Как авансы подрядчиков привяжут к биржам и ЭТП
Новостные агентства и ведущие издания как-то упустили один интересный момент. Пока все обсуждали поправки к бюджету на 2026, в законопроект скромно вписали норму, от которой стройка может "прикурить" похлеще, чем от КАЦ. Что ж, усаживайтесь поудобнее, постараемся восполнить этот пробел. Пристегнулись? Тогда держитесь.
Как мы поняли, авансы по госконтрактам казначейского сопровождения предполагается перечислять напрямую тем, кто закупает материалы из утверждённого перечня — исключительно на биржах или ЭТП, включённых в ФГИС ЦС. Если данное условие не соблюдено, то перечисление аванса происходит через казначейство.
Проще говоря, согласно статьи 15 части 2-6 особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2026 году: получай аванс по госконтракту себе на счет только если закупаешь материалы по утвержденному перечню на биржах или «правильных» ЭТП.
Выходит, из чата биржи так и не вышли! Только теперь это пахнет уже не просто «индикаторами», а возможно прямое ограничение финансирования.
Мнений на этот счет несколько. Так сказать, наша оценка регулирующего воздействия.
1. Ад для соцобъектов и мелких подрядчиков.
Сколько школ и садиков не достроится из-за того, что подрядчик не смог или не успел «отбить» аванс закупкой на бирже? Представьте садик, ФАП, клуб, дорогу в райцентр — на 90% живут за счёт авансов. Не будет авансов — не будет стройки. Не доказал, что купил? Как бы не пришлось вернуть аванс. И, возможно, с процентами. И зачем с ними теперь связываться, действительно?
В проекте указан раствор готовый? Поздравляем! Его делают на площадке, но купить его надо на бирже. Портландцемент? Он в чистом виде почти не используется, но закупать его придется отдельно.
Бетонирование по-новому: непрерывно через биржу! И ещё куча «весёлых» позиций, которые либо производятся на месте, либо закупаются у локальных поставщиков, либо вообще не продаются на бирже в природе.
Контрольные органы обожают нормы с размытыми формулировками. А тут — просто подарок. Любая неоднозначность будет трактоваться против подрядчика и заказчика. Директор школы теперь должен будет проверять, на той ли площадке подрядчик купил цемент? Он итак не знает, почему его все время хотят чему-то научить, продлевая и продлевая "век заказчика" как живут сметы, КСР, КАЦ, ВОР, индексы, СК, ГИСы и реестры. Теперь он будет еще проверять закупки подрядчиков на бирже.
Крупняк протянет — у них департаменты закупок, корпоративные тендеры, диверсификация рисков. Почему все это не обкатать на промке, инфраструктуре (типа М-12)? Наверное, потому, что там есть Штаб той самой комиссии, который в ручном режиме как раз всё это и разрулит. Норма бьет именно по социалке и мелким объектам, где подрядчики самые уязвимые. Если бы это касалось только мегапроектов типа ВСМ — другое дело. А так — опять ударим по своим.
2. Мертворожденная норма.
Казначеи и так авансы не дают. Деньги месяцами лежат на счетах, а НДС с аванса надо платить из "своих". Многие подрядчики сами отказываются от авансов, чтобы не связываться. Это в какой-то степени даже благо для тех, кто их и не ждет и попадос для "залетных" подрядчиков, кто как раз не в теме. На практике все это подведут под «правильные» отчеты.
Но! Как обычно: метили в крупняк, попадут в мелочёвку. И сильнее всего прилетит регионам, где КРТ нет, закупщиков нет, специалистов нет, а стройка держится на трёх людях и каком-то чуде в лице того самого несдающегося и неравнодушного оставшегося руководителя.
В сухом остатке: пока мы обсуждали «Семь шагов в будущее», лоббисты тихо протащили в бюджет-2026 норму, которая может монополизировать рынок закупок за несколькими биржами и ЭТП.
Красиво биржи и ЭТП использовали: планы Минстроя, презентации ГГЭ, и всю нашу эпопею «биржи как источник данных для ФГИС ЦС». Пока мы спорили, как биржи наполнят ФГИС ЦС, они наполнили… бюджетное законодательство. Причём без обсуждений, без рассылок регионам. Просто аккуратно завернули в «особенности исполнения бюджета».
Красиво сыграли, господа биржевики!
Причем закупку в основном проводят сами подрядчики, застройщик этим не заморачивается, а теперь ему придется ещё и развивать централизацию закупок. И как этот централизованный лот потом разбивать на отдельные контракты, если у тебя несколько объектов? По металлу, например, в рамках биржевых торгов, особенно от производителей основным условием является поставка одного сортамента от вагона. Зачем мелкому застройщику в регионе вагон какого-то уголка?
А представьте, сколько новых контролеров, закупщиков и юристов придется нанять! Садик на 180 мест, ФАП или небольшая школа? Теперь ещё центр закупок придётся заводить. И отдельный штат под расторговку на ЭТП. Вот он, реальный стимул для роста производительности труда и решения кадрового дефицита в отрасли! Ну супер же. Показатели улетают в космос!
В итоге:
- ФГИС ЦС от этого скорее всего не наполнится (спасут только УПД через ЮЗЭДО, маркировка и бюджеты Росстата. Если вообще спасут). Биржи и ЭТП не поставщики цен, и вряд ли ими будут. Они в лучшем случае дадут индикаторы, а цены — наравне с остальными, которые "рассмотрят".
- Подрядчики останутся без авансов и обзаведутся новыми отделами для отчетов и имитации.
- Стройка соцобъектов может замедлиться еще сильнее.
- Площадки поднимут денег. Отличный рынок, между прочим.
- Заказчики — с новой болячкой (ну, вы поняли, тот самый — гем...ой). Теперь они отвечают за биржевые закупки подрядчиков. Вот он, нескончаемый «век заказчика»!
Интересно: сколько госконтрактов будет сорвано, не реализовано по причине этих нововведений? Так сказать, принимаем ставки и ждем осени 2026 года, когда пойдут первые возвраты авансов, первые вылетевшие подрядчики, первые остановки объектов и банкротства подрядчиков. Тогда и вспомним: "мы же говорили!" посмотрим на этот «урожай». Ведь казначейское сопровождение становится обязательным при изменении цены, а с введением формульной цены контракты будут меняться в 99% случаев. И если ЦБ не снизит ставку, то вообще "песня".
Интересно, а что скажут Общественный Совет и прочие Научно-экспертные советы при Минстрое?
Да тот же НОСТРОЙ, НАИК, РСПП? Хотя… что-то нам подсказывает, что все они только сегодня узнали. Конечно, об этом же не расскажут по телевизору.
После эмоциональной реакции на новые нормы, касающиеся авансирования и закупок через биржи и ЭТП, а также публикации перечня строительных ресурсов, стоит взглянуть на ситуацию с холодной головой. Тема непростая, и, кажется, в обсуждении смешались несколько разных механизмов и целей регулирования. Мы благодарны коллегам из Минстроя, а также представителям биржевого сообщества за оперативный отклик и готовность к диалогу. Это — лучший способ прояснить ситуацию.
Как мы поняли: норма про авансы касается только специально утверждённого Минстроем перечня ресурсов. Для этих позиций возможен перевод аванса на банковский счёт при условии покупки через биржу или ЭТП из перечня; если условие не соблюдено — перевод идёт через казначейство. Это механизм финансовой дисциплины, не автоматический «штраф» или массовый отзыв авансов. Если материала нет в перечне — правило не действует. Хотя логика контроля за целевым использованием средств остаётся, жёсткого автоматического «верни, если не на бирже» — нет.
Коллеги справедливо напомнили про ряд форумов, совещаний и «дорожную карту», где эти идеи озвучивались. Вопрос, однако, в степени готовности отрасли и в том, насколько эти обсуждения были услышаны всеми, кто окажется на передовой изменений — мелкими и средними подрядчиками в регионах. В конце-концов, СРО и не только на форумах "ГОСЗАКАЗ".
По заверениям ЭТП, с ними не велось никаких кулуарных обсуждений. Их не спрашивали, им поставили задачу как инфраструктурным игрокам и попросили реализовать. Они пытаются доработать механизм под нужды отрасли (напр., добавив привязку к КСР); площадки будут передавать данные по каждой сделке (дата, цена, объём, место поставки) — см. формы Минстроя (647/пр, 648/пр). Это задача государственного масштаба, и как инфраструктурная организация они должны обеспечить её корректную реализацию. Никто не обещает им «высокую доходность» или коммерческий эффект. Что заставляет взглянуть на роль ЭТП иначе — не как на лоббистов, а скорее как на «приводные ремни» новой системы.
Что по-прежнему беспокоит:
- Организационная нагрузка. Даже с учётом уточнений, необходимость проводить часть закупок через биржи/ЭТП создаст новую операционную реальность для тысяч подрядчиков, особенно на социальных объектах.
- Некоторые материалы по своей природе не «биржевые». Как быть с ними? Не приведёт ли формальное следование правилу к фиктивным сделкам «для галочки»?
- Практика на местах важнее теории в кабинетах. Районные заказчики, директора школ и мелкие подрядчики — не ангажированные эксперты. Нужны однозначные правила, понятные инструкции и поэтапное внедрение (пилоты на крупных проектах), чтобы не остановить соцобъекты и не создать новую волну судебных и казначейских споров.
- Наполнение ФГИС ЦС. Останется ли главная цель — получить реальные, а не «индикативные» цены — или система захлебнётся в ворохе данных, не отражающих реальность «на земле»?
- Баланс интересов. Искренне надеемся, что в основе лежит желание повысить прозрачность, а не создать новые административные барьеры или точки концентрации комиссионных сборов.
Как сказал один умный человек: «Многие человеческие проблемы — следствие неправильного понимания или употребления слов». Давайте вместе стараться понимать слова закона правильно, а главное — понимать друг друга.
Мы открыты для дальнейшего конструктивного диалога со всеми участниками процесса: Минстроем, биржами, ЭТП, подрядчиками и заказчиками. Ведь цель у всех, в идеале, должна быть общей: чтобы строилось быстрее, дешевле и честнее. Биржи и ЭТП — инструмент; КСР + ФНС + ЮЗЭДО УПД + банки + маркетплейсы + маркировка — источник жизни и достоверности для ФГИС ЦС. Если это собрать в одну экосистему — получим ресурсный метод. Если нет — получим много красивых правил и реальные проблемы у заказчиков и подрядчиков (коих итак хватает).
P.S. Неравнодушным коллегам из ЭТП и Минстроя: благодарим за дополнительные разъяснения и предоставленные документы.
Еще на тему пазла авансирования в стройке с 2026 г.
Минстрой России приказом № 804/пр от 16.12.2025 г. утвердил список строительных материалов и оборудования, которые должны закупаться на бирже или электронной площадке, включенной в перечень ФГИС ЦС.
Перечень сформирован на основании сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов, перечня специализированных ценообразующих строительных ресурсов, а также перечня специализированных строительных ресурсов, используемых в рамках мониторинга цен строительных ресурсов.
Утверждение об отсутствии последствий выглядит особенно трогательно на фоне живых дискуссий о том, как именно этот механизм будет работать в реальности, особенно для малых подрядчиков и объектов социальной сферы. Главный вопрос остается: удобно ли это будет подрядчикам, и не станет ли это излишним бюрократическим барьером.
Приказ действует по 31 декабря 2026 года. Это выглядит как пилотный режим, что, в принципе, разумно для такой новации. Хорошо бы увидеть весь механизм в деталях со схемами, как было, как предполагается это казначейское сопровождение, с разъяснениями для подрядчиков.
По нашему мнению, лучший комментарий на тему захода бирж/ЭТП в строительные материалы от представителей одной из бирж на совещании в Минстрое РФ, как отражение реального интереса к новому и масштабному рынку, который перед ними открывается:
Большое вам спасибо, именно Минстрою РФ, за интереснейший год и за погружение в новый товарный рынок. Те шаги, которые сделаны за этот год, были просто, ну, во-первых, огромные, во-вторых, великие, и, в-третьих, невероятно интересно было.
2026 год обещает быть не менее «интересным» и «захватывающим», но уже в первую очередь для заказчиков и подрядчиков при авансировании госконтрактов. Именно им в итоге предстоит на практике испытать на себе этот механизм, адаптировать свою логистику, финансы и договорную работу.
Ключевым станет не просто количество переданных данных, а их качество и применимость. Получит ли ФГИС ЦС из этого потока именно те структурированные, сопоставимые и релевантные данные, ради которых, как декларируется, все и затевалось (и в каком объеме)? И как это все заработает в реальности? Будем с интересом наблюдать за этим «великим» походом.
Предыдущая новость:
Путеводитель по НПА в области ценообразования и сметного нормирования
Следующая новость:
ЭТП и биржи: партизанский маркетинг