Павел Горячкин: о проекте Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве

Павел Горячкин: о проекте Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве

Павел Горячкин: о проекте Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве
Интервью с президентом Союза инженеров-сметчиков, директором департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, почетным строителем России Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, удалось посмотреть проект новой методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве? Вы же, в свое время начинали работу над ней в составе рабочей группы?

Мы начинали работу по этой методике и по методике определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов. Но давно уже ни в составе рабочей группы, и не работаем над методиками. После ухода с поста заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Х.Д.Мавлиярова по вопросам формирования нормативной правовой базы в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли, реформы наши предложения не слышат и за нашей помощью не обращаются.

Складывается впечатление, что с сообществом на эту тему никто не советуется и мнение специалистов разработчиками методик не учитывается? Просто рассылают по регионам для рассмотрения, а те молчат. Обсуждений на сайтах, форумах, площадках крайне мало. Что это?

Люди, сообщество просто устали от громких слов, обещаний. Много ли принято методик с прошлого года? Где вы найдете информацию о том: что именно приняли, изменили, аналитику, важные моменты? Голова «распухает» от всех этих документов, приказов и постановлений. Все в шоке! Мы, в Союзе инженеров-сметчиков пытаемся разложить все по-полочкам, чтобы людям разъяснить.

Деятельность рабочих групп теперь засекречена. Кто разрабатывает методики, проверяет, утверждает? Кто эти люди? Где состав этих рабочих групп? Как туда попасть? Какая-то отчетность об их деятельности? В декабре 2017 года все так хорошо начиналось...

Не знаю подробностей. Возможно они есть. Для некоторых руководителей сметчиков вообще не существует.

Знаем мы и то, что некоторые сотрудники Минстроя и Главгосэкспертизы сами в шоке от того, что происходит в ценообразовании.

Да. Смотрите, берем методику на затраты труда. Получается, что заработная плата строителя зависит не от его квалификации, не от выполнения производственных заданий, не от того как он работает, а от стоимости яиц, хлеба, мяса, от того что входит в потребительскую корзину. Это политически безграмотно, это какой-то иждивенческий подход! Кроме того, понятно, что Минстрой России пытается прикрыться в данном случае отраслевым тарифным соглашением, в котором, кстати, написано, что уровень зарплаты должен быть не ниже чем прожиточный минимум в регионе, с учетом коэффициента 1,2 и инфляции. А с другой стороны хочет переложить ответственность на регионы, что в соответствии с методикой по расчету индексов, субъекты РФ самостоятельно должны рассчитать вот этот показатель оплаты труда рабочих первого разряда. Мы, мол, проверим, а Вы потом будете утверждать. Получается, перекладывают проблему: с больной головы на здоровую.
Считаю, что это абсолютно безграмотное решение. Это полная смена той идеологии, которую мы предлагали, потому что использование показателя прожиточного минимума в данный момент совершенно не обосновано. Ввиду того, что с 1 января 2018г. показатель в регионе зависит от других нормативно-правовых актов. В частности, от размера МРОТ, который должен быть ниже чем прожиточный минимум. Это привело к тому, что раньше регионы считали этот показатель, исходя из реальных цифр. Вот уже 3-й год у них нет никакого резона подводить под это какую-то расчетную базу, в этом нет никакой необходимости. Потому что это превратилось в фикцию и больше влияет на расходную часть бюджета, чем отражает реальную экономическую ситуацию в регионе. Все это привело к тому, что большинство регионов МРОТ держат где-то в районе от 9 до 12 тыс. У нас регионов, где МРОТ больше 12 тысяч по пальцам пересчитать можно: это Москва, Санкт-Петербург, ряд северных регионов. Т.е. этот показатель, он экономически бессмыслен, он утратил свою экономическую суть и привязываться к нему сейчас - это опять вводить систему всеобщей уравниловки! Вообще, исходя из методики, тут вообще работать не нужно, можно просто взять: посадить сотрудника и попросить по всем регионам посчитать этот показатель. В результате получается, что мы 19 — 20 — 28 тысяч, (где-то в этих диапазонах) имеем показатели оплаты труда по первому разряду. Он абсолютно оторван от строительства, от строительного производства, т.е. это попытка просто подвести какую-то расчетную базу, нарисовать какие-то дурацкие формулы математические, под которыми нет экономической сути, т.е. это можно сделать централизованно и не надо какой-то вкладывать за это ответственности! Пока непонятна попытка прикрыться профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ. Но в отраслевом тарифном соглашении написано «не ниже». Это не значит, что должно быть столько-то. Какая-то бессмыслица получается: боюсь, что мы получим ситуацию еще более худшую чем ту, что устанавливали у себя в индексах отдельные регионы. Все-таки они отталкивались от показателей Росстата по оплате труда, а сейчас будет привязка к прожиточному минимуму.

Мы помним, что вице-премьер Марат Хуснуллин высказывал свое недовольство размерами оплаты труда в строительстве. И обязал Минстрой разобраться с этим вопросом.

Мне кажется, это глубоко политически ошибочное решение и оно противоречит его установке. В моем представлении - это просто саботаж просьб вице-премьера.

Что будет с таким подходом к оплате труда рабочих?

В тексте самой методики есть масса безграмотных ошибок, понятно, что нужно учитывать различные дополнительные компенсационные выплаты в соответствии с действующим законодательством России. Но, например, писать в формуле доплату за профессиональное мастерство для первого разряда — это смешно, т.к. эта доплата у нас начинается только с третьего разряда. Ну вот районный коэффициент, он не может быть частью тарифной системы оплаты труда, его нужно начислять дополнительно. И мы писали об этом, что зачем включать в формулу районный коэффициент? Его нужно учитывать дополнительно, потому что у нас территориальное деление страны по районным коэффициентам охватывает более 70% территории страны и в каждых районах, муниципальных образованиях есть свои районные коэффициенты, эти документы с конца 50-х годов принимались, все о них знают, почему бы их не начислять дополнительно. Северные надбавки - тоже не совсем понятно, они зависят от стажа работников. А как быть с подрядчиками, которые приезжают из других регионов, например строители Москвы приехали строить в Якутию, кто с этим будет разбираться? Всей этой информацией у нас обладает Росстат России. Союз инженеров-сметчиков в своё время предлагал, что давайте мы по итогам 2018 г. проанализируем отчетность. Сейчас введена новая отчетность по труду и заработной плате в том числе и по строительным организациям. Они все эти вещи, надбавки, компенсационные выплаты, стимулирующие надбавки должны в своих отчетах предоставлять. Отчет предоставляется 20 мая за предыдущий год. Так давайте запросим и проанализируем все эти вещи, выведем эту условную часть постоянных ставок по регионам. Я не вижу проблем, почему все это надо как-то обезличивать и непонятно кто будет за это нести ответственность. Регионы! А потом Минстрой будет отвечать так, что мы тут вообще не причем, это вот регионы нам так посчитали и предоставили. А как они посчитали, что они посчитали, мне абсолютно непонятно.

Это как с индексами ситуация?

Да-да. Это вот там регионы нам насчитали. Очередная попытка переложить ответственность. Получается картина следующая: вы там ребята за все несете ответственность, вы там должны нам все посчитать и на блюдечке принести, мы тут все должны проверить, но вы сами там никакой самодеятельностью заниматься никакой не должны. А мы все там проверим и вернем вам в виде каких-то индексов и чего-то еще. Это попытка прикрыться просто.

А когда Вы занимались этой методикой в 2018 г., что Вы предлагали? Почему перестали заниматься?

Мы предлагали все-таки привязываться к отчетным данным соответствующих управлений Федеральной службы государственной статистики об оплате труда о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате. Т.е. есть у нас средняя номинальная начисленная заработная плата в целом для трудоспособного населения по всем видам экономической деятельности, есть средняя номинальная начисленная заработная плата в среднем по отрасли «Строительство». Это все-таки подтвержденные данные, это же не просто с потолка берется, при этом мы не говорим о «черной» зарплате, я об этом даже вообще не говорю, мы говорим исключительно о «белой» зарплате, т.е. вот эти данные, которые строительные организации представляли в соответствующие органы в соответствии с установленными формами, с установленной отчетностью в Росстат. Мы предлагали все-таки привязываться к этим цифрам! И то мы же предлагали давать данные с отставанием на целый квартал, т.е. 2-й квартал по 1-му и т.д. Т.е. даже наши предложения, они находились все-таки в состоянии догоняющих, а не опережающих. Хотя можно эти данные скорректировать, например, индексами-инфляторами Минэкономразвития. Такие тоже предложения были. Предлагали вот эти стимулирующие компенсационные выплаты, районные коэффициенты вывести в качестве какой-то дополнительной составляющей, которую нужно учитывать в смете дополнительно. Есть районный коэффициент, значит мы его начисляем независимо от того какая строительная организация, из какого региона выполняет работы, а в зависимости от места расположения объекта строительства. Если стройка находится в конкретном районе или ценовой зоне, то соответствующие выплаты положены вне зависимости от того, приехал этот работник из Москвы или из Питера, или откуда-то из другого региона. Предлагали устанавливать какой-то минимальный диапазон, у нас где-то получалось для центральной зоны Российской Федерации на тот момент 44-46 тыс. руб. по 4-му разряду. Был же такой базовый показатель — это показатель в районным коэффициентом 1,0.

Если посмотреть, что там у нас напринимали регионы: сейчас большинство из них находятся в диапазоне ниже 30 тыс. по 4-му разряду. Это тоже неправильно. У нас же в Советское время была определенная система, у нас был базовый показатель с районным коэффициентом 1,0. Начисляли районные коэффициенты и получалось, что чем более суровее условия строительства, тем больше росла заработная плата. А сегодня такая ситуация, которая приведет к очень серьезным деформациям и к занижениям этого показателя. Я боюсь, что оплата труда может расходиться с данными статистики до 2,5 раз. Это политически непродуманное решение.
Получается, что по этой методике, если взять такие районы как Норильск или отдельные районы Якутской области или Чукотки с самыми большими районными коэффициентами – максимум, что можно выжать со всеми надбавками - примерно 67,5 тыс. рублей. Это такой максимум. Та же Москва у нас падает сейчас ниже чем индексы, которые дает нам Мосгосэкспертиза. Т.е. они сейчас рассчитывают зарплату в районе 50-54 тыс. рублей. Московская область тоже вылетает в диапазон ниже 40 тыс., даже какой там ниже 40 тыс., Москва получится ниже 30 тыс. рублей, о чем тут можно говорить. Так что картина получается очень печальная, Минстрой встал в этом случае не на ту дорогу в этой ситуации.

Напомним, что рабочие группы при Минстрое были созданы в декабре 2017 года по просьбе профильных ассоциаций и крупных участников рынка, занятых на государственных инфраструктурных проектах, которые обратились к помощнику главы государства Андрею Белоусову.
Ранее на эту тему: Павел Горячкин: нас услышали. Минстрой планирует отложить ввод ресурсного метода до сентября 2018

Авторский материал компании «Галактика ИТ». При публикации — ссылка обязательна.

Павел Горячкин: о проекте Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве