Принципы ценообразования в строительстве и особенности применения новых методик: определения стоимости строительства, НР и СП

Принципы ценообразования в строительстве и особенности применения новых методик: определения стоимости строительства, НР и СП

Принципы ценообразования в строительстве и особенности применения новых методик: определения стоимости строительства, НР и СП

Подробная презентация и материал Оксаны Гурьевой, заместителя начальника управления разработки сметных нормативов ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Общие понятия ценообразования в строительстве

Этапы определения стоимости

Особенно важно в нормативном правовом регулировании – использовать актуальные редакции документов

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе;
  • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности;
  • Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов;
  • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование;
  • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты;
  • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации;
  • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ

Глава 37. Подряд:

  • §1. Общие положения о подряде;
  • §2. Бытовой подряд;
  • §3. Строительный подряд;
  • §4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;
  • §5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 No 44-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (вместе с «Правилами мониторинга цен строительных ресурсов»).

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства», «Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства»).

Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 № 57401).

Приказ Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 № 52499).

Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» вместе с «Типовыми условиями государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства») (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 № 57585).

Градостроительный кодекс Российской Федерации:

  • 10) объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
  • 10.1) линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  • 10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель) – совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
  • 13) строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
  • 14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
  • 14.1) реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
  • 14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
  • 14.3) капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
  • 14.4) снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;
  • 22) технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также – функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;
  • 30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – сметная стоимость строительства) – расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;
  • 31) сметные нормы – совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее – строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
  • 32) сметные цены строительных ресурсов – сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

Классификация сметных нормативов

до 03.07.2016 Приказ Минстроя России от 08.06.2015 № 413/пр:

  • государственные:
    • элементные (ГЭСН, ФЕР, ФСЭМ, ФССЦпг, ФССЦ, (материалы, изделия, конструкции), ФССЦ (оборудование), СБЦ (изыскания, обмерные, проектные);
    • укрупненные (НЦС, НЦКР);
    • методические документы (МДС).
  • отраслевые:
    • элементные (ОЭСН, ОЕР, ОССЦ, ОСЭМ, ОССЦ оборудование);
    • укрупненные (ОНЦС, ОНЦКР);
    • методические документы (ОМДС).
  • территориальные:
    • элементные (ТЕР, ТССЦ, ТСЭМ, ТССЦпг, ТССЦ оборудование);
    • укрупненные (ТНЦС, ТНЦКР).
  • индивидуальные:
    • элементные (ИЭСН, ИЕР, ИССЦ, (материалы, изделия, конструкции);
    • методические документы (ИМДС по учету отдельных видов работ и затрат).

в редакции Закона № 369-ФЗ и Закона № 191-ФЗп. 33 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

Сметные нормативы:

  • сметные нормы;
  • методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства;
  • методики, необходимые для определения сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации;
  • методики разработки и применения сметных норм.

статья 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

  1. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке (приказ Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов…»);
  2. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Пункт 30 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»:

Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

ГрК РФ – Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности:

  • сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором;
  • в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором;
  • сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

«Переходный период»

Согласно статье 3 федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:

  • Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
    1. включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
    2. введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
    3. размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
  • До размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), допускаются:
    1. включение в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках, в том числе об их отдельных составляющих, к сметным нормам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов после 30 сентября 2017 года;
    2. применение расценок, указанных в пункте 1 настоящей части, в том числе их отдельных составляющих, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, в целях определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)

Основные понятия, установленные Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452:

  • мониторинг цен строительных ресурсов – сбор, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – строительство)
  • классификатор строительных ресурсов – систематизированный перечень используемых при строительстве объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, который формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – информационная система)
  • индексы изменения сметной стоимости строительства – показатели, которые применяются при определении сметной стоимости строительства, определяются как частное от деления цен строительных ресурсов и иных затрат, сложившихся ко времени определения сметной стоимости строительства, на базисный уровень цен таких строительных ресурсов (сопоставимых по номенклатуре строительных ресурсов) и иных затрат, рассчитываются государственным учреждением, указанным в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – методика), и информация о которых размещается в информационной систем

Определение сметной стоимости строительства

Правила определения и учета затрат в ССРСС устанавливаются методиками, необходимыми для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации разработки и применения сметных норм.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

31. Сводный сметный расчет стоимости строительства (ССРСС), предусмотренный пунктом 30 настоящего Положения, составляется с распределением средств по следующим главам:

  • подготовка территории строительства (глава 1);
  • основные объекты строительства (глава 2);
  • объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);
  • объекты энергетического хозяйства (глава 4);
  • объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);
  • наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);
  • благоустройство и озеленение территории (глава 7);
  • временные здания и сооружения (глава 8);
  • прочие работы и затраты (глава 9);
  • содержание службы заказчика. Строительный контроль(глава 10);
  • подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);
  • публичный технологический и ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы (глава 12).

Методические документы

Федеральный реестр сметных нормативов (по состоянию на 07.05.2021)
Порядковый номер Наименование утвержденного сметного норматива Дата и номер приказа об утверждении Примечание
245 Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр
281 Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр
284 Методика по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве Приказ Минстроя России от 16.01.2020 № 15/пр
289 Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика Приказ Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр
290 Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом Приказ Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр Приказ Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр вступает в силу с 26.09.2020
291 Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр вступает в силу с 05.10.2020
294 Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства Приказ Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр Приказ Минстроя России от 19 июня 2020 года № 332/пр вступает в силу с 10.11.2020
295 Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации Приказ Минстроя России от 15.06.2020 № 317/пр Приказ Минстроя России от 15 июня 2020 года № 317/пр вступает в силу с 19.12.2020
298 Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели Приказ Минстроя России от 24.12.2020 № 854/пр Приказ Минстроя России от 24.12.2020 № 854/пр вступает в силу с 09.03.2021
319 Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр Применяется при составлении сметной документации с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем России начиная со II квартала 2021 года
320 Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр Применяется при составлении сметной документации с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем России начиная со II квартала 2021 года
328 Методика определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время Приказ Минстроя России от 25.05.2021 № 325/пр Приказ Минстроя России от 25.05.2021 № 325/пр вступает в силу с 08.08.2021

Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, зарегистрировано в Минюсте России от 23.09.2020 № 59986) (далее – Методика № 421/пр):

  • определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при подготовке проектной документации;
  • предусматривает определение сметной стоимости строительства одним из методов: базисно-индексным, ресурсно-индексным, ресурсным;
  • новеллой документа являются методические подходы к расчету сметной стоимости ресурсно-индексным методом, который определен в качестве приоритетного, при этом методические подходы его применения предполагают использование сметных норм с одновременным применением сметных цен строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС, и индексов изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок (в базисном уровне цен);
  • методика № 421/пр содержит обновленные формы локальных сметных расчетов (смет), способы их детализации, описание и требования к заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов (примечания), а также формы объектных сметных расчетов (смет) и сводного сметного расчета стоимости строительства;
  • уточнен порядок учета затрат на осуществление авторского надзора по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством российской федерации, а также по решению заказчика;
  • перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат расширен и сформирован с учетом современного законодательства и практики определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства различного назначения (производственного, непроизводственного, линейных объектов), в частности, учет в сметной документации дополнительных затрат организаций: связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии; с обеспечением безопасности строящихся объектов; с добровольным страхованием; применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства.

Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр, зарегистрировано в Минюсте России от 25.03.2021 № 62869) (далее – Методика № 812/пр):

  • методика № 812/пр устанавливает единый порядок определения величины накладных расходов при подготовке сметной документации составе проектной документации;
  • разработка Методики № 812/пр выполнена с соблюдением принципа ее гармонизации с положениями иных связанных нормативных правовых актов и методических документов, введенных в действие, разрабатываемых и актуализируемых в рамках реализации плановых мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве;
  • новеллой документа является то, что перечень статей затрат, не учитываемых нормативами накладных расходов по видам работ, но относимых к накладным расходам в строительстве и возмещаемых за счет прочих затрат, приведенный в проекте Методики, дополнен затратами, связанными с предоставлением обязательной банковской гарантии, расходами на добровольное страхование при строительстве особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, осуществляемыми по требованию заказчика;
  • уточнён перечень статей затрат накладных расходов в строительстве, расширен перечень нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ с 68 до 103 позиций. Установлен порядок определения затрат, относимых на накладные расходы, но не учитываемых в нормативах накладных расходов;
  • уточнён перечень районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей, нормативы НР для всей территории Российской Федерации в одном документе;
  • нормативы накладных расходов, включенные в Методику № 812/пр, разработаны с учетом предложений и замечаний федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций, в том числе ГК «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Россети», ПАО «Транснефть», ГАУ «НИАЦ», ФАУ «РОСДОРНИИ», ОАО «РЖД», ПАО «Мостотрест» и других организаций на основании Формы Федерального статистического наблюдения № 5-з «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), указаний по заполнению данной формы, утвержденных приказом Росстата от 10.02.2015 № 53, сведений Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ).

Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр, зарегистрировано в Минюсте России от 11.02.2021 № 62465) (далее – Методика № 774/пр):

  • методика № 774/пр устанавливает единый порядок определения величины сметной прибыли при подготовке сметной документации на строительство объектов капитального строительства в составе проектной документации;
  • разработка Методики № 774/пр выполнена с соблюдением принципа ее гармонизации с положениями иных связанных нормативных правовых актов и методических документов, введенных в действие, разрабатываемых и актуализируемых в рамках реализации плановых мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве;
  • размер нормативов сметной прибыли, исчисляемой от фонда оплаты труда рабочих, занятых в строительной отрасли, приведенных в Методике № 774/пр снижен в среднем на 10% относительно нормативов, приведенных в письме Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве», и, согласно размерам действующих нормативов с учетом применяемого ранее коэффициента в размере 0,8, изменение в среднем составляет порядка 1 %;
  • уточнён перечень статей затрат, учитываемых нормативами сметной прибыли в строительстве;
  • в состав нормативов сметной прибыли включены затраты, связанные с пополнением оборотных денежных средств, находящихся на счетах организаций, необходимых для покрытия предстоящих расходов, связанных с их подрядной деятельностью (в том числе предназначенных для погашения процентов по банковским кредитам, полученным для приобретения материалов, изделий и конструкций в рамках исполнения договоров подряда);
  • нормативы сметной прибыли, включенные в Методику № 774/пр, разработаны с учетом предложений и замечаний федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций, в том числе ГК «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», ФАУ «РОСДОРНИИ», ОАО «РЖД», ПАО «МОСТОТРЕСТ» и других организаций с использованием ресурсных моделей по видам работ. Помимо выбранного методологического подхода на основании расчетных моделей использовались также фактические данные, полученные от строительных организаций.

Проект изменений методики

Размеры нормативов накладных расходов и сметной прибыли

При составлении сметной документации с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем России, НР и СП принимаются с учетом примечаний, приведенных в ФРСН:

  • до I квартала 2021 года (включительно), в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 6, или Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденными постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5, и Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15,(с учетом положений письма Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» (далее – письмо № АП-5536/06);
  • начиная со II квартала 2021 года, в соответствии с Методикой по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр и Методикой по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр.

Методика No 421/пр

Модели расчета сметной стоимости строительства

Модели расчета сметной стоимости

Требования к проведению конъюнктурного анализа

Обосновывающие стоимость в текущих ценах документы должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Конъюнктурный анализ

При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (конъюнктурный анализ).

Для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», подтверждаемая обосновывающими документами, подписанными производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования (работ, услуг) и (или) заверенными подписями уполномоченного лица производителей и (или) поставщиков, при использовании обосновывающих документов из открытых источников – подписанные уполномоченным лицом заказчика, в том числе для:

  1. материальных ресурсов и оборудования: копиями или оригиналами (при наличии) прейскурантов, прайс-листов, коммерческих предложений и тому подобное, технико-коммерческих предложений, расчетно-калькуляционных цен;
  2. прочих затрат: результатами конкурсов, аукционов, данными Федеральной службы государственной статистики, данными о тарифах, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, копиями или оригиналами (при наличии) данных о ценах и тарифах, размещаемых в форме публичной оферты или ТКП не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков услуг, в случаях, когда законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование стоимости соответствующих услуг.

Конъюнктурный анализ - Проект изменений

Проект изменений:

  • в случае, если текущая отпускная цена за единицу измерения в обосновывающем документе указана с учетом доставки до приобъектного склада, то графа 9 не заполняется;
  • данные граф 2, 4, 9-11, 20 для прочих затрат заполняются при их наличии;
  • при отсутствии в обосновывающих стоимость материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг документах производителей и (или) поставщиков сведений по графам 16-20 соответствующие графы формы конъюнктурного анализа заполняются на основании информации из открытых и (или) официальных источников;
  • при отсутствии у производителя (поставщика) веб-сайта графа 18 не заполняется.

Порядок учета затрат в главе 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства

Работы и затраты, включенные дополнительно в рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение № 9 к Методике № 421/пр):

  • 1.1.1 Затраты, связанные с получением (разработкой) исходных данных и специальных технических условий для подготовки проектной документации, проведением необходимых согласований по проектным решениям. Определяются расчетами согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законодательством Российской Федерации не установлено государственное регулирование – согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики № 421/пр*;
  • 1.1.4 Затраты, связанные с подготовкой проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, в случае, когда источником финансирования работ по подготовке указанной документации, приведенном в форме задания на ее разработку, являются средства заказчика, осуществляющего строительство данного объекта и не предполагается их компенсация из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определяются расчетами в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель средств);
  • 1.2.6 Затраты, связанные с изменением схемы движения транспорта и пешеходов, в том числе организацию движения. Определяются локальными сметными расчетами (сметами), разработанными в соответствии с положениями Методики, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании проекта организации дорожного движения в составе проектной документации;
  • 1.2.8 Затраты на подготовку и экспертизу проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления, проекта лесоразведения, проекта рекультивации земель. Определяются расчетом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

* Согласно пункту 13 Методики № 421/пр при отсутствии сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (конъюнктурный анализ).

Порядок учета затрат в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства – необходимые обоснования и расчеты для включения данных затрат

Работы и затраты, включенные дополнительно в рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение № 9 к Методике № 421/пр):
№ пункта Приложения № 9 к МетодикеНаименование работ и затратПорядок определения и обоснования стоимости работ и затрат
2.12Компенсация предприятиям железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и другим организациям за предоставление «окон», в том числе технический надзор собственников (владельцев) указанных предприятий (организаций)Определяются расчетом на основании проектной и (или) иной технической документации по тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
2.13Затраты, связанные с транспортировкой опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в том числе оплата услуг ГИБДД по сопровождению, выдача разрешений, пропусков, а также плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тоннОпределяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации по ценам, тарифам в соответствии законодательством Российской Федерации. Расчет выполняется с учетом протяженности участков маршрутов доставки грузов в составе транспортных схем, указанных в ПОС, относящихся к дорогам общего пользования федерального значения, объема грузов, перевозимых по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения для объекта строительства с дифференциацией по классам грузов и типам автотранспортных средств (с указанием их грузоподъемности), масс брутто перевозимых грузов, расчетного количества рейсов автотранспортных средств с учетом их грузоподъемности и классов перевозимых грузов
2.14Затраты, связанные с арендой и содержанием плавучих средствОпределяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, в том числе в соответствии с положениями пунктов 13-22 Методики № 421/пр
2.17Затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательствОпределяются расчетом в соответствии с пунктом 161 Методики на основании данных проектной и (или) иной технической документации
2.18Затраты на научно-техническое сопровождение строительства зданий или сооружений, мониторинг компонентов окружающей среды, геотехнический мониторинг (состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения) и другие виды мониторинга, предусмотренные нормативными документами по стандартизацииОпределяются расчетом на основании данных проектной документации опасных производственных объектов, относящихся к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также в соответствии с пунктами 13-22 Методики No 421/пр, в случаях, предусмотренных положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городов федерального значения
2.19Затраты на обеспечение безопасности строящихся объектов, требования к которой устанавливаются нормативно-правовыми актами и связаны, в том числе, с обеспечением безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, обеспечением транспортной безопасности и прочими случаями, требующими привлечения специализированных организаций, подразделений военизированной (усиленной) охраны и специального инженерного обеспечения, а также расходы на гражданскую оборону в период строительстваОпределяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации. Дополнительные затраты, связанные с возведением зданий, строений, сооружений, необходимых для размещения организаций, выполняющих функции усиленной охраны объектов, определяются локальными сметными расчетами (сметами) с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании данных проектной и (или) иной технической документации. В случаях, когда охрану объекта планируется осуществлять собственными силами подрядной организации совместно с организацией, обеспечивающей усиленную охрану объекта, дополнительные затраты на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений для обеспечения усиленной охраны определяются расчетом на основании данных ПОС. Затраты на усиленную охрану и другие услуги, на которые отсутствуют сметные нормативы определяются в соответствии с положениями пункта 13 Методики № 421/пр
2.20Затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии законодательством Российской ФедерацииОпределяются расчетом согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр
2.21Затраты, связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительстваОпределяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации
2.22Затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию, а также другие затраты, в том числе необходимые для подтверждения безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях по показателям в соответствии с требованиями законодательства Российской ФедерацииОпределяются локальными сметными расчетами (сметами) и (или) расчетами, разработанными в порядке, установленном Методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН. При отсутствии сметных нормативов определяются расчетом согласно нормативам, ценам, тарифам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование – согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики № 421/пр
2.23Затраты, связанные с компенсацией подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами, займами в случаях, предусмотренных законодательством Российской ФедерацииОпределяются расчетом на основании данных проектной документации и иных документов
2.24Затраты на расширенное банковское сопровождение в случаях, установленных Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года № 963 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 39, статья 5259; 2018, № 39, статья 5985)Определяются в соответствии с положениями пункта 13 Методики в размерах, не превышающих установленных Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 года № 963

Порядок учета затрат в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства – необходимые обоснования и расчеты для включения данных затрат. Проект изменений

Работы и затраты включенные дополнительно в рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение № 9 к Методике № 421/пр)
№ пункта Приложения № 9 к МетодикеНаименование работ и затратПорядок определения и обоснования стоимости работ и затрат
2.26Затраты, связанные с привлечением иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы, навыки или достижения в конкретной области для выполнения отдельных видов работ (для наладки, монтажа оборудования иностранного производства или контроля за их проведением в соответствии с техническими требованиями изготовителей такого оборудования, авторского надзора и производства иных подобных работ), при отсутствии таких специалистов, на территории Российской Федерации, обладающих необходимой квалификацией. Необходимость привлечения таких специалистов определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств)Определяются расчетом на основании данных проектной документации в соответствии с положениями пунктов 13-22 Методики с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
2.27Затраты, связанные с привлечением юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, для выполнения отдельных видов работ, требующих применения особых технологий, оборудования, квалификации, в случае отсутствия на территории Российской Федерации организаций, выполняющих такие виды работ и сметные нормы на которые отсутствуют. Необходимость выполнения таких работ определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств)»Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации, в том числе в соответствии с положениями пунктов 13-22 Методики, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
2.28Средства на выплату премий за досрочный ввод объекта в эксплуатацию работникам подрядных организаций (рабочим основного производства, инженерно-техническому, административно-хозяйственному персоналу и другим категориям работников) для обеспечения возможности целевых выплат указанной премии по контрактам на строительство объектов, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято соответствующее решениеОпределяются расчетом в соответствии с пунктом 161.2 Методики (…расчетом с применением коэффициента Кдв = 0,02 к сумме итогов строительно-монтажных работ, сложившихся по графам 4 и 5 глав 1-7 сводного сметного расчета, в случаях, когда продолжительность строительства в соответствии с графиком производства работ, разрабатываемом в составе ПОС по объекту, не превышает рекомендуемые нормативные сроки строительства таких объектов согласно документам в области стандартизации и срок исполнения таких контрактов сокращен не менее чем на 5 (пять) процентов от продолжительности, установленной в ПОС)

Ключевые положения проекта изменений Методики № 421/пр

Пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания: «По решению застройщика или технического заказчика (далее – заказчик) отдельные положения Методики могут применяться при определении сметной стоимости текущего ремонта объектов капитального строительства, ремонта автомобильных дорог, а также при определении сметной стоимости строительства некапитальных строений и сооружений, неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пункт 11 дополнить последним абзацем следующего содержания: «При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом пересчет стоимости отдельных строительных ресурсов, величин накладных расходов и сметной прибыли из базисного в текущий уровень цен с применением индексов к СМР, используемых при пересчете сметной стоимости строительства в целом по объекту, не допускается».

Пункт 136 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Затраты, учитываемые в главах 8-12 сводного сметного расчета, а также резерв средств на непредвиденные работы и затраты, определяемые в сметной документации с применением нормативов (показателей), выраженных в процентах, при формировании сметной стоимости базисно-индексным методом рассчитываются с применением таких нормативов к базисному и к текущему уровням цен в отдельных сводных сметных расчетах (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен иной порядок пересчета отдельных видов затрат из базисного в текущий уровень цен)»

Дополнить пунктом 161.1 следующего содержания: «161.1. По решению заказчика в главе 9 сводного сметного расчета сверх затрат, учтенных нормативами накладных расходов, могут быть учтены дополнительные расходы на разработку проектов производства работ (далее – ППР) для объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным, в размере 20 % от стоимости разработки части (разделов) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, качественное выполнение которых невозможно без разработки такого ППР. При этом стоимость разработки части (разделов) рабочей документации, необходимая для определения стоимости ППР, рассчитывается в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН».

167. Расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7, 8). В пункте 167 слова «(графы 4, 5, 6)» заменить словами «(графы 4, 5, 6, 7)», слова «(графы 7, 8)» заменить словами «(графы 7 и 8)».

Ключевые положения приказа от 20.02.2021 № 79/пр о внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 года № 326/пр

Начало действия документа – 21.08.2021.

Уточнены правила применения индексов (расширены положения пунктов 5 и 6).

Дополнен порядок расчета индексов на перевозку грузов автомобильным транспортом.

17.Дополнен порядок расчета индексов для капитального ремонта ОКС.

Дополнить пунктами 36.1-36.3 следующего содержания: «36.1. Федеральные органы исполнительной власти, организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе разработать РТМ, предназначенные для расчета индексов изменения сметной стоимости капитального ремонта в соответствии с главами II и VIII Методики в случае наличия обоснований, подтверждающих отличие структуры прямых затрат в локальных сметных расчетах, разработанных для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, и структуры прямых затрат в локальных сметных расчетах, разработанных для определения сметной стоимости строительства соответствующих видов объектов капитального строительства.

36.2. Расчет индексов к СМР на проведение капитального ремонта по видам объектов осуществляется на основании РТМ, разработанных в соответствии с пунктом 36.1 Методики по видам объектов капитального строительства.

36.3. В случае отсутствия в ФРСН сведений об индексах к СМР на проведение капитального ремонта для соответствующих объектов капитального строительства определение сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется с использованием индексов к СМР по видам объектов, рассчитанных для строительства.»

Скачать презентацию в формате PDF можно здесь.

Если у вас еще остались вопросы по новой 421-ой Методике, применению нормативов накладных расходов и сметной прибыли, пишите smety@all-smety.ru Мы обязательно ответим.


Возврат к списку статей
Принципы ценообразования в строительстве и особенности применения новых методик: определения стоимости строительства, НР и СП