Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен быть завершен в III квартале 2023

Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен быть завершен в III квартале 2023

Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен быть завершен в III квартале 2023

Новый 2023 может наконец-то стать эволюционным в стройке. И в первую очередь — в вопросах ценообразования: начинается переход на полноценное применение ресурсно-индексного метода и новую федеральную сметно-нормативную базу в уровне цен 2022, когда не будет ТЕР и местных индексов.

Не забуксует ли вся эта история — покажет ближайшее время. Уж очень многое обещано и поставлено на карту. Теперь большое значение будет иметь реальное желание Минстроя и ГГЭ начать перестраиваться, научиться давать нормальные и понятные разъяснения, работать с сообществом и многочисленными вопросами, чтобы заранее прогнозировать возможные сложности и оперативно докручивать «узкие места», которые однозначно проявятся.

А еще это :

  • новые правила работы и перспективы для тех специалистов, кто хочет и готов перестраиваться, чтобы расти;
  • отличные возможности для регионов, чтобы влиять на ценовую политику субъекта с помощью ФГИС ЦС (при должной организации взаимодействия СРО и нормальных центров мониторинга);
  • цифровизация и цифровая трансформация: XML, BIM/ТИМ, ГИСОГД и пр.;
  • продолжение адских мучений с конъюнктурным анализом, составлением сметы контракта и боданием между заказчиком и подрядчиком при взаиморасчетах;
  • электронная площадка сделки купли-продажи по государственным, национальным и социальным программам Минстроя России (здесь, как ни странно, всё упирается именно в поставщиков);
  • зарплаты в стройке, которые могут приблизятся к реальным;
  • отечественная версия OpenBook, чтобы оперативно реагировать на существенные изменения цен строительных ресурсов на рынке.

...и многое другое. Переход всех субъектов РФ на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен быть завершен в период с I по III кварталы 2023 года.

Из отчета Счетной палаты о результатах Анализа мероприятий по реформированию системы ценообразования и сметного нормирования двухлетней давности. Повторим две интересных цитаты:

  1. «Возможно изменение стоимости строительства объектов [при переходе на ресурсно-индексный метод] как в большую, так и в меньшую сторону...».
  2. «Сроки окончательного перехода на ресурсную модель не установлены и будут определяться с учетом наполнения ФГИС ЦС информацией о текущих ценах строительных ресурсов».

О переходе на РИМ

С предложением о расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на I квартал 2023 года в Учреждение обратилось 6 субъектов: Ростовская область, Ивановская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Алтайский край, Приморский край.

Таким образом, переходом сейчас заняты 6 регионов, во II квартале 2023 должны перейти еще 27.

При переходе субъекта РФ на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства источниками формирования сметной стоимости строительства объектов капитального строительства по новым проектам одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен (на 1 января 2022 г.) с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для строительных ресурсов информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.

РИМ определения стоимости стройки — пилотные проекты

Зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко: «С 6 пилотными регионами уже плотно работают Минстрой и Главгосэкспертиза. В начале года стоит задача сопоставить базисно-индексный и ресурсный метод по аналогичным объектам: дорожным, социальным, жилью и т.д. И сравнить, что получается».

Практическое применение ФСНБ-2020 в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и территориальных сметно-нормативных баз, применение которых предусмотрено порядком, установленным нормативными правовыми актами и методическими документами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ до 3 июля 2016 г., будет возможно исключительно в целях обеспечения возможности корректировки сметной документации в составе проектной документации, разработанной до момента перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

Ситуация сейчас

C 1 января 2023 года отрасль начала переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Одним из источников ее формирования в текущем уровне цен станет ФГИС ЦС. Наполнение системы низкое. Единственным субъектом в ЦФО, который на сегодняшний день готов к переходу на новую модель, является Ивановская область. НОСТРОЙ призывает коллег из регионов ЦФО активизировать работу по наполнению ФГИС ЦС, чтобы в 2023 году планомерно и эффективно перейти на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости cтроительства.

Пилотные 6 регионов по переходу на ресурсно-индексный метод выходят на финишную прямую. Ранее были приведены (в Телеграм-канале «Просто о сметах») их цифры наполнения ФГИС ЦС по сводной номенклатуре ценообразующих ресурсов. Примечательно, что высокие показатели — только у тех двух, которые ведёт НОСТРОЙ:

  • Ивановская область: наполняемость по СНЦР за 9 месяцев 2022 года — 97% (!). Ранее, в 2021 г. было всего 3,8%.
  • Новосибирская область: 26 %, ранее 8,7%.

Интерес остаётся в определении доли: у кого он будет больше ресурсным, а у кого — индексным. Тут большой тайны нет. Те, у кого приличные цифры по наполнению ФГИС ЦС ценообразующими ресурсами, будут в большей степени на ресурсном методе. Им уже сейчас следует сравнить цены, что для них опубликовали на портале, с ценами, что подавались поставщиками и производителями строительных материалов и региональными властями.

Может, действительно мы недооцениваем роль региональных СРО? И сметчикам стоит завалить обращениями свои СРО с просьбой включится в эту работу, раз у других получилось? Глядишь, и деньги на центры мониторинга найдутся, когда к руководству региона придут представители местных строителей.

Заработная плата строителей

Низкий уровень показателей установленной оплаты труда рабочих IV разряда по сравнению с реальной ЗП в строительной отрасли. Результаты мониторинга и данные о фактической заработной плате рабочих-строителей в регионах мы собрали в таблице для удобства.

Очевидно, что показатели среднемесячного размера оплаты труда рабочего необходимо пересматривать. Интересно, что и в выбранных для апробации перехода на ресурсно-индексный метод регионах, ситуация с ЗП также довольно грустная.

Напомним, что до 20 февраля 2023 г субъектам необходимо представить в ФАУ «Главгосэкспертиза России» расчеты размера оплаты труда рабочего I разряда.

Стоит отдать должное НОСТРОЙ: ввязались в казалось бы бесперспективную историю с борьбой за заработную плату рабочего первого разряда, не отступили и реально смогли не только расшевелить регионы, изменив их отношение, но и показать, что профессиональная связка СРО + регион дают результат в этом важнейшем направлении.

Если раньше регионы использовали только данные Росстата для расчёта, то по предложению НОСТРОЙ данные о ЗП актуализируются на основе сводных данных строительных компаний. Уже второй год подряд активные СРО (Ульяновска, Иваново, Новосибирска и др.) собирают эту информацию от строительных компаний региона и именно они дают такой рост, который был озвучен на итоговом заседании Комиссии Общественного совета Минстроя по ценообразованию.

Заработная плата в стройке и в сметах

Важно повышать ЗП рабочих-строителей, используя механизм альтернативного расчета зарплаты. Такую работу в ЦФО проводит пять регионов, наблюдается положительная динамика: Брянская область (+21,9%), Воронежская область (+16,7%), Ивановская область (+27%), Орловская область (+15,2%), Ярославская область (+16,3%). Реальное же отставание по зарплате в округах в среднем составляет 15-17% и его нужно ликвидировать.

Региональный опыт

Ксения Шрайбер, директор ГКУ НСО «РЦМЦСР» (Новосибирск):

  • Сегодняшняя наша цель и задача — переход на ресурсно-индексный метод строительства. Переход тяжелый ввиду большого количества параллельно изменяющихся нормативно-правовых актов в сфере ценообразования, которые очень сильно влияют и на эту работу, и на работу отрасли. Необходимо разбираться во всем, быть такими специалистами с широким кругом обязанностей, ответственности и понимания законодательных актов.
  • Наш ежегодный прирост по ЗП 15-16%. Сейчас так называемый «пятый год», когда органы Росстата дадут нам статистику и ее можно будет сравнить с фактическими данными, которые мы соберем от строительных организаций.
  • Мы все силы бросили на наполнение ФГИС ЦС, конъюнктурный анализ и аналитику.
  • Данные о стоимости стройматериалов можно подавать бесплатно, с помощью КриптоПро.
  • Оптовых поставщиков в силу особенностей законодательства мы не можем привлечь к активному участию в наполнении ФГИС ЦС. Хотя они являются теми игроками, которые действительно продают материалы на стройки. Благодаря реализации в системе ФГИС ЦС вкладки «Оптовые поставщики», мы стали туда вносить руками самых главных, самых важных наших оптовиков. Это увеличивает рост наполняемости. Выступаем с предложением: в прошлом году не получилось принять изменения в законодательную часть, которые могли бы внести карательную или положительную часть, чтобы люди были больше заинтересованы в наполнении ФГИС ЦС. Я думаю, что все субъекты присоединяться и поддержат эту инициативу. Это существенно облегчит работу.
  • Все наши успехи: это кропотливая, ручная работа. Наверное, не все субъекты имеют силы вот так же много времени этому уделять.

О сложностях наполнения ФГИС ЦС

  • Не все поставщики и производители понимают как работать на этом портале. Популяризируем эту работу, устраиваем встречи, совещания.
  • Все предприятия, которые должны подавать информацию в ФГИС ЦС – бизнесмены. Их время стоит денег. Они не хотят тратить его на разбор: как, куда, что, зачем подать; какие ячейки заполнить; почему номенклатура их товаров не совпадает с нашим КСР, куда это девать и т.д. Приходится объяснять, помогать заполнять эту информацию, сводить их со специалистами ГГЭ, если портал подвисает, отдает обратный результат. Всё это — ручной труд!
  • Выполняя ежегодную верификацию, мы все-таки оставляем «мёртвые души»: перспективные строительные организации, с которыми хотели бы работать. Впоследствии, чтобы их занесли в ФГИС ЦС, они должны написать письмо, что хотят участвовать в мониторинге. Конечно же, они не хотят писать. Стараемся их оставлять, чтобы в следующих годах с ними работать. От этого есть плюсы, но работа очень сложная.

Наполнение ФГИС ЦС в 6 пилотных регионах

Наполнение ФГИС ЦС по сводной номенклатуре ценообразующих ресурсов (СНЦР) в 6 регионах, которые готовы к переходу на ресурсно-индексный метод с 2023 года. Именно для Ивановской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областей, Алтайского и Приморского края 25 ноября были опубликованы первые цены в ФГИС ЦС. Напомним, что в среднем по стране показатель наполнения ФГИС ЦС по СНЦР 5-7%. Очень интересны результаты «пилотирования», особенно в регионах, где цифра близка к средней температуре по стране. Скоро узнаем.

О базе ФСНБ-2022

Ксения Шрайбер: «Сейчас мы [Новосибирск] выполняем аналитические расчеты по пересчету стоимости объектов из базы ФСНБ-2020 в базу ФСНБ-2022. Имеем определенные сложности, которые потом будут устранятся и на это потребуется время. Вся работа ведется вручную».

  • Все новые ценники не занесены в сметное ПО. Не считаются определенные механизмы, есть сбои в базах, неподтянутые ресурсы и переходные ключи. Это детальная кропотливая работа, которую даже силами региональных центров выполнить очень сложно. Пересчет физически можно сделать, а просмотреть всю огромную базу практически невозможно! У нас, наверное, не хватит знаний и опыта.
  • Предлагаем к данным работам подключить крупные проектные институты, чтобы они просмотрели эти базы. Именно в части материалов и переходных ключей, классификацию перехода от одних единиц к другим. Это очень большой труд, который впоследствии облегчит расчет сметной стоимости всем субъектам, которые перейдут на ресурсно-индексный метод».

✔️Предлагаем к данным работам подключить крупные проектные институты, чтобы они просмотрели эти базы. Именно в части материалов и переходных ключей, классификацию перехода от одних единиц к другим. Это очень большой труд, который впоследствии облегчит расчет сметной стоимости всем субъектам, которые перейдут на ресурсно-индексный метод.

Напомним, что ввод в действие новой базы ФСНБ-2022 с 25 февраля 2023 года не отменяет действие и использование базы ТСН-2001 г. Москва, т. к. у базы г. Москвы — особый статус, согласно Закона о столице.

КСР

Классификатор строительных ресурсов (КСР) на сайте ФГИС ЦС https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/ksr, там же — поиск юридических лиц по строительным ресурсам.

Вячеслав Шаляхин, руководитель Ассоциации строителей Ульяновска на Комиссии Общественного совета Минстроя по ценообразованию еще раз поднял проблему соответствия наименований стройматериалов поставщиков/производителей и КСР: «Необходимо упростить многие вещи: адаптацию материальных ресурсов в ФГИС ЦС с фактическими позициями, которые продают или производят те или иные производители. Это колоссальная проблема! Формулировки тех или иных стройматериалов вызывают очень большое удивление, в целом останавливая процесс». И это действительно проблема, которую необходимо решать.

Регионы, по замыслу авторов реформы — двигатели перехода на новый метод расчета!

Напомним, эти «откровения» выше — от представителя лидирующего региона по наполнению ФГИС ЦС (24,9% по СНЦСР за 2 кв.2022) — Новосибирской области! Одного из шести по стране!

Нам, конечно, говорят о том, что в Приморском крае наполнение ФГИС ЦС по СНЦСР всего 6,7%. И это не мешает переходу на ресурсно-индексный метод и пилотированию.

Планы развития ФГИС ЦС

Но, как известно, говорить «наверху» можно все, что угодно (попутно перекладывая мешки и ответственность за результаты перехода сами знаете на кого), а работать приходиться простым людям на местах. Кстати, некоторые «пилотные» регионы и сами не понимают: как попали в состав этих «счастливчиков». А кое-кто, кто должен был попасть в список передовиков, спрогнозировал последствия и предпринял успешную попытку избежать этой участи.

Впрочем, вернемся опять к Новосибирску. Реально создан региональный центр мониторинга, который работает, поддерживается и финансируется органами власти. Где штатная численность специалистов 22 человека! А что говорить про остальные регионы? В среднем, по стране — процент наполняемости ФГИС ЦС по сводной номенклатуре ценообразующих ресурсов (СНЦСР) всего 5-7%! И «мониторят» эти цены (если это вообще можно назвать мониторингом, скорее — весьма формальная передача некоторых данных. часто скажем мягко: с ошибками) всего 1-2 штатных(!) специалиста экспертизы/департамента строительства! Которые, в дополнение к основной работе теперь должны не только мониторить, но и ещё оперативно пересчитать с ценами из ФГИС ЦС и новыми индексами из базы 2020 в базу 2022, провести аналитику и апробацию нового метода расчета… для тех, кто «наверху»! Чтобы стало понятно — где есть перекос, недостоверность и ошибки. Удобно, правда? Реализуемо ли? Очевидно и прогнозируемо, что при таком подходе переход затянется еще на несколько лет. О проблеме с центрами мониторинга на местах всем было известно давно, но её только констатировали, по традиции, перекладывая... решение на регионы. Вот теперь круг замкнулся и все это вполне логично, последовательно и «неожиданно» становится одним из главных препятствий перехода на новые рельсы.

Мнение НОСТРОЙ

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков вчера на заседании Общественного Совета при Минстрое РФ в присутствии министра решительно выступил против разгильдяйства и лени, всыпав перца и приоткрыв пока еще только вершину айсберга с переходом страны на ресурсно-индексный метод в 2023 году: «Вопрос перехода на ресурсную модель, выражаясь молодежным языком: «с бородой», но своей актуальности не потерял. Если говорить о фактическом состоянии дел, то оно по статистике достаточно плачевное, средние цифры по России приводить не буду. Но напомню, что в соответствии с постановлением Правительства от 15 апреля этого года (номер у Постановления, конечно не ахти — три шестерки) установлена процедура перехода каждого субъекта РФ к ресурсной модели ценообразования. Сделать это необходимо не позднее III квартала 2023 года. Сегодня, если мы анализируем наполнение ФГИСов [точная цитата], у нас готовы к этому только 6 субъектов РФ: Алтайский и Приморский край, Новосибирская, Ростовская, Ивановская и Нижегородская области. Предлагаю с этими субъектами в ручном режиме, (как сейчас это принято — в штабном режиме) реализовать пилотную деятельность, связанную с введением ресурсного ценообразования. Тем более, что они достаточно равномерно распространены по всей территории РФ. В этом году в ПП 1452 были внесены изменения по инициативе Общественного Совета. Сейчас в ФГИС ЦС могут направлять информацию не только поставщики и производители, но и органы исполнительной власти. Идея была хорошей. Но в чистом виде органы исполнительной власти не обладают хорошей, честной заинтересованностью и надлежащей компетенцией для выполнения этой функции. Немного похвастаюсь ролью НОСТРОЙ. Те субъекты, где хорошее наполнение ФГИС ЦС — Ивановская, Новосибирская области. Это хорошее взаимодействие с исполнительной властью и поставщиками непосредственно саморегулируемых организаций.

Чтобы добиться поставленной цели, указанной в Постановлении, нам необходимо активно изучать опыт этих 6 регионов, которые добились хорошего результата. Активно привлекать СРО. Я со своей стороны активно такую работу провожу, у нас достаточно для этого компетенций. Может быть дать возможность СРО быть источниками внесения информации в ФГИСы. Использовать совместно с Главгосэкспертизой программный комплекс, который позволяет добиться очень хороших результатов, приводит к однообразию ту информацию, которую нам предоставляют поставщики.

И самое главное, коллеги, нужно развенчать миф, что переход на ресурсную модель ценообразования — это заведомо удорожание! Этого не будет никогда! Цель перехода на ресурсно-индексный метод — в достоверном отображении тех затрат в текущем периоде, которые возникают у подрядной организации. Нет задачи повысить стоимость или понизить, нужно достоверно ее отражать. Посыл органам исполнительной власти и бизнесу нужно делать о неотвратимости этого перехода. Если мы договариваемся отдать в третий квартал, то передвигать это в дальнейшем уже не имеет никакой цели. Потому что в противном случае мы не добьемся нужного результата в поставленный срок».

ФГИС ЦС — интеграция с электронными торговыми площадками

Пожалуй, самое интересное и загадочное. То, о чем давно говорят, что в Планах, что может «вытащить» не только ФГИС ЦС, но и все ценообразование на другой уровень, а может и с треском провалиться.

Интеграция с торговыми площадками купли-продажи строительных ресурсов и ФГИС ЦС

Напомним, еще в IV квартале 2021 Минстрой совместно с ФАС согласно п.4.3. Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ № 11789п-П16 от 10 декабря 2020 г. должны были разработать цифровую Платформу купли-продажи строительных материалов с возможностью интеграции с ФГИС ЦС для заключения (регистрации) сделок вместо конъюнктурного анализа. Что интересно: на данный момент все упоминания и ссылки о создании такой площадки, датированные ранее августа 2021 г, удалены со всех ресурсов Главгосэкспертизы.

ПП 1315 (о пересчете строительных контрактов в связи с ростом цен на строительные материалы)

Совокупная стоимость контрактов (от 100 млн. рублей), которые получили поддержку государства согласно ПП 1315 — 900 млрд. руб.

Примерное удорожание после пересчета стоимости в связи с ростом цен на стройматериалы — 20%, что составило около 180 млрд. руб. Правда, не все, что было пересчитано и прошло проверку в экспертизе, профинансировано. Да и многие Заказчики до сих пор не восторге от этого механизма, ведь любой процесс изменения стоимости строительства в конечном счете привлекает внимание правоохранительных органов.

Статистика пересчета строительных контрактов по Постановлению Правительства 1315

Антон Глушков (президент НОСТРОЙ): «Безусловно, понятно, что механизм действия пересчета строительных контрактов в связи с ростом цен на стройматериалы согласно ПП1315 с 2023 года прекратит свое действие».

Те методы и инструменты ценообразования, которые сегодня работают, позволят перейти нам с 2023 года на ресурсно-индексный метод. А дальше — зависит от субъектов: метод будет ресурсный или больше индексный. Чем больше прямых цен будет в системе, тем точнее будет метод. Это прямая заинтересованность субъектов.

Ответы на вопросы по ресурсно-индексному методу расчета

На сайте ФГИС ЦС создан специальный подраздел, где публикуются ответы на вопросы, связанные с переходом на новый метод расчета. Среди них:

  • Каким нормативно-правовым актом будет регламентирован окончательный переход на ресурсно-индексный метод расчёта? Необходимо ли будет разрабатывать и принимать НПА субъекта о переходе на новый метод определения сметной стоимости строительства?
  • Как внутри одного субъекта будет разграничен переход на новый метод расчёта сметной стоимости отраслей строительство и дорожное хозяйство, в том числе и при подаче документов на проверку достоверности сметной стоимости?
  • Каким НПА будет регламентирован порядок определения сметной стоимости, ранее определенной базисно-индексным методом, по строящимся в настоящий момент объектам капстроительства, при прохождении повторной экспертизы достоверности сметной стоимости (учет дополнительных/измененных объёмов работ) в рамках экспертного сопровождения?
  • Готовятся ли к переходу на РИМ сметные программные комплексы, особенно в части синхронизации данных с ФГИС ЦС, и как регламентирована эта часть работы. Обсуждается ли срок их готовности к адаптации программного обеспечения?

Полезные материалы для подготовки к переходу на ресурсно-индексный метод расчета

И еще немного для подготовки к переходу на ресурсно-индексный метод расчета:

  1. Образец выходного кумулятивного документа сметных цен и индексов сметной стоимости, который уйдет скачиваться из ФГИС ЦС для субъектов, перешедших на ресурсно-индексный метод расчета.
  2. Загрузка каталогов текущих цен с сайта ФГИС ЦС и бесплатное создание ценника в программе «ГРАНД-Смета».

Обратите внимание, что в отменены ТЕР-Астраханской и ТЕР-Амурской областей. Видимо, это наконец, начнет постепенно происходить и с другими регионами...

ТИМ неотвратим

Правительство утвердило новое постановление об информационном моделировании в долевом строительстве.

  • с 1 июля 2024 года ТИМ начнут применяться при реализации крупных проектов долевого строительства: многоквартирных домов и объектов необходимой для них инфраструктуры, которые строятся с привлечением средств дольщиков.
  • с 2025 года начнут применяться ТИМ при долевом строительстве малоэтажных жилых комплексов.

Напомним, страна юридически перешла на ТИМ в 2022, но на самом деле целый год на многочисленных мероприятиях обсуждали не возможность работать с использованием ТИМ, а причину этого избежать и на когда безопаснее сдвинуть срок. Вначале это был 2023 год, теперь — 1 июля 2024 г. В общем, в лучших традициях: к концу года «работы» юридически все оформили новым Постановлением. Минстрой может немного выдохнуть.

Перенос сроков обязательного перехода на ТИМ — середина 2024 года

Поясним по-простому:

Постановление Правительства № 2357 от 20 декабря 2022

Год работали, держа в голове ПП №331 о том, что с 2022 — нужно в ТИМ, обсуждая: как красиво «съехать с темы»: импортозамещение, неготовность, нежелание, незаинтересованность и т.д.

Сервис визуализации 3D-моделей ЕЦПЭ:

Сервис визуализации 3D-моделей ЕЦПЭ

О проблемах региональных заказчиков строительства и необходимости сметчиков

На круглом столе в Совете Федерации — o проблемах среди региональных заказчиков строительства:

«Субъекты рассказали о существующих проблемах, главная из которых — недостаток квалифицированных кадров: проектировщиков, сметчиков, специалистов в сфере информационного моделирования, строительного контроля.

...Как подчеркнул сенатор, у каждого регионального заказчика в штате обязательно должен быть квалифицированный строитель и сметчик для проверки проектной документации. Это не обсуждается. Ведь в большинстве госконтрактов на стадии исполнения выявляются недостатки проектной документации, которые либо значительно увеличивают сроки выполнения работ, либо приводят к росту цены контракта. И в текущей экономической ситуации регионы сталкиваются с необходимостью корректировки сметной стоимости строительства в связи с удорожанием строительных материалов и необходимостью их импортозамещения. Все это затягивает темпы строительства школ, садов, поликлиник и других значимых объектов, и это нужно исправлять».

По материалам Telegram-канала "Просто о сметах".

Переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен быть завершен в III квартале 2023