НМЦК: поздно пить «Боржоми», если цену уже занижали
С 1 июля НОСТРОЙ запустил мониторинг исполнения госконтрактов в части формирования цены. Повод — тревожный, но не новый: необъективная НМЦК становится причиной срывов, расторжений и убытков.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
Согласно отчета Счетной палаты, только 37,4% контрактов исполняются, 16% расторгнуты. В 60,4% вообще менялись основные условия. Зачастую при формировании контрактов неправильно запланированы лимиты бюджетных ассигнований на выполнение работ по объектам капитального строительства. В этой ситуации после составления сметной документации и проведения расчета НМЦК лимитов, которые запланировал заказчик, не хватает на покрытие всех затрат, предусмотренных проектно-сметной документацией. Это создает существенные риски исполнения контракта и применения к подрядчику различного рода санкций, в том числе с субсидиарной ответственностью в отношении СРО. Важно на начальной стадии предостерегать своих членов от участия в подобного рода конкурсных процедурах.
Нацобъединение строителей выпустило рекомендации по мониторингу госконтрактов. Чтобы СРО сами следили, как заказчики считают НМЦК. А заодно пользовались:
- НРДП — национальным реестром добросовестных поставщиков, где есть реальные стоимости типовых объектов.
- проектами повторного использования (тут, мягко говоря, все не так гладко).
- аналитическим сервисом мониторинга контрактов.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Определение НМЦК по-прежнему остаётся не методом, а ритуалом: кто как выкрутится, тот так и считает. И ведь как ни крути — на бумаге то достоверно получается!
И вроде как все понимают проблему. Но вместо системы — рекомендация. Вместо требований — размытая формулировка. Вместо порядка — вечное: «как в регионе решат». Вот и решают. Минстрой пишет одно, заказчики делают другое, подрядчик подписывает договор, а потом все удивляются, почему у него не сошлась экономика, и СРО отвечать должна.
Сметная стоимость строительства переводится в уровень цен на дату формирования НМЦК индексами фактической инфляции, что является недопустимым и занижает цену контракта.
Если СРО должно мониторить, ловить, писать письма, предупреждать, то, может, проблема не в подрядчике, а в системе, где даже расчёт НМЦК никто не контролирует по-настоящему? И самое печальное: всё это — не норма, не обязанность. Это просто рекомендации. Бумага, которую можно положить в ящик. Можно, конечно, помечтать, что на объекты, где неправильно определена НМЦК, никто не выйдет, но в реальности все равно будут те, кому потом останется сказать: "мы же вас предупреждали?".
Рынок как жил на контрасте между формальностью и реальностью, так и живёт.
К слову, а кто-нибудь задумывался о трудоемкости самого пересчета для Заказчика и почему все так происходит?? Проще обвинить во всем Заказчиков.
Предыдущая новость:
Механизм применения способов обоснований проектных решений и стандартов организаций
Следующая новость:
Разъяснение эксперта Главгосэкспертизы России о типовых проблемах с ВОР