Как маркировка стройматериалов подарила ФГИС ЦС 6000 новых «добровольцев», но они все еще стоят на проходной
Знакомая история: одно ведомство годами бьется над тем, чтобы заставить рынок делиться честными ценами. Другое — одним росчерком пера делает то же самое, но с кайфом и в масштабах, о которых первое могло только мечтать. Магия? Нет, Постановление Правительства № 820.
С 1 сентября стартовала обязательная маркировка строительных материалов. И вот что любопытно: помимо борьбы с контрафактом, система «Честный ЗНАК» попутно решает кучу смежных задач, о которых другие ведомства годами «вежливо просят».
- Что мы имеем в сухом остатке от маркировки:
- Цена за единицу (без НДС, а если с ним — то с ним)
- Общая стоимость партии
- Количество
- Код товара Data Matrix
- ИНН поставщика и покупателя
Всё это великолепие передается в машиночитаемом виде через ЭДО!
А теперь главный вопрос на засыпку: а прикручен ли к этому всему код КСР? Пока нет. Но это, как говорят в таких случаях, «вопрос техники» и желания.
Просто цифры, которые не оставят равнодушными:
Зарегистрировалось в системе маркировки: ~6000 организаций. Производители, импортеры, торговля. Сразу. На старте. Добровольно-принудительно, но факт. Для достижения такой численности ФГИС ЦС потребовалось шесть кварталов (с конца 2020, когда их было всего 4243 до 6067 в 1 кв. 2022). Подают данные в ФГИС ЦС за 4,5 года: ~9300 организаций из 37 000 (охват — всего ~25%!). Маркировка же собрала такой пул еще до начала обязательных действий.
Возникает резонный, просто риторический вопрос: а сколько из этих 6 000 счастливых новых маркировщиков уже подают цены в ФГИС ЦС? И главное — ПОЧЕМУ эти два потока данных не слить в один мощный источник правды, который моментально решил бы проблему наполнения ФГИС ЦС?
Казалось бы, вот он — идеальный источник. Легальный, проверяемый, со сквозной прослеживаемостью от производителя до объекта, переданный через операторов ЭДО (привет, ЮЗЭДО!). Не нужны никакие дополнительные формы отчетности, никакие уговоры. Просто бери и используй. Даже с транспортными можно еще кое-то извлечь.
Почему это не включено ни в один План реформы ценообразования? Не знали? Не подумали? Или думали, но решили не мешать «уникальному пути ФГИС ЦС»? Об этом мы писали и даже предлагали включить это в План-капкан! Вместо этого мы продолжаем обсуждать «планы по рассмотрению вопроса о проработке дополнительных источников». Пока Минстрой скромно просит, Минфин и ФНС — делают. И через маркировку, и через универсальный передаточный документ (УПД) они подбираются к реальным ценам на стройматериалы со скоростью света. Возьмут ли их оттуда в Минстрое?
Вывод прост: когда мотивация — это не «пожалуйста, отчитайтесь», а «иначе штраф 300к и конфискация», — системы чудесным образом начинают общаться, данные синхронизируются, а прозрачность наступает сама собой. Маркировка заходит в отрасль быстрее, чем ФГИС ЦС «расшевелился» за пять лет. Причём «Честный знак» сразу даёт данные с ценами и по ЭДО, а ФГИС ЦС продолжает мучить поставщиков загрузками через личные кабинеты раз в квартал.
Так что, похоже, наполнение ФГИС ЦС спасет только налоговая. Ирония судьбы? Нет, просто система работает так, как должна была всегда. ЧТД спустя три года.
Кстати, а зачем плодить параллельные системы (привет из Опоры России), вместо того чтобы связать «Честный знак», ЮЗЭДО и ФГИС ЦС в одно окно? Будет очень смешно (нет), если "Честный знак" сделает за год то, до чего так и не смогли добраться за 5 лет.
Предыдущая новость:
Трудно быть инженером на госзаказе