Премия за риск и запасы непредвиденных

Премия за риск и запасы непредвиденных

Премия за риск и запасы непредвиденных

Вышел новый ГОСТ Р 72160-2025 «Менеджмент риска. Управление рисками проектов».

Как и в ГОСТ Р 58535-2019 «Стоимостной инжиниринг» — нет связи рисков и точности оценок на этапах проекта с премией за риск.

Стройка – это бизнес. Как говорят инфоцыгане – это не про зарплату и не ж*п*часы. А про риск и премию за риск! Премия образуется от разницы между факт. затратами держателя рисков и его ценой. Не получилось снизить риски, снизить затраты – твои риски. Получилось – вот твоя прибыль. Где риск – должен быть и запас, который устанавливает принимающий риски.

Заказчик имеет свои риски, в основном связ. с проектированием. Если будут допработы с новым составом работ из-за изм. графической части, то заказчик из своих запасов оплачивает банкет.

Подрядчик имеет риски, связ. в основном с подсчетом объемов работ, и закладывает соотв. запасы на увеличение факт. выполняемых объемов без изм. состава работ.

Заключает заказчик EPC-контракт с подрядчиком – риски проектирования переходят на подрядчика. Но и премия за риск, которая за риски изменений стоимости за счет изм. и увеличения состава и объемов работ будет также за подрядчиком. Она зашита в цене подрядчика. При классическом строительстве, когда заказчик нанимает проектировщика, риски остаются у заказчика. На каждой стадии проектирования усл. с самого не точного 5-го кл. до 1-го кл. риски снижаются с увел. точности расчетов. Соответственно, снижаются зарезервированные запасы непредвиденных, усл. с 30 или даже 100% к стоимости объекта-аналога до 10-15% на стадии строительства.

По EPC подрядчик строит быстрее именно из-за наличия премии за риск, обычно закладывают +30% к цене объекта-аналога. Они реально рвут ж*пу с организацией строительства и проектирования, чтобы оставить ее себе. Бонусы подрядчику за досрочный ввод платят примерно из таких же запасов. Подрядчики за рубежом конкурируют в т.ч. размером заложенного запаса. Кто-то посчитал не точно и заложил больше, кто-то посчитал точнее и заложил ниже. Запас, заложенный подрядчиком – это будущая прибыль, премия. Но не у нас.

Табличка эта с точностью оценок многократно и в разных интерпретациях передиралась, но ее смысл никогда не раскрывался. В ГОСТ Р 72160-2025 на стр.6 мы видим, по сути, эту же табличку, а на стр.25 даже пример с разницей между допуст. уровнем риска и размером непредвиденных. Но толку?

У нас полностью отсутствует понятие «премия за риск», запасы непредвиденных никак не увеличить, а на стадии опред. лимитов их вообще нет. Подрядчик никак не может зашить ее в свою цену, т.к. он только соглашается на сметы заказчика. Поэтому у нас нет классических EPC. Они как бы есть, но начинаются как EPC с ценой по объекту-аналогу без запаса, а заканчиваются как обычный. Т.е. риски изменения стоимости остаются у заказчика, и оплата подрядчику происходит также по сметным расчетам, с которыми подрядчик пройдет ГГЭ. Некоторые механизмы учета рисков все-таки есть — право подрядчика на пересмотр сметы, если допобъемы работ превысили 10% от стоимости согл. ст. 744 ГК. Но они не работают на госзаказе! Подрядчик не может в цене заложить никакие запасы на риски. Даже механизм поощрения за достигнутую экономию согл. ст. 710 ГК срабатывает наоборот – чтобы обобрать подрядчика до нитки.

Да, в Москве начинают потихоньку внедрять премию за досрочную сдачу до 5%, но это капля в море едва покроет все нынешние расходы подрядчика, начиная с условно-бесплатных допработ и заканчивая разницей между рыночными ЗП и затратами на ФОТ в сметах.

С отсутствием запасов на каждой из стадий проектирования соразмерно точности расчетов риски становятся неуправляемыми. Заказчик по максимуму перекладывает их на подрядчика, но даже с тем, что ему остается, справиться не может. А устарелая система проектирования, сроки изменения и доведения лимитов просто делают из стройки в лучшем случае долгострой со всеми вытекающими. Поэтому у нас на госзаказе вместо бизнеса с премией за риск, цифры, производительности и досрочной сдачи – остается довольствоваться только ж*п*часами и тотальным воровством.

Александр Васильев для тг-канала "Просто о сметах".

Премия за риск и запасы непредвиденных