Как маркировка стройматериалов подарила ФГИС ЦС 6000 новых «добровольцев», но они все еще стоят на проходной

Как маркировка стройматериалов подарила ФГИС ЦС 6000 новых «добровольцев», но они все еще стоят на проходной

Как маркировка стройматериалов подарила ФГИС ЦС 6000 новых «добровольцев», но они все еще стоят на проходной

Знакомая история: одно ведомство годами бьется над тем, чтобы заставить рынок делиться честными ценами. Другое — одним росчерком пера делает то же самое, но с кайфом и в масштабах, о которых первое могло только мечтать. Магия? Нет, Постановление Правительства № 820.

С 1 сентября стартовала обязательная маркировка строительных материалов. И вот что любопытно: помимо борьбы с контрафактом, система «Честный ЗНАК» попутно решает кучу смежных задач, о которых другие ведомства годами «вежливо просят».

  • Что мы имеем в сухом остатке от маркировки:
  • Цена за единицу (без НДС, а если с ним — то с ним)
  • Общая стоимость партии
  • Количество
  • Код товара Data Matrix
  • ИНН поставщика и покупателя

Всё это великолепие передается в машиночитаемом виде через ЭДО!

А теперь главный вопрос на засыпку: а прикручен ли к этому всему код КСР? Пока нет. Но это, как говорят в таких случаях, «вопрос техники» и желания.

Просто цифры, которые не оставят равнодушными:

Зарегистрировалось в системе маркировки: ~6000 организаций. Производители, импортеры, торговля. Сразу. На старте. Добровольно-принудительно, но факт. Для достижения такой численности ФГИС ЦС потребовалось шесть кварталов (с конца 2020, когда их было всего 4243 до 6067 в 1 кв. 2022). Подают данные в ФГИС ЦС за 4,5 года: ~9300 организаций из 37 000 (охват — всего ~25%!). Маркировка же собрала такой пул еще до начала обязательных действий.

Возникает резонный, просто риторический вопрос: а сколько из этих 6 000 счастливых новых маркировщиков уже подают цены в ФГИС ЦС? И главное — ПОЧЕМУ эти два потока данных не слить в один мощный источник правды, который моментально решил бы проблему наполнения ФГИС ЦС?

Казалось бы, вот он — идеальный источник. Легальный, проверяемый, со сквозной прослеживаемостью от производителя до объекта, переданный через операторов ЭДО (привет, ЮЗЭДО!). Не нужны никакие дополнительные формы отчетности, никакие уговоры. Просто бери и используй. Даже с транспортными можно еще кое-то извлечь.

Почему это не включено ни в один План реформы ценообразования? Не знали? Не подумали? Или думали, но решили не мешать «уникальному пути ФГИС ЦС»? Об этом мы писали и даже предлагали включить это в План-капкан! Вместо этого мы продолжаем обсуждать «планы по рассмотрению вопроса о проработке дополнительных источников». Пока Минстрой скромно просит, Минфин и ФНС — делают. И через маркировку, и через универсальный передаточный документ (УПД) они подбираются к реальным ценам на стройматериалы со скоростью света. Возьмут ли их оттуда в Минстрое?

Вывод прост: когда мотивация — это не «пожалуйста, отчитайтесь», а «иначе штраф 300к и конфискация», — системы чудесным образом начинают общаться, данные синхронизируются, а прозрачность наступает сама собой. Маркировка заходит в отрасль быстрее, чем ФГИС ЦС «расшевелился» за пять лет. Причём «Честный знак» сразу даёт данные с ценами и по ЭДО, а ФГИС ЦС продолжает мучить поставщиков загрузками через личные кабинеты раз в квартал.

Так что, похоже, наполнение ФГИС ЦС спасет только налоговая. Ирония судьбы? Нет, просто система работает так, как должна была всегда. ЧТД спустя три года.

Кстати, а зачем плодить параллельные системы (привет из Опоры России), вместо того чтобы связать «Честный знак», ЮЗЭДО и ФГИС ЦС в одно окно? Будет очень смешно (нет), если "Честный знак" сделает за год то, до чего так и не смогли добраться за 5 лет.

Как маркировка стройматериалов подарила ФГИС ЦС 6000 новых «добровольцев», но они все еще стоят на проходной