Доля несостоявшихся госзакупок выросла до 60%
В строительной отрасли доля несостоявшихся закупок составила 45,8% от поданных заявок (однако, почти на 5% ниже среднего значения по стране), а в стоимостном выражении – 58,3%. В итоге контракты общей стоимостью 2,8 трлн рублей оказались не разыгранными в ходе торгов. Депутаты и Счетная палата озаботились этим вопросом.
В отчете Счетной палаты «Анализ возможных причин признания закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд несостоявшимися» указано, что на организацию закупок и отсутствие конкуренции на торгах влияют такие факторы как укрупнение лотов, централизация закупок, некорректное определение НМЦК и его технического задания. В документе наглядно доказано, что занижение НМЦК по сравнению со среднерыночной ценой снижает, при прочих равных, количество потенциальных поставщиков. Рекомендация: расширять источники цен для расчета НМЦК.
Конечное значение НМЦК заказчики рассчитывают по-разному: и как минимальное, и как среднее значение от КП. А при превышении значений КП над объемом доведенных бюджетных средств используют произвольное, соответствующее этому объему.
Для снижения доли несостоявшихся закупок и повышения конкуренции Счетная палата предлагает ввести стандартизацию закупочных процедур (введение единых требований и нормативов), а также дробление крупных лотов, что даст доступ к торгам представителям малого и среднего бизнеса. Типизация контрактов также положительно влияет на долю несостоявшихся закупок.
Проектирование, как ни странно, у Счетной палаты относится к конкурентному направлению, где наименьшая доля несостоявшихся закупок.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
Стройке необходимо отдельное законодательное регулирование в сфере закупок. 43% всех госзакупок в стране — это стройка. Причем это не покупка какой-то вещи, а инвестиция в будущее. Если бы в стройке было бы все здорово и сладко, то на слайде были бы другие цифры.
Предыдущая новость:
О разработке сметных норм для задач диагностики автомобильных дорог
Следующая новость:
Дополнение №13 к ФСНБ-2022