РИМское право: почему опять переносится переход на ресурсно-индекный метод и что делать?

РИМское право: почему опять переносится переход на ресурсно-индекный метод и что делать?

РИМское право: почему опять переносится переход на ресурсно-индекный метод и что делать?
Реформа ценообразования опять затягивается, рискуя «зоопарком» применяемых методов расчета сметной документации и отсутствием единообразия с ценообразованием стройки в стране. Планируется очередная отработанная «полумера»: внести изменения в ПП 1452, чтобы уже не единожды сдвинуть сроки перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ) «вправо». Только обеспечит ли все это безусловное и неукоснительное исполнение перехода на РИМ во избежание неоднозначных трактовок и поиска лазеек, отговорок и причин теми, кто хочет остаться в БИМ (базисно-индексный метод)?

Максим Горинский, главный редактор тг-канала "Просто о сметах", вице-президент Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию, директор компании "Галактика ИТ" специально для главного редактора Агентства новостей «Строительный бизнес» Ларисы Поршневой прокомментировал ситуацию с очередным витком реформы ценообразования стройки: "За что боролись, на то и напоролись. Даже удивления все происходящее не вызывает, потому как было ожидаемо и заранее предсказуемо. Мы обо всем этом уже 6 лет пишем на канале «Просто о сметах», с надеждой на положительные, измеримые для отрасли изменения и завершение этой многосерийной саги. Вопрос всего лишь один: реальные перемены все-таки будут или обойдемся сотрясанием воздуха и очередными отчетами?"

А также дал краткий комментарий для "Коммерсантъ": «Полумеры привели к тому, что мы имеем то, что имеем: цугцванг».

А теперь - подробно.

Почему переход на РИМ при таких принятых мерах, о которых нам рассказывает ГГЭ и Минстрой опять переносится?

Меры не эффективны? В чем основная трудность перехода? Сбор актуальных данных о стоимости ресурсов?

Но причем тут тогда ролики от ГГЭ, еженедельные штабы, большая учебная программа, круглосуточный контакт-центр с целой системой поддержки? Вы серьезно считаете, что все это, включая, презентации и прочая периодика способствуют решению проблемы? Может, уже пора честно ответить: в субъекте просто не хватает средств на местечковые ФГИС ЦС и организацию мониторинга стоимости ресурсов?

Можно долго разговаривать с двигателем автомобиля в надежде на то, что тот инициирует движение транспортного средства, но бензина в баке это не прибавит.

Раз нам сам начальник «транспортного цеха» и даже директор автосервиса так и не могут ответить на вопрос: почему переход на иной математически выраженный метод расчета откладывается, попробуем это сделать сами. А заодно — предложим изящное решение.

Текущую ситуацию можно охарактеризовать кратко: цугцванг. Но из любой ж... есть выход. Даже тут, как ни странно.

Вначале о коллизии.

Почему наверху стучат кулаком, требуя от субъектов переходить на РИМ, когда в тексте ПП 1452 русским по-белому написано: "26_1. Начиная с IV квартала 2022 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут ежеквартально, не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала, направлять в государственное учреждение предложения о расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и обосновывающие их документы в соответствии с порядком и требованиями, которые установлены методикой."

Т.е... могут и не направлять. Но ведь всем нужны приключения.

  1. Вдумайтесь! Зачем третий квартал собирают цены с регионов и поставщиков в ФГИС ЦС, рассчитывают индексы, выпускают сметные цены, если в Главгосэкспертизу с I квартала 2023 года зашло считанное количество объектов в РИМ, большинство из которых - капремонт? По всему выходит, весь этот год идет работа ради работы, а "прошлые" индексы и цены (за истекшие периоды) сейчас уже никому не нужны! Ну просто представьте регионы, которые перешли на РИМ в I кв. - для них уже предыдущие два (I и II) "протухли" и они ждут третий 25 августа! А ведь народ в ГГЭ без выходных и отпусков по ночам колбасит на полстраны это вот все! Какой-то реально непонятный труд с... призывами: "Ну переходите, пжл!".
  2. У государства, как у Заказчика перехода на новый метод ценообразования строительства сейчас слабая позиция: все ресурсы регулятора тратятся... на уговоры! Ну и на два метода расчета. Хотя уполномоченные лица, которые занимаются ценообразованием за два предыдущих квартала нам довольно убедительно доказали и показали наглядно, что арифметика в РИМ – правильная, он возможен, перспективен как подготовка к переходу на ресурсный метод, да и в текущем моменте обслуживается только РИМ. Т.е., опять проводя аналогию с автомобилем, БИМ едет без масла, его уже давно никто не меняет, не развивает аж целых 1,5 года! Но нагрузка на всех только растет! Поддержание двух методов официально - это никому не нужный мартышкин труд. Реально бред какой-то: можно посчитать и так, и эдак; и в БИМ, и в РИМ!

Если РИМ более достоверный, чем БИМ, и есть многочисленные обоснования (помимо дорожных карт и планов), что это безусловно необходимо делать, если все уже продумали и считается, что все это правильно, то почему у нас все время откладывают/перекладывают и «нянчатся» с теми, кто играет в «кошки-мышки»? Одни активные и приличные, а другие - ушлые и посмеивающиеся над первыми (а заодно и над государством): «мы не хотим, мы не спешим, потеряем сферы влияния». Выходит, у нас одни ровнее, чем другие? Это нормально?

Чего все боятся?

Старые "дыры" с базами ТЕР и индексами к ним, ФСНБ-2020, в которую не вносится изменений и прочие возможности различных лазеек остаются у половины страны! А все новые технологии, база ФСНБ-2022 и прочие "вкусности" - доступны только для той половины, кто перешел на РИМ. Зачем все эти манипуляции и игра «в ромашку»? Перенести срок перехода, чтоб его еще раз перенести? Да не тот документ правят и не в той редакции, пытаясь устранить последствия, но не причину: закрывая сроки по срокам.

Решение

Не сходить с ума со сроками перехода, а издать все как есть сейчас.

Чтобы не пропадал труд Минстроя и мониторщиков ГГЭ, который уже выполнен для половины страны, вместо очередного переноса сроков и изм. в ПП 1452 прописать требование рассчитывать все новые объекты строительства реконструкции и капремонта объектов капстроительства на территории РФ в РИМ с 25 ноября, как и собирались! На что смогли — то в ФГИС ЦС и опубликовали (as is. только не путать с одноименным!). Кто плохо мониторит, получает не то, чтобы «плохие цены» (ясно, что они в ФГИС ЦС не попадут), а не получает цен вообще и будет дальше заниматься КА. Только его проверять, конечно, надо.

И все проблемы будут решены. Все субъекты мигом побегут скорее выполнить мониторинг и перестанут выеживаться с переносами. И даже успеют передать информацию в Минстрой по отмониторенным материалам.

Ну а ответственные за реформу ценообразования добавят плюсиков в карму за наконец-то выполненные обещания и покажут исполнение Планов и всяческих дорожных карт!

Если все это действительно нужно государству и мы действительно про достоверность, а не работу ради работы.

Кстати, еще в июне было понятно, что в августе никакого РИМ в стране не будет! Да даже раньше всем было ясно, что все на него не перейдут с таким настроем, подходом и перекладыванием ответственности. И еще тогда нужно было проявить волю и запустить нормативно-правовой акт, что с 25 ноября все новые объекты рассчитываются в РИМ!

О приключениях нерешительных

Ну а если всем действующим лицам по-прежнему нужны по-настоящему захватывающие эмоции и острые ощущения, не хватает смелости, давайте по-простому.

Дано: прежняя проблема — субъекты не перешли на РИМ. При таком подходе, когда «и нашим, и вашим», не все ли равно, кто и как считает, если считает правильно? Тем более, если в результате пересчетов все уже признали, что БИМ от РИМ +\- ничем в итоге не отличается?

Решение: раз не хватает решительности поставить всех в одни условия к ранее обозначенным срокам (у нас же только половинчатые решения: «чтоб дров не наломать»), то необходимо просто «обеспечить возможность» (что, в принципе уже сделано) и переход (с возможными доп.плюшками) по желанию региона. И точка. Никаких истерик и пустой болтовни. Даже переносить ничего не надо.

Ну и дальше продолжать колбаситься в БИМ\РИМ и прочие прелести с развлекухой на вебинарах и в отчетах, правовыми коллизиями, разным уровнем подготовки сметчиков, экспертов и прочим двоеметодством в ожидании чуда, достоверности и новых изменений.

25 августа в масштабах страны планировалось окончательно перевести все регионы на полноценное применение ресурсно-индексного метода с постоянным повышением точности определения сметной стоимости строительства по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о фактической стоимости строительных ресурсов, чтобы в перспективе, в рамках Стратегии развития строительной отрасли, наконец-то прийти и в ресурсный метод. К концу 2023 планировалось перевести на РИМ и отраслевые компании.

Напомним, что реформа сметного ценообразования в стране должна была завершиться переходом на ресурсный метод еще до 15 декабря 2017 г, когда в ФГИС ЦС впервые должны были быть представлены практически все цены на строительные ресурсы. Но начались переносы: 2018 г., потом - еще на 2019 г., на 2022 (вместо ресурсного появилась новая промежуточная цель: РИМ), и еще "чуть позже", на 2023.

Общественное «обсуждение» проекта изменений к Постановлению Правительства № 1452 , подготовленного Минстроем России, чтобы еще раз перенести срок перехода страны на РИМ в стране на на I кв. следующего года закончилось еще 4 сентября. Т.е. уже официально — Планы и обещания не выполнены.

Все это время «тяни-толкай» продолжается, в принципе, по одному и тому же сценарию: Минстрой кивает на нерадивые регионы, которые отчитались о создании региональных центров мониторинга (по сути, многие из них – только на бумаге), а регионы – на то, что их не слышат/не помогают/не объясняют, не дорабатывают личные кабинеты, а также не знают, как решить вопрос с мотивацией поставщиков и производителей заходить в ФГИС ЦС.

По словам начальника ГГЭ Игоря Манылова: «Среди субъектов наблюдается неоднородность в степени готовности к РИМ в части географической принадлежности, работа в ряде регионов по всей стране идет с отставанием».

Повторимся! У проблемы есть решение, прямо на поверхности, укладывающееся в концепт всей этой многострадальной реформы. Еще в 2019 году в рамках работ по совершенствованию системы ценообразования в строительстве на базе пяти филиалов Главгосэкспертизы России были созданы Региональные центры мониторинга цен строительных ресурсов. Они действуют в Северо-Западном, Южном, Самарском, Уральском и Дальневосточном филиалах. В самой Главгосэкспертизе (оператор ФГИС ЦС) есть также Управление мониторинга цен строительных ресурсов. Техническая возможность перехода и состоятельность системы ФГИС ЦС обеспечены, реально подтверждены на практике всеми теми, кто уже перешел на РИМ.

Зачем тогда тратить столько усилий «впустую»? ГГЭ и регионы расходуют силы, время (и деньги!) чтобы ЧТО? Ведь наполнение ФГИС ЦС уже давно не главное, правда?

Раз центры мониторинга ГГЭ работают уже 4 года, а их специалисты с утра до поздней ночи складывают данные в систему, то может, быть пора выдать цены по оставшимся регионам на основании мониторинга ГГЭ? Чего все боятся? Сейчас это какой-то бег по кругу и работа ради работы, но без данных, столь необходимых стране. Зачем это делать, если данные в ГГЭ по ценам уже давно есть?

Автор - Максим Горинский, директор компании "Галактика ИТ", источник - Tg-канал "Просто о сметах"

P.S. Минстрой по-прежнему никак не комментирует как сам факт состоявшегося перехода на РИМ 49 субъектов, так и свою инициативу в очередной раз «сдвинуть вправо» сроки перехода на ресурсно-индексный метод в масштабах всей страны.

РИМское право: почему опять переносится переход на ресурсно-индекный метод и что делать?