ИТ-надежда умирает последней

ИТ-надежда умирает последней

ИТ-надежда умирает последней

Крупнейшие российские ИТ-ассоциации направили письма Президенту, премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, председателю Госдумы Вячеславу Володину, в которых просят сохранить льготу по НДС, увеличив при этом налог на прибыль для всех компаний отрасли на 2,5% - 3%.

ИТ, как всегда, уповает на чудо и главу Минцифры Максута Игоревича Шадаева, который по долгу службы еще и адвокат в Правительстве и по идее "должен лечь на рельсы". Но все мы прекрасно понимаем, что решение исходит от Минфина, чья логика проста и железобетонна: «Бюджету нужны деньги здесь и сейчас». Создавать прецедент отмены собственного решения, да ещё и под давлением лоббистов, так себе история. Сделают поблажку IT — и тут же подтянутся агропром, машиностроение и все остальные, у кого есть свои «стратегические» аргументы.

Отметим еще один важный момент, о котором почему-то не говорят. «Весёлый» апокалипсис для дилеров и партнёров.

Дилер на УСН (6% или 15% с разницы) получает смертельный удар. Он вынужден будет платить свой налог с оборота (+5), то есть со всей суммы, включающей НДС 22%, который... он не может принять к вычету.

С другой стороны клиент, которому повысят цены на эту сумму НДС, логично захочет получить вычет по НДС. И в здравом уме не станет покупать через такого дилера. А пойдёт напрямую к разработчику, чтобы получить счет-фактуру с полным НДС. Это убьёт целый сегмент малого и среднего бизнеса — партнёрские сети, которые годами строили каналы сбыта и на местах поддерживали клиентов.

Единственный выход для дилера — переходить на ОСНО. Но это означает немедленный рост административной нагрузки, необходимость выделять и платить НДС, а главное — он тут же потеряет льготу по УСН и начнёт платить налог на прибыль как большая компания. Малый бизнес в IT-дистрибуции будет фактически уничтожен.

Про повышение страховых взносов в отрасли в два раза говорить при таких раскладах уже совсем не удобно.

Это не просто повышение налогов. Это перекраивание всей рыночной логики.

Расчёты ассоциаций:

  • 40% таких ИТ-компаний, у которых годовой доход не превышает 60 млн рублей (порог выручки, при котором сегодня не платится НДС), будут поставлены на грань выживания.
  • Средняя рентабельность российских ИТ-компаний по итогам 2024 года не превышает 10%.
  • Чтобы компенсировать рост налогового бремени, придется провести сокращения сотрудников на 10% и снизить прибыль своих компаний еще на 10%. Одномоментно отрасль может потерять от 30 до 40 тысяч высококвалифицированных специалистов.
  • Потеря 100+ млрд рублей выручки и падение темпов роста с 20-25% до 3-5% — это не прогноз, это приговор.
  • Потери бюджета (до 46.5 млрд руб. по письму Президенту) превысят сиюминутную выгоду (25 млрд) почти в два раза за счёт падения НДФЛ и налога на прибыль.
  • Ключевой аргумент про спрос со стороны госорганов и малого бизнеса, которые не берут НДС к вычету, — это гвоздь в крышку гроба всей затеи. Именно эти сегменты были опорой импортозамещения, и для них цена вырастет на 22% одномоментно.

Ждём первого чтения. Это будет момент истины, когда станет ясно, есть ли у отрасли хоть какая-то политическая сила, или её окончательно сдали в утиль как отработанный материал.

Похоже, что «на рельсы» лег вице-премьер Дмитрий Григоренко. Аргументы «цифрового» вице-премьера — недоработка Минфина и системная значимость IT для технологической независимости и цифровой трансформации — пока сработали.

Разработчики ПО не всегда имеют достаточный объем входящего НДС, который можно поставить к вычету. У обычного бизнеса есть затраты на создание будущего продукта, на которые можно уменьшить НДС, подлежащий уплате, а у IT-сектора основные затраты — это фонд оплаты труда, то есть уменьшить подлежащий уплате налог не на что и его придется целиком брать на компанию.

Кстати, еще один немаловажный факт в дополнение "апокалипсиса для дилеров" — дилер ПО на УСН и НДС 5% не смог бы перейти на ОСНО три года, по сути превратившись в неконкурентную бизнес-единицу:

Комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о смягчении нормы пункта 8 статьи 164 Налогового кодекса, запрещающей в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5 или 7 %, в течение трех лет изменять применяемую ставку (т. е. перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот).

Теперь, экосистема продаж, состоящая из тысяч малых партнёров, замерла в ожидании, надеясь получить шанс на выживание.

Без преувеличения, исторический прецедент. Правительство Мишустина, которое любит «поэкспериментировать» на бизнесе, впервые признаёт, что перегнуло палку ДО введения нормы. Минфин послали «дополнительно проработать» его же собственную инициативу — это беспрецедентный по нынешним временам щелчок по носу. Заодно, и заключениям думского бюджетного комитета, которые противоречат заявлениям председателя правительства и оценкам экспертов.

Но! Не стоит преждевременно кричать «ура!». Это не победа, это тактическое отступление государства под шквальным огнём аргументов. Битва ещё не выиграна — нужно дождаться официального решения и второго чтения. Ну, а IT-сектор доказал, что его можно не только доить, но и задоить до смерти. И этот урок запомнят надолго.

ИТ-надежда умирает последней