О соответствии наименований стройматериалов кодам КСР

О соответствии наименований стройматериалов кодам КСР

О соответствии наименований стройматериалов кодам КСР

КСР содержит обезличенные наименования материалов с усреднёнными техническими характеристиками, по этой причине найти нужный материал сметчику или проектировщику зачастую крайне сложно. В помощь специалистам НОСТРОЙ предлагает сформировать справочник продукции с конкретными торговыми марками и наименованиями производителей с указанием кодов КСР -своеобразный Реестр соответствия маркетинговых наименований строительных материалов кодам Классификатора строительных ресурсов (КСР) системы ФГИС ЦС.

Формирование Реестра как справочного аппарата призвано упростить поиск конкретных наименований продукции в недрах Классификатора. Реестр планируется сделать рекомендованным для применения Министерством строительства, Ассоциацией «НОСТРОЙ» и «НОПРИЗ» как информационно-справочный ресурс для проектировщиков, сметчиков, строителей и производителей строительных материалов.

Для производителей это будет инструмент для упрощения продаж и продвижения продукции. Стоит отметить, что инициатива действительно полезная и интересная. Озвученные проблемы с никакущим КСР - актуальные. Главное, теперь не свалиться в коррупционную составляющую под соусом этой заботы.

КСР переделывать не будут. Основа новой базы ФСНБ-2022 - ФСБЦ (сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование) строительных ресурсов, данные о стоимости которых представляют производители и поставщики в рамках ПП № 1452 от 23.12.2016 (в ред. № 1160 от 12.06.2021). Вот как раз он и будет дополняться и актуализироваться по новым принципам.

Как быть производителю строительных материалов, чьи материалы включены в КСР и как теперь попасть в состав новой базы ФСНБ-2022?

В принципе, механизм прежний: проработать и оформить все в соответствии с Приказом Минстроя РФ №2/пр от 13.01.2020 п.6, 7 документы на включение материалов. В настоящий момент готовятся изменения в 2/пр по этому вопросу, но в основном алгоритм тот же, что и при включении в КСР. Предложения о включении, можно направлять в ФАУ "Главгосэкспертиза", если представитель производителя уже проходил этот путь по включению в КСР ранее - дорога уже знакома. Или обращайтесь к нам.

Как попасть в КСР

Ранее мы писали на эту тему - Как поставщику попасть в КСР и в новую базу ФСНБ-2021?

Мнение эксперта Александра Васильева:

Код КСР приблизительно, как и КТРУ в закупках должен исполнять требования статьи 33 44-ФЗ, где в закупочной документации запрещено указывать торговые наименования. Проектная документация является частью закупочной документации и в теории там также не должно быть торговых наименований. Данная норма нужна с целью обеспечения конкуренции, чтобы проектировщик не лоббировал определенного производителя, указав в проектной документации торговое наименование.

Однако далее, ч.7 ст. 95 44-ФЗ ставит прямой запрет на использование аналогов и противоречит статье 33 44-ФЗ.

Кроме того, торговые наименования указываются в позициях, отсутствующих в сметных сборниках согласно конъюнктурному анализу с не менее тремя коммерческими предложениями.

А так как у нас сметная документация, в том числе смета контракта, выполненная на ее основе, является продолжением инвесторской сметы (в рыночных терминах), то возможности сделать разрыв госрегулирования и отвязаться от торговых наименований в расчетах с подрядчиком, нет. Т.е. подрядчик не имеет возможности использовать аналоги иных торговых наименований, кроме тех, что заложены в проекте, рабочей документации, сметах и прайсовых листах сметной документации. Заказчик же не имеет право согласовать такие замены, за исключением случаев улучшения технических характеристик. А подобрать материал в улучшенными характеристиками в цену, заложенную смету, в большинстве случаев невозможно.

Любой проверяющий, начиная от прокуратуры, Счетной палаты или других органов сразу обращает внимание на несоответствие использованных при строительстве торговых наименований – заложенных сметной документации, проекте, рабочей документации. Т.е. желаемый разрыв государственного регулирования с внедрением сметы контракта и обезличиванием расценок, так и не произошел. Проверяющие спускаются от сметы контракта с локальным сметным расчетам через ведомость конструктивных элементов и прекрасно все видят.

А почему они так делают? Потому что статья 709 и 424 Гражданского кодекса РФ прямо не делит способ определения цены и соответственно расчетов на компенсацию издержек подрядчика с причитающимся ему вознаграждения и сметный расчет. Оба способа слились в один и потому любой проверяющий видит сметный расчет как базу, выше которой подрядчик не получит, но при этом обязан снизить цену исходя из его фактических расходов. Это не рыночные отношения. Везде контракты делятся на те, что с фиксированной (твердой) и свободной (приблизительной) ценой. И вы либо выбираете одно, и платите за оговоренную единичную расценку или паушальную сумму, либо возмещаете расходы подрядчика с гарантированным вознаграждением по предоставляемым счетам фактурам, табелям, накладным и пр.

Дело здесь не в отсутствии ресурсно-индексного метода вместо базисно-индексного. Стоимость, взятая из некой ресурсной базы, будет зафиксирована в сметном расчете и пройдет экспертизу. И проблема в неадекватности стоимости ресурсов рынку при его волатильности будет и при первом, и при втором способе. Вопрос будет в том: кто на себя примет этот риск, заказчик или подрядчик? А также в объеме закладываемых запасов непредвиденных расходов, покрывающие данные риски.

За рубежом конкуренция обеспечивается несколько иной системой проектирования, чем принята у нас. Там проектировщик также не имеет возможности прописывать торговые наименования в проекте, кроме тех, что нужны для обеспечения совместной работы какого-либо оборудования, а все описание технических характеристик осуществляется в специальном дополнительном документе – технической спецификации, являющейся часто более первостепенным в сравнении с проектной документацией.

Это комплекс указаний: как технических характеристик, так и данных из стандартов, которым должны соответствовать и работы, и применяемые материалы.

Далее именно подрядчик разрабатывает рабочую документацию на основании проекта и технических спецификаций, которую согласовывает с заказчиком. Проектировщик, как правило, работает в команде заказчика до конца строительства и активно участвует в таких согласованиях.

Это одна из основных функций рабочей документации – детализировать проектную документацию и согласовать торговые наименования в соответствии с технической спецификацией. Что позволяет исключить все те задержки и прочие неприятности, которые возникают в процессе строительства с согласованием замен материалов. Все согласовывается заранее. И ТИМ, с разработкой ПТО строительной модели, являющейся по сути уровнем разработки рабочей документации, копирует западную модель проектирования, где рабочую документацию готовит подрядчик, осуществляющий СМР.

У нас же в проекте производства работ подрядчик должен самостоятельно указать пункт или другую ссылку на стандарт типа ГОСТ или СП, которым должны соответствовать работы. Техническая спецификация уже вмещает в себя выборку из всех необходимых стандартов. И то, что сейчас множество ГОСТ и СП переводится в разряд добровольного применения ставит обязательным указание проектировщиком всех этих данных или ссылок на такие стандарты. Т.е. теперь не подрядчик должен выбирать как раньше обязательный стандарт, а проектировщик должен выбрать требования из добровольных стандартов и сделать их обязательными именно в данном проекте.

Можно ли как-то повысить конкуренцию между поставщиками?

Да, переходом на рыночный способ проектирования с разработкой рабочей документации подрядчиком. Но при этом нужно также изменить функционал проектировщика с никому ненужного авторского надзора, на полноценное сопровождение строительства. Проектировщик может и должен участвовать в согласовании торговых наименований по заданным техническим характеристикам, при этом можно сразу же отсекать контрафакт и проверять наличие необходимой сертификации.

✔️Можно развивать КСР, делать его удобным для проектировщиков, как каталоги и справочники, выпускаемые Институтом строительных спецификаций (CSI) США. Более того, при переводе большинства стандартов в разряд добровольных, именно проектировщик должен выбирать и назначать все добровольные требования, сделав их обязательными в проекте.

✔️Можно уточнить статью 709 Гражданского кодекса РФ, чтобы дать возможность использовать альтернативные типы контрактов. Проектировщик должен сделать проект с техническими характеристиками, подрядчик по нему закладывает торговые наименования, согласовывает их с проектировщиком. Цена не должна быть привязана к торговым наименованиям. Так работает проектирование за рубежом и эти ограничения заложены в 44-ФЗ.

Как отвязать торговые наименования от цены, ориентируясь лишь на технические характеристики? Так, как это диктует статья 33 44-ФЗ.

Одним из таких способов можно предложить сбор коммерческих предложений, соответствующих одному коду КСР с разными торговыми наименованиями.

Что касается справочника соответствий наименований КСР и инициативы НОСТРОЙ.

Почему нельзя пойти по обратному пути и не организовать систему, по которой производителям будет выгодно указывать коды КСР к своим торговым наименованиям? Да и разработчики сметного ПО тоже предлагают именно это: указывать в своих прайсах код КСР.

По материалам Telegram-канала «'Просто о сметах». Остались вопросы, трудности? Пишите: smety@all-smety.ru

О соответствии наименований стройматериалов кодам КСР