ФАУ «Главгосэкспертиза России» о стимулировании ФОИВ и поставщиков и статусе информации, размещаемой на ресурсах ФГИС ЦС

ФАУ «Главгосэкспертиза России» о стимулировании ФОИВ и поставщиков и статусе информации, размещаемой на ресурсах ФГИС ЦС

ФАУ «Главгосэкспертиза России» о стимулировании ФОИВ и поставщиков и статусе информации, размещаемой на ресурсах ФГИС ЦС

По нашим прикидкам, наполнение ФГИС ЦС на сегодняшний день около 30%.

Не понятно: в чем будет заключаться в дальнейшем высокая степень достоверности определения сметной стоимости строительства даже в условиях низкой наполняемости ФГИС ЦС? Темпы, динамика, данные для анализа — очень скромные. Информационная составляющая и реклама системы — формальны.

С грустью в который раз констатируем, что никаких стимулов ни для производителей (поставщиков), ни для ФОИВ в размещении, предоставлении информации до сих пор так и не придумано и не реализуется. Игнорирование этих наиглавнейших вопросов (во всех смыслах) – большое упущение и явная предпосылка к тому, что объективных цен в ФГИС ЦС ко II кварталу 2022 года не будет. Предполагаем отговорку: предоставленных данных и объема информации не хватает, они недостоверны, регионы не готовы (ФОИВ не обеспечили, не передали, не довели, не уговорили…)

Как следствие: в связи с отсутствием (недостаточностью) информации о «прямых» сметных ценах из ФГИС ЦС переход на ресурсный метод легко растянется на 7 лет. Первая попытка переноса уже была — с 2017 года на 2019, вторая — с 2019 на 2022, третья (наш прогноз. можно преподнести как ежеквартальное повышение точности по мере наполнения) с 2022 — на 2024.

Задали вопросы представителям Главгосэкспертизы России.

Вопрос:

В ФГИС ЦС созданы личные кабинеты ФОИВ и поставщиков (производителей) строительных материалов. На данный момент в ФГИС ЦС публикуется контактная информация поставщика и представленная им номенклатура ресурсов.

По завершению наполнения ФГИС ЦС в 2022 году запланирована публикация агрегированных цен по данным производителей и поставщиков (для исключения манипуляций и ручного управления поставщиками). Верифицированные цены из личных кабинетов ФОИВ и поставщиков (производителей) есть только у Минстроя и Главгосэкспертизы России.Цены поставщиков в открытом доступе в ФГИС ЦС не публикуются (отпадает какая-либо рекламная функция ресурса и как быть с мотивацией — вообще непонятно). Таким образом, в ФГИС ЦС цен не видят ни поставщики, ни ФОИВ, ни сметчики.

  • Когда планируется (и будет ли) публикация цен в ФГИС ЦС в открытом доступе из личного кабинета поставщика (при его согласии) в разрезе каждого поставщика/производителя?

  • Будут ли доступны цены (и когда), которые подал поставщик в регионе, представителям ФОИВ региона (в т.ч. для осуществления контроля) ?

  • Будут ли опубликованы на сайте ФГИС ЦС цены из личных кабинетов, предоставленные ФОИВ, в т.ч. для осуществления контроля поставщиками (производителями) данных мониторинга внутри региона?

Ответ:

В отношении публикации на сайте ФГИС ЦС ценовой информации необходимо отметить, что публикация отпускных цен строительных ресурсов, предоставляемых производителями и импортерами строительных ресурсов, а также цен предложений, предоставляемых оптовыми поставщиками строительных ресурсов, не предусмотрена требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее - ПП РФ № 1452).

В соответствии с требованиями ПП РФ № 1452 и постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» на Интернет сайте ФГИС ЦС осуществляется публикация информации об индексах изменения сметной стоимости строительства.

Публикация сметных цен строительных ресурсов на сайте ФГИС ЦС предусмотрена начиная с 2022 года на ежеквартальной основе, при этом по каждой позиции сметных цен планируется также публикация информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставленная ценовая информация которых участвовала в формировании сметных цен строительных ресурсов, с возможностью перехода из ФГИС ЦС на соответствующие Интернет сайты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (указанные обладателями информации при регистрации).

Вопросы:

  • Какие меры стимулирующего воздействия к предоставлению во ФГИС ЦС информации о текущих рыночных ценах строительных ресурсов предусмотрены и запланированы для поставщиков и производителей строительных материалов?
  • Какие привилегии и бонусы предусмотрены для поставщиков за предоставление данных цен в ФГИС ЦС?
  • Какие меры стимулирования предусмотрены органов исполнительной власти в регионах?
  • Предусмотрено ли создание он-лайн «светофора*raquo; (например, на сайте ФГИС ЦС), где в режиме реального времени руководители регионов, департаментов строительства могут увидеть состояние дел с наполнением системы ценами в целом по стране и в разрезе региона (в сравнении с другими регионами) ?
Ответ:

По вопросу создания «онлайн светофора» необходимо отметить, что предоставление доступа к информации о динамике информационного наполнения ФГИС ЦС в разрезе всех субъектов Российской Федерации планируется обеспечить в II полугодии 2021 года в личных кабинетах органов исполнительной власти субъектов РФ после завершения регистрации в системе организаций-представителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

Необходимая для работы с системой информация и презентационные материалы для поставщиков и органов исполнительной власти размещаются в «Базе знаний» ФГИС ЦС и на видеоканале ФГИС ЦС.

Вопрос:

Какую юридическую силу имеют разъяснения и ответы на ресурсах Главгосэкспертизы?

  • На них можно ссылаться, когда доказываешь что-то в экспертизе/проверяющему/заказчику?
  • Планируется ли выпуск сводных разъяснительных писем / методических разъяснений (возможно, предоставление доступа к общей базе «Главгосэкспертизы») с подборкой типовых ответов на задаваемые вопросы (дайджест изменений в реформе ценообразования)? Что значительно улучшит информирование сметного сообщества и плавный переход без шоков к новым правилам работы по столь большому объему принятых нормативных документов.

Ответ:

В соответствии с Уставом Учреждение не наделено правом давать официальные разъяснения законодательства РФ. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 № 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В связи с этим Учреждение вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращениях, в рамках возложенной компетенции, не являющееся обязательным.

Таким образом, разъяснения и ответы на информационных ресурсах ФАУ «Главгосэкспертиза России» не являются нормативно-правовыми актами и носят рекомендательный характер.

Ответы-вопросы сегодня на сайте ГГЭ или ФГИС ЦС есть, а завтра — исправлены или вовсе удалены. Как тогда ими руководствоваться? Получается, что это и не ответы даже, а всего лишь мнение.

И на этом, как говориться, спасибо. Все это собрано в виде отдельных документов в ГГЭ (иногда даже статистику приводят). Но сообществу их никто, конечно же, не покажет. Помечтаем, что когда-нибудь доступ к общей базе (пусть и на платной основе) всё же предоставят. Это здорово бы помогло в работе обеим сторонам процесса.

Публикуем сводный ответ Главгосэкспертизы на вопросы выше (по традиции — ответили только на часть из них — самых удобных);ответ №01-01-17/9040-СЛ от 17.06.2021.

По материалам Telegram-канала «‎Просто о сметах». Остались вопросы, трудности? Пишите: smety@all-smety.ru


ФАУ «Главгосэкспертиза России» о стимулировании ФОИВ и поставщиков и статусе информации, размещаемой на ресурсах ФГИС ЦС