Дефицит кадров в строительной отрасли

Дефицит кадров в строительной отрасли

Дефицит кадров в строительной отрасли

Агентство стратегических инициатив утверждает, что ситуация с кадрами в сфере строительства может оказаться катастрофической уже через пять-семь лет. Многие проекты комплексной застройки рассчитаны на 10 лет, и уже скоро их просто будет некому строить.

ВНИИ труда: суммарная дополнительная кадровая потребность в строительной отрасли до 2030 г. оценивается почти в 789 000 человек.

Потребности отрасли могут быть удовлетворены при текущих объемах подготовки, но только в случае высокого уровня трудоустройства по специальности выпускников. Но по данным Минстроя, 82% выпускников строительных специальностей трудоустроены!

Бизнес, правда, другого мнения: дефицит кадров есть и среди высококвалифицированных специалистов — инженеров производственно-технических отделов, сметчиков, проектировщиков и прорабов.

Конкуренция за одного сильного кандидата достигает 2–5 предложений. Рабочие профессии и инженерные специальности в строительстве потеряли привлекательность для молодежи. Лишь 10–15% выпускников школ рассматривают строительство как перспективную сферу для старта карьеры.

По мнению депутата, сдерживающим фактором обновления кадров в строительной отрасли за счет внутренних трудовых ресурсов является слабая инфраструктура. По невероятному совпадению, закольцевавшему решение проблемы, «Инфраструктура для жизни» - нацпроект Минстроя. Чтобы построить инфраструктуру, которая (якобы) привлечет кадры в стройку, нужны кадры, которых нет, потому что нет инфраструктуры (и зарплат/условий), чтобы их привлечь. Что-то тут не совпадает... Или совпадает слишком хорошо – в идеальную петлю бюрократического абсурда.

Сметчики же грустно глядят на эту карусель. Они просто устали от бесконечного потока нововведений для экспертизы (но не для людей) и "оптимизаций", которые только усложняют их жизнь. Мечтая не о пяти предложениях работы, а об одном спокойном дне без новых указаний "сверху" попутно задаваясь резонным вопросом: а кто вообще хочет пойти в такую профессию в нынешних условиях, когда экспертиза публикует вдохновляющие видосики о том, как счастлив тот, кто ее наконец прошел?

Заместитель начальника ФАУ "Главгосэкспертиза России" Анна Копейкина в интервью "За чашкой чая" — о нерадивых заказчиках и некомпетентных проектировщиках:

Не секрет, когда у нас начинается реализация любого инвестиционного проекта, очень часто бывает, что Заказчик не погружен в проблему, он не знает ни ТЭПов своего будущего объекта, не знает сколько это может быть стоить, то есть все отдается проектировщику. Заключается договор и проектировщик вот что запроектировал, то и несет в экспертизу. При этом мы знаем, что формирование сметной документации, сметной стоимости - это уже последний из этапов разработки проектной документации.

Также и при экспертизе вопрос проверки сметной стоимости является заключительным. Поэтому, если вдруг те решения, которые были разработаны, приняты, уже не укладываются в ту стоимость, которую заказчик готов потратить на реализацию данного проекта (средства, которые заложены в бюджете), получаем результат — неэффективное управление ресурсами. Мы возвращаемся на стадию назад, начинаем перепроектировать проектные решения, и в общем-то это сроки, деньги. Это сейчас недопустимо.

Пятничное.

Практический, наглядный пример оптимизации работы и грамотного распределения рабочего времени для подчиненных лично от Министра строительства и ЖКХ РФ: провели встречу с начальником Главгосэкспертизы, потом позвали руководителя Ростехнадзора, после — он остался отдельно.

И все это — за один заход и выход из кабинета! Высший пилотаж. Вот это оптимизация! Зачет и пресс-службе, которая сделала из этого еще и три разных инфоповода!

Forbes: Курьеры в Москве получают БОЛЬШЕ молодых спецов с высшим образованием.

Зарплатные предложения для курьеров в Москве за год подскочили на 46% и достигли 135 000 рублей к июню 2025 года. Средняя рыночная ЗП курьеров в столице на 11% выше, чем у специалистов с высшим образованием (120 000 рублей) и на 26% превышает доход квалифицированных работников без высшего образования (90 000 рублей).

Рынок голосует рублём: логистика платит за скорость и доступность — спрос рвёт шаблон. Стройка платит за знания, ответственность и СРО — по остаточному принципу. Велосипед vs. 5 лет вуза + вечно меняющаяся нормативка, по которой нет нормальных разъяснений? Молодой спец ПТО/сметчик за 70к с кучей стресса vs. курьер за 90+? Выбор очевиден. Рынок выбрал простое.

Стройка проигрывает конкуренцию за руки. Диплом — это красиво, но не выгодно: престиж инженера окончательно рухнул под весом коробки с суши. Ответственность без адекватной оплаты, в надежде на «престиж» и старые схемы — тупик. Придется платить больше, даже если ЗП в сметах не успевает. Но кому, если молодежи все ЭТО не интересно?

Пока IT и доставка растут, мы торгуемся за индексацию контрактов через механизм «формульной цены» и ЗП строителя: ни то, ни другое не догоняет рынок. Да и чем перекрывать это все в РИМ, который сделал «прозрачными» и «читаемыми» те самые сметы?

Дефицит кадров в строительной отрасли