или иную технологию. Качество поступающих технико-экономических обоснований (ТЭО) варьируется. Также варьируется степень и глубина проработки вопроса — как с технической точки зрения, так и с организационной: кем нормировать, на каких объектах, когда и т. п. Во всех случаях мы стараемся довести предложение до плана утверждения сметных норм и стремимся, чтобы наша функция воспринималась не как барьер для инициатора на пути технологии к федеральному реестру сметных нормативов, но как качественный консалтинг на этапе предварительной проработки, направленный на повышение эффективности вложений в техническое нормирование.

— У многих участников отрасли сложилось мнение, что госкомпании — такие как «Росатом», «РЖД» и другие, — не собираются переходить на работу со сметно-нормативной базой 2020 (ФЕР 2020), потому что используют свои нормативы. И в связи с этим возникает вопрос: когда произойдет окончательная гармонизация базы данных Федеральных единичных расценок с отраслевыми?

—  Предположение о том, что отраслевые компании не собираются переходить на использование единой государственной сметно-нормативной базы, ошибочно. Соответствующие планы мероприятий утверждены и реализуются прямо сейчас. При этом работы по гармонизации сметных нормативов несколько специфичны и характеризуются значительными объемами. Эти два фактора приводят к тому, что одномоментно осуществить переход всех госкомпаний на единую базу не получится, но по мере ее наполнения актуализированными и новыми нормами, необходимыми в том числе отраслевикам, этот переход произойдет.

Учитывая объемы капитальных вложений, ежегодно осуществляемых госкомпаниями в строительство и реконструкцию объектов строительства, цена ошибки при проведении работ по гармонизации может оказаться значительной. В связи с этим мы совместно с коллегами из госкомпаний выбрали эволюционный путь вместо революционного.

— В доп. 2 в базе 2020 ввели новую сущность — доплату за электроэнергию в % от ЗП. В техчасти некоторых ФЕР (но не ГЭСН) в первых пунктах указаны номера расценок, в которых должна быть эта доплата. Например, ФЕР12, ФЕРм13 и др. Разработчикам пришлось в базу загрузить % по расценкам и придумывать настройки для реализации такого расчета. Почему разработчики базы в ресурсную часть этих расценок в ГЭСН не ввели соответствующее количество электроэнергии? Совершенно очевидно, что количество электроэнергии на 5% ЗП в текущих ценах будет больше — индекс на ЗП больше индекса на электричество.

— Предложение об учете электроэнергии как ресурса принимается и будет рассмотрено. Однозначно можно сказать, что это довольно трудоемкое изменение, так как охватывает большое количество норм, но не исключено, что оно будет проведено в рамках будущих дополнений.

По вопросу разницы структуры затрат в базовых и текущих ценах и, как следствие, разной величине затрат от уровня заработной платы следует отметить, что приведенные в технических частях проценты от размера заработной платы принимаются в базисном уровне цен от базисного уровня оплаты труда. Применять эти проценты к текущему уровню цен не допускается. Полученные затраты на электроэнергию учитываются в рублях по статье «Материалы». При определении величины этих затрат используется уровень оплаты труда, приведенный в расценке до применения каких-либо коэффициентов из технических частей сборников или методик. Индексация осуществляется индексами изменения сметной стоимости на строительно-монтажные работы, ежеквартально публикуемыми Минстроем России, по объекту в целом. Да и еще, на всякий случай, не следует отождествлять заработную плату и фонд оплаты труда.

— Если изменилась стоимость оборудования и при этом не изменились его технические характеристики, то почему проектировщикам нельзя актуализировать стоимость этого оборудования в проекте?

— Дело в том, что сметная стоимость используется только при формировании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При формировании НМЦК учитываются индексы прогнозной инфляции, размер которых определяется с учетом сроков реализации проекта. Смета контракта составляется в пределах НМЦК. При этом заказчик может использовать любые способы определения стоимости конструктивных решений (элементов), за исключением использования сметных нормативов. Смета к контракту может пересматриваться в рамках действующего законодательства и договора между подрядчиком и заказчиком.

— Почему при демонтаже металлоконструкций, оборудования материалы принимаются с нулевым расходом, хотя при демонтаже расход газов, а порой и электродов по факту выше, чем при монтаже?

— Данное обстоятельство обусловлено тем, что коэффициенты на демонтаж были придуманы и погружены в сметные нормативы в 1980—90-х годах, что называется, не от хорошей жизни. С подобным применением сметных норм мы боремся всеми возможными средствами. Требуется разработка отдельных прямых норм на демонтаж и разборку, но при формировании сметно-нормативных баз (СНБ) 1984 и 1991 годов таких норм в полном объеме не было. Сейчас ситуация исправляется, в СНБ появляются прямые нормы на разборку и демонтаж конструкций и изделий. Но без участия пользователей таких сметных норм в качестве инициаторов разработки полное обеспечение СНБ демонтажными нормами и искоренение коэффициентов на демонтаж из методик в ближайшем времени не предвидится.

— Входит или нет в состав работ ФЕР-2020 сборника ФЕР24."Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети" (подраздел 1.1.и 1.2, например, расценка ФЕР24-01-007-01): установка/врезка секционирующих задвижек? Или данную работу надо расценивать отдельно, сверх цены прокладки трубопровода?

— Составом работ таблицы ГЭСН 24-01-007 «Надземная прокладка трубопроводов при условном давлении 2,5 МПа, температуре 300°С» учтена сборка и сварка комплектов «клапанов воздушных и спускных с задвижками». Секционирующие задвижки для отключения участка тепловой сети для обслуживания и ремонта устанавливаются в соответствии с пунктом 1.24.17 раздела технической части: с пневматическим, гидравлическим, электрическим и электромагнитным приводами - по соответствующим нормам на монтаж оборудования; с ручным приводом по табл. 24-01-032, 24-01-033.

БАЗА 2020

— Ресурсно-индексный метод планируется запустить к концу 2020 года, а выпустить новую базу 2021 года — в уровне цен 2021 года. Но пока неясно, в 2021 году будет база материалов в текущем уровне цен и ГЭСН или планируется база ФЕР на уровне 1 января 2021 года?

— Согласно проекту актуализированного Плана мероприятий, переход на использование ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства предусмотрен с 2022 года.

Порядок определения сметной стоимости строительства с применением ресурсно-индексного метода для формирования сметной стоимости строительства в текущем уровне цен предполагает одновременное использование данных о сметных ценах строительных ресурсов из ФГИС ЦС — для строительных ресурсов по субъектам Российской Федерации, с увеличением объема информации по мере роста наполняемости ФГИС ЦС. Также планируется использование сметных цен строительных ресурсов в базисном уровне цен с Индексами к группам однородных ресурсов для остальных строительных ресурсов. При этом для обеспечения возможности применения указанного порядка потребуется внесение со-ответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 1452, что предусмотрено проектом Плана мероприятий.

— В базе 2021 нормы и расценки будут 2000 г, а материалы и машины 40 000 - в текущем уровне цен?

—  Вопрос не совсем понятен. Расценки, по большому счету, - это произведение расходов ресурсов на их цены (плюс ряд отдельных нюансов). Натуральные показатели расхода ресурсов не меняются, если только норма не актуализируется. То есть, при наличии текущих цен ресурсов расчет расценок является только техническим вопросом, при котором в новом уровне цен будут и единичные расценки в полном объеме, и сметные цены. Индексация их предполагается по группам ресурсов. В дальнейшем, по мере наполнения ФГИС ЦС информацией о ценах на заработную плату, машины и материалы, будет возможность их использования при составлении сменой документации, по ресурсам, на которые цены будут отсутствовать, возможно, будет использовать новые базисные цены с применением индексов по группе ресурсов.

— Будет ли существовать база 2020 с 2021 года или ее планируется отменить?

—  Для столь обширного изменения СНБ, как переход к новому уровню цен, полагается целесообразным полное издание сметно-нормативной базы. То есть, действующие приказы будут отменены, а новые - утверждены по аналогии с утверждением ФСНБ-2020. Но вопрос больше в сфере юридической техники формирования правовых актов. Полагаем, что Минстрой России нам в этом вопросе поможет.

— В плане мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли отмечено: «Оформление исключительных прав РФ на электронную базу государственных сметных нормативов и федеральных единичных расценок как результат интеллектуальной деятельности ГГЭ и Минстроя, срок: II квартал 2020 г». Правообладатель будет определять правила распространения результатов интеллектуального труда. Но это положение вызывает много вопросов. Например, кому принадлежит база 2020, кто ее правообладатель? И что будет, если кто-либо скачает базу ГЭСН из ФГИС ЦС, а затем начнет ее продавать?

— Правообладателем сметно-нормативной базы является Российская Федерация в лице Минстроя России. ФГИС ЦС, в том числе, предназначена для распространения сметно-нормативной базы на бесплатной основе. Более того, в ФГИС ЦС уже размещена действующая ФСНБ-2020 в структурированном, машиночитаемом формате для скачивания и использования в том числе разработчиками программных комплексов.

МОНИТОРИНГ

— Расскажите, как устроены электронные платформы системы ценообразования. Например, мониторинг площадок поставщиков — это сайт-агрегатор, на котором собираются прайсы с сайтов поставщиков и производителей? Но таких сайтов в интернете тысячи, тот же Яндекс-Маркет и прочие...

— В рамках развития ФГИС ЦС завершены работы по созданию личных кабинетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность по оптовой торговле, для предоставления ими информации о ценах предложений на строительные ресурсы, которые будут введены в эксплуатацию в 2021 году.

В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2018 года № 514, от 15 мая 2019 года № 604), поставщики смогут самостоятельно направлять заявку на включение организации в перечень юридических лиц, подающих сведения в ФГИС ЦС. Они смогут размещать информацию о своей продукции и ее стоимости. Подробная информация будет доведена дополнительно в рамках организации представления реализованных личных кабинетов.

При этом соответствующие центры мониторинга продолжат самостоятельный мониторинг сайтов, в том числе и автоматизированными методами, для получения объективной картины цен и ресурсов.

— Главгосэкспертизой России созданы 6 центров компетенций для верификации данных о фактической стоимости строительных ресурсов, представляемых субъектам Российской Федерации для пересчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Какую нагрузку они несут? Отслеживать новые технологии? Или все-таки основная задача - контроль цен? Почему индексы выходят в текущем квартале за истекший, если все это сейчас делается автоматизированно? Из разъяснений на сайте ГГЭ:

«При проведении проверки достоверности определения сметной стоимости экспертной организацией не осуществляется мониторинг цен» — может быть, как раз тут зарыто решение проблемы с наполнением ценами ФГИС ЦС и достоверным мониторингом с нормальными индексами?

— В составе Главгосэкспертизы России создано шесть центров компетенций — в Москве и в регионах (региональные центры мониторинга цен строительных ресурсов — Ростовский, Санкт-Петербургский, Дальневосточный, Самарский, Екатеринбургский). Центры мониторинга выполняют такие задачи, как:

  • систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных ресурсов с учетом новых, инновационных технологий их производства;

  • формирование базы поставщиков строительных ресурсов;

  • верификация отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов, представленных субъектами РФ, организациями (инициаторами), для разработки индексов изменения сметной стоимости строительства;

  • формирование предложений по внесению изменений в перечень строительных ресурсов в соответствии с со-временными тенденциями на рынке;

  • расчет сметных цен строительных ресурсов, расчет индексов изменения сметной стоимости строительства прогнозным и расчетным методами.

Анализ динамики текущих цен проводится ежеквартально, и для каждого очередного периода установлены свои текущие цены. То есть ежеквартально, за месяц до окончания очередного квартала, представляется отчет с текущими ценами. Далее осуществляется расчет индексов в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр.

— Какие изменения в системе ценообразования еще могут быть приняты?

— Следует отметить, что в этом году уже утверждены четыре дополнения к базе сметных нормативов, а общее количество новых и актуализируемых норм превысило 3000. До конца 2020 года планируется еще одно дополнение. Кроме плановых сроков, есть еще ряд факторов, которые оказывают влияние на утверждение норм. Во-первых, это — длительность их разработки, которую разработчик может увеличить, ориентируясь на сроки проведения строительно-монтажных работ. Во-вторых, это период рассмотрения, который сильно зависит от качества проработки материалов. В-третьих, для норм требуется рассмотрение и одобрение их Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на что также уходит время. Ну и, наконец, никто не отменял форс-мажоры — такие как COVID-19, например. Инициаторов разработки сметных норм мы всегда поддерживаем и приветствуем любые начинания в этом деле.

— Кто входит в состав НЭС при Минстрое РФ, на результаты деятельности которого по анализу методик, баз и дополнений постоянно ссылаются? Кто в составе рабочих групп? По какому принципу отбирались эти люди, почему нет результатов их работы на сайте Минстроя?

— НЭС – совещательный орган, созданный Минстроем России для коллегиального обсуждения проектов документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Поэтому по данному вопросу целесообразно обращаться напрямую в Минстрой России. Единственное, что можем отметить: в состав НЭС входят эксперты по ценообразованию федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, крупных отраслевых госкомпаний, научных институтов и представители саморегулируемых организаций НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

— Хочется верить, что сегодняшнее интервью также будет хорошим заделом на будущее. А вебинары и диалог со сметным сообществом будут продолжаться.

— Взаимно. В этом направлении нам есть куда стремиться и над чем работать.

Идея: Telegram-канал «Просто о сметах».

Частично интервью опубликовано в «Вестнике государственной экспертизы» №4 2020.

--

Вопросы от лица сметного сообщества задавал: Максим Горинский, вице-президент Союза инженеров-сметчиков России по региональному развитию. Директор компании «Галактика ИТ».

Благодарим пресс-службу Главгосэкспертизы России и лично Анну Ковалёву за помощь в подготовке материала.

С наступающим Новым годом! Давайте вместе сделаем сметный мир лучше.

Есть что сказать? Пишите: smety@all-smety.ru

Задайте ваш вопрос
Большое интервью Главгосэкспертизы России о нововведениях в ценообразовании