История сметного дела

История сметного дела

История сметного дела
Смета — документ, в котором вычисляется сумма затрат на проект, расписанная по статьям расходов (заработная плата, налоги и отчисления по заработной плате, хозяйственные расходы, приобретение комплектующих и прочие) В современных условиях в экономике строительства вопросы ценообразования, определения стоимости строительной продукции приобрели особую значимость. 

История сметного дела
Это связано с тем, что как заказчик, так и подрядчик, преследуя цель обеспечения прибыльности бизнеса, стремятся определить такие договорные цены, которые объективно отражают затраты на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. История развития сметного нормирования в Росси насчитывает около двух столетий. Первый опыт нормирования ведет свои истоки с 1811-1812 годов, именно тогда были разработаны первые строительные реестры. На тот момент эти документы включали в себя нормы расхода транспортных средств, материалов, рабочей силы. Уже в 1832 году на основе статистических данных и нормативных наблюдений был выпущен первый нормативный сборник Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях», после чего он неоднократно пересматривался и в 1869 году был утвержден правительством. Н тот момент ни одна страна больше не имела подобного документа. В 1927-1930 годах «Урочное положение» было полностью пересмотрено и был издан новый нормативный сборник — «Свод производственных строительных норм». Еще одни значительные изменения произошли в 1955-56 годах, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила, в них были представлены элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы. Они были разработаны на основе двух принципов — укрупнения и усреднения. В тоже время были введены среднерайонные цены на эксплуатацию строительных машин, материалов, перевозка грузов, на их основе были составлены сборники ЕРЕР. Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разра­ботке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС). В 90-е годы в строительство пришла система договорных цен, т.е. формируемых совместно заказчиком и подрядчиком, но для этого было необходимо разработать единый подход к определению стоимости строительства. Начиная с 1992 г, этим занимался Госстрой РФ, в форме рекомендательных писем, а уже после в виде системы нормативных документов, эти подходы были отражены в Своде правил по определению сметной стоимости строительства в составе СП 81-01-94. Он являлся основополагающим документом о ценообразованию в строительстве. СП 81-01-94 определял цели, структуру, принципы сметных нормативов, порядок определения стоимости. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы. 
История сметного дела
Следующими изменениями стало замена свода правил и методических указаний на Методику определения строительной продукции на территории РФ 2004 г. (МДС 81-35.2004). Данная методика включила в себя кроме общих положений по ценообразованию, конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ. Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др. Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве. Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР). Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал). После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). 

2008 переход на новую сметно-нормативную базу.

 Напомним, что в 1997 году было подписано соглашение между Ефимом Басиным (бывший глава Госстроя РФ) и мэром Москвы Лужковым Юрием, о том, что единая сметно-нормативная база будет составляться в Москве (МЦЦС). После ее создания она была передана Госстрою, который ее не использовал. В 2007 году модернизированная база была передана Минрегиону, и опять же не была использована. Сейчас база была передана в третий раз. 
История сметного дела
С января 2010 года вступило в законную силу постановление правительства №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Основной целью, которого было побудить как заказчиков, так и проектировщиков и подрядчиков применять в строительстве по госзаказу наиболее оправданных экономически решений. В результате масштабной работы силами ФГУ ФЦЦС собрана статистика, отражающая текущее положение дел, когда в смежных областях со сходным климатическим и экономическим положением типовые социальные сооружения могут отличаться по стоимости в полтора-два раза. Так сложилось исторически еще с советских времен, когда полный расчет за объект происходил по «факту», после окончания строительства. В октябре 2008 г. в Реестр включены сметные нормативы федерального уровня, состоящие из сборников ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, ФССЦ-2001 и ФСЭМ-2001, изданных в новой, уточненной редакции в начале 2008 года. При разработке сметно-нормативной базы 2001 г. ставилась задача создать оптимальные нормативы, учитывающие фактические затраты при производстве строительно-монтажных работ. На данный момент утверждены базы ТСНБ ТЕР 2001 (эталон),ФЕР 2001 (эталон) и ГЭСН 2001 (эталон) от 2010 г. с изменениями и дополнениями.

 

Предыдущая статья:
История создания сметных программ

 

Следующая статья:
Загрузка данных из WinRik в «1С»

Возврат к списку статей
История сметного дела