В двухстах километрах от Домодедово

В двухстах километрах от Домодедово

"В числе основных черт 'ярославца' - социальная мобильность, сметливость, готовность к риску, предприимчивость и ярко выраженный практический ум".

Е. А. Ермолин. "'Ярославец' как культурный тип (опыт реконструкции культурного мифа)"

Губернский город Ярославль, что в двухстах километрах от столицы нашей родины, в чем-то с нею схож: съездить в Шереметьево - туда и обратно - стоит здесь 120 долларов. За то, чтобы прокатиться пару остановок по городу, ярославские таксисты берут "полтинник". Стоимость квадратного метра жилья без отделки - от 700 до 1000 долларов. Да и концентрация девушек на джипах почти соизмерима с московской.

Однако к москвичам здесь относятся настороженно. Поскольку, по мнению ярославцев, у москвичей другой взгляд на жизнь. И, мол, "кинуть" для них - это запросто. Такой вот особый московский бизнес-подход: если ты сделал что-то не так, то это твои проблемы. Ярославцы - другие. Поскольку живут почти в деревне, где все все про всех знают. И, кризис-не кризис, если ты взял в долг, так ты и отдай. А не отдашь - никто с тобой дел вести не станет. Иным здешним бизнесменам столичные банки деньги перечисляют по телефону, под честное слово. Как в те времена, когда купеческое слово ценилось не ниже письменного соглашения. Помните сцену в комедии А. Н. Островского "Лес", где актер Несчастливцев укоряет купца Восмибратова, обманувшего помещицу на тысячу рублей, и говорит: "Честь бесконечна. И ее-то у тебя нет!" А купец в ответ на это произносит золотые слова: "Нет уж, барин, ты что хочешь говори, уж насчет там чего другого я не хвалюсь, а насчет чести я вот что скажу, барин: я не человек, я - правило". Примерно так ярославцы и живут. По крайней мере, декларируют это.

Меж тем столица потихоньку начинает интересоваться их бизнесом. Недавно мэрия выставляла на продажу гостиницу "Ярославль". Приехали на аукцион и крупные московские компании. Но первоначальная цена им показалась слишком высокой. Торговаться не стали, уехали. Гостиницу купили ярославские. И очень рады. Ярославцы знают свой рынок, верят в него, и в этом их конкурентное преимущество.

Тридцать третья

Ярославская область в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов агентства "Эксперт РА" в 2002-2003 годах вышла на первое место по двум показателям: инвестиционный риск (он в Ярославской области минимальный) и инвестиционная привлекательность законодательной базы. И это притом, что весь инвестиционный потенциал здесь не ахти какой - тянет всего на 33-ю строчку.

То есть в Ярославской области нет нефти, нет металлов и алмазных трубок. Даже леса - и того мало. Но в отсутствие всего этого ярославцы считают своими нефтяными скважинами "Ярпиво", табачную фабрику "Балканская звезда", моторный завод "Сатурн". Их сегодня и "разрабатывают". "В смысле природных ресурсов, - говорят местные, - бог нам отвел скудненько. Ничего у нас нет. К сожалению". Но, немного подумав, добавляют: "Или к счастью. Спорный, кстати, вопрос. Философский..." И проводят в жизнь собственную, региональную инвестиционную политику. Главная особенность которой - гибкость и разнообразие форм поддержки инвесторов.

В "Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области" ежегодно входит более трех десятков крупных и средних инвестиционных проектов и более 60 социальных объектов и программ. Работа с инвестором построена так, что практически на любом этапе можно воспользоваться какой-либо из форм поддержки. Скажем, на этапе возникновения идеи инвестор получает информационное и организационное сопровождение. Во время реализации проекта крупному бизнесу дают областные гарантии и поручительства, а малому и среднему - субвенции для погашения процентов банковских кредитов. На этапе выпуска новой продукции предприятие освобождается от всех платежей в областной и местный бюджеты. И наконец, для расширения рынка сбыта и увеличения выпуска продукции, то есть для ускоренного развития бизнеса, оно получает субвенции из бюджета того района, на территории которого расположено.

Такая детальная работа администрации области оказывается крайне эффективной. На рубль расходов областного бюджета в виде льгот инвесторам в 2003 году область получила 4 рубля дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. На этот же рубль поддержки инвестор откликнулся 11 рублями вложенных денег.

В октябре прошлого года Ярославская область получила премию "Золотой рубль" в номинации "Лучший субъект РФ по экономическим показателям финансового развития" по Центральному федеральному округу. По результатам исследования консорциума "Эксперт РА"-AK&M Ярославской области за 2000-2002 годы и первую половину 2003 года присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне класса A "высокий уровень надежности с позитивными перспективами". По общей сумме привлеченных инвестиций регион находится на третьем месте после Москвы и Московской области.

При этом задолженность региона на первый взгляд кажется фантастической - область буквально без пяти минут банкрот. А на второй, более детальный взгляд выясняется, что долгов как таковых нет. Ведь долги - это когда набрал денег в банках, быстренько их потратил и на этом поставил точку. Структура долгов Ярославской области иная: основную массу составляют гарантии, выданные под конкретные реализованные проекты. Здесь уверены, что в текущем году этот долг почти исчезнет. И это не фокусы с цифрами, а переход гарантий на имущественный залог.

Роль личностей в инвестициях

А началось все, как говорят, с губернатора Анатолия Лисицына. В начале 90-х, когда в стране царила полная неразбериха и никто особенно не понимал, что делать, прагматичный человек Лисицын пригласил в область Егора Гайдара с командой - для консультаций. Приглашенная команда рекомендовала проводить политику привлечения инвестиций в уже существующие предприятия и в создание новых. Ярославская администрация совету вняла. Так в 1994 году в ее структуре появился департамент инвестиций и инвестиционной политики (ДИИП), позже объединенный в департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества (ЭРИМС). Миссия нового подразделения состояла в том, чтобы сначала затащить к себе инвесторов, а потом их сопровождать. Со всяческим комфортом.

Еще в течение примерно трех лет департамент собирал инвестиционные проекты. Перед желающими получить инвестиции тогда ставили вопрос: "Сколько вам надо денег?" Многие отвечали: "Сто рублей!" "Нет, - уточняли чиновники, - сколько вам надо для полного счастья?" И на этот вопрос сначала робко, а потом все активнее стали приходить продуманные ответы.

Начальник департамента экономического развития Ирина Абросимова в 1994 году приехала в Москву на конференцию по инвестициям. Там все говорили одно и то же: "В нашем регионе есть такие-то льготы, в нашем регионе есть такие-то проекты, дайте денег нашему региону..." Ирина Викторовна сидела и думала: "А ведь мое выступление в самом конце, наша область - на букву 'я', последнюю букву в алфавите. Господи, что мне-то сказать, чтобы услышали? Пока до меня очередь дойдет, все заснут... Чем мы-то отличаемся?" И листала папку с проектами. Как вдруг заметила очевидное: все эти проекты слабенькие и нуждаются в доработке. И когда подошла ее очередь, поднялась и сказала: "Мы тут все прикинули, посмотрели и пришли к выводу, что нам нужны не столько инвесторы, сколько хорошие проекты, хорошие бизнес-планы. Мы ждем тех, кто поможет нам довести их до ума".

И, как оказалось, именно это хотели услышать инвесторы: регион понимает, что идеи надо доводить и шлифовать, и нуждается в тех, кто поможет это сделать. Пришли, помогли, а дальше стали вкладывать в свои проекты деньги. Так пошли первые инвестиции. А в департаменте появились новые люди. Новые и в том смысле, что не было у них такого состояния души, что, дескать, каждый из нас тут пуп земли, а все остальные - прах под ногами. И стали работать.

Первой мерой по формированию благоприятного экономического климата в регионе стало принятие в 1996 году Закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области. Инвесторов освободили от местных налогов. Кроме того, по этому закону они получили льготы при аренде помещений и земли. Им предоставили субвенции и субсидии. В 1997-1998 годах в предприятия области стали вкладывать деньги крупные иностранные компании: Eastman Kodak на базе ОАО "Славич" реализовал проект, запустив в Переяславле линию по конечной обработке фотобумаги, а Baltic Beverage Holding инвестировал средства в "Ярпиво".

Дальше все оказалось гораздо сложнее. Потому что легче перепрыгнуть с 40-го места на 30-е или на 20-е, чем с 15-го на 14-е, - чем ближе к вершине, тем сильнее конкуренция. Стандартные законодательные акты и организационные решения, которые к тому времени были задействованы и в других регионах, уже не могли дать чего-то принципиального. Возникла необходимость придумать что-то такое, что могло бы вывести область в лидеры по инвестиционной привлекательности.

В 2000 году из администрации Угличского муниципального округа в администрацию Ярославской области пришел работать 31-летний Артур Сазонов. Пришел, имея опыт работы не только вице-мэром небольшого города, но и в бизнесе - торговля, производство, консалтинг, связь, ценные бумаги. Кстати, в свое время Сазонов служил в спецподразделении внутренних войск, три с половиной года был гендиректором Ассоциации ветеранов боевых действий МВД и ВВ России и создал чековый фонд МВД и ВВ "Афганец". В отличие от других фондов при силовых структурах этот до сих пор остается "в живых", преобразован в инвестиционную компанию "Афганец" и выплачивает дивиденды акционерам - небольшие, но ежегодно.

"Вначале работать было очень легко, - вспоминает Артур Сазонов. - Анатолий Иванович Лисицын за девять лет пребывания у власти создал мощный экономический фундамент, сформировал экономическую элиту области. На этом фундаменте надо было лишь построить некоторые элементы региональной рыночной экономики".

Так вот. Сел Сазонов в кресло вице-губернатора по экономическим вопросам, посмотрел взглядом бизнесмена, каково предпринимателям проходить те или иные процедуры, связанные с инвестициями, и ужаснулся. "Декларировать можно все, что угодно, - говорит он сегодня, - а когда сталкиваешься с действительностью, то проще удавиться, чем пройти все инстанции и получить поддержку". С этим нужно было что-то решать, и немедленно.

Простые критерии

Администрация области поставила перед собой задачу сделать услуги государства доступными потребителю и одновременно предложила уйти от прямого финансирования из бюджета инвестиционных проектов малого бизнеса. "Раньше предприниматели обращались к чиновникам с просьбой выделить ту или иную сумму, предварительно заложенную в бюджет на финансирование проектов, и чиновники принимали решение по инвестированию, - рассказывает Сазонов. - Часто неправильные. Часть денег немножечко воровалась. И эффективность была неважная".

Кроме того, вице-губернатора давно занимал такой вопрос: отчего никто не удивляется, когда государство дает деньги убогим? Например, приходит председатель колхоза "70 лет без урожая" и просит денег на солярку и семена. Ему, не говоря худого слова, дают. При этом дающие в 99% случаев знают, что это не поможет ни колхозу, ни родине. Приходит другой убогий и говорит: "У меня предприятие загибается, поэтому дайте денег". И ему дают... Почему? Что за критерий: поддерживать слабейших? И область предложила поддерживать сильных - тех, кто дает рабочие места, платит налоги, двигает вперед экономику. К примеру, многопрофильному предприятию "Русьхлеб", представившему проект стоимостью 40 млн рублей, льготы даны потому, что продукцию (вафельные трубочки) можно продавать по всей стране, соответственно, потенциал рынка огромен. А вот рыбинскому судостроительному заводу "Слип" как банкроту помощи не оказали (но, возможно, применят Закон о финансовом оздоровлении).

Основные законы, стимулирующие инвестиции в Ярославской области

  • "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" Закон предусматривает льготное налогообложение с начала реализации продукции (работ, услуг) до полной окупаемости проекта, но не более пяти лет. Предоставляются освобождения по платежам в областной бюджет налога на имущество, земельного налога и частично налога на прибыль 
  • "О налоговых льготах на 2003 год" Закон предусматривает освобождение по уплате налога на имущество, земельного налога в части областного бюджета некоторым категориям налогоплательщиков, в том числе работающим в сфере информационных технологий либо направляющим средства на развитие и содержание спортивных команд, спортивных сооружений и на проведение массовых спортивных мероприятий. Предусматривается освобождение от уплаты транспортного налога некоторым категориям налогоплательщиков, в том числе участникам инвестиционной деятельности 
  • "О стимулировании экономического развития Ярославской области" Согласно этому закону предприятиям, увеличивающим свои платежи в областной бюджет по налогу на прибыль, предоставляются субвенции из областного бюджета в размере до 80% от этого увеличения на цели развития 
Критерии отделения "слабых" от "сильных" в области очень простые: создание новых рабочих мест, новое производство, сфера высокотехнологичных услуг (связь, Интернет). Кроме того, предприниматель должен доказать, что проект реален. И доказательство тоже простое: если банк дает кредит, то ему уже верят. Если не дает, то, брат, извини, что-то у тебя там не то. Уж договорись с банком. Может, тебя там не поняли...

То есть решение принимают либо инвесторы, либо банки, выдающие кредиты. Например, приходит некто в администрацию и говорит: "Я беру в банке кредит на реализацию инвестиционного проекта. В качестве процентов должен заплатить миллион рублей". А ставка у него, скажем, 16%. Если ему дают 500 тыс. рублей из бюджета, то ставка автоматически снижается до 8%. А поскольку для банка это уже гораздо менее рискованный кредит, то предприниматель получает его с большей легкостью.

И каждый занят своим делом. Банковские специалисты оценивают проект. Комиссия по инвестиционной деятельности, куда, в соотношении один к одному, входят сотрудники из администрации и депутаты областной Думы, рассматривает проекты и решает: поддержать или нет (с учетом заключений экологов, агентства по банкротству, расчетов коммерческой и бюджетной эффективности, перспектив рынка и предприятия, влияния проекта на стратегию развития всей области). А чиновники предоставляют субвенции и безвозвратное финансирование. Все абсолютно прозрачно: без умопомрачительных процедур, взяток и так далее.

Заодно вице-губернатор почистил законы Ярославской области и подзаконные акты, убирая оттуда все ненужное. Как он сам говорит, "всю фигню". И теперь, например, предприниматель не должен предоставлять справку о том, находится ли его предприятие в процедуре банкротства и что у него там с налогами. И если чиновнику нужны такие сведения, то это проблемы чиновника. Предприниматель предоставляет лишь то, что он делает сам: устав, бизнес-план.

Чтобы понять, какие именно нужны документы, в администрацию ходить не надо. Достаточно зайти на сайт ЭРИМС, один из немногих по-настоящему "дружелюбных" в Рунете и уникальный среди сайтов администраций регионов. Здесь все, что вы хотели узнать об инвестиционной политике региона: нормативное законодательство, порядок работы администрации, перечень областных программ, регламент предоставления банками кредитов, перечень инвестиционных проектов, сведения о грантах и проч. Информация совершенно открытая. По принципу: "Хочешь создать предприятие в Ярославской области, спроси у меня, как".

В ЭРИМС приходят поговорить. Сначала жаловались на налоги. Администрация разработала систему льгот по налогообложению имущества и прибыли, по земельному налогу, возврату инвестиционного налогового кредита. На 70% снизили ставки арендной платы за пользование областным имуществом. А когда предприниматели принялись сетовать на труднодоступность банковских кредитов, область внедрила систему компенсации процентов по кредитам. Сейчас любимая тема всех, кто бы сюда ни входил, - как мешают постоянные изменения в законодательстве. Что это, мол, сумасшедший дом какой-то. И непонятно, зачем федерация все эти "новшества" подкидывает, ведь они отрицательно влияют и на суммы инвестиций, и на инвестиционную активность в целом.

Без кипячения

Нынешний руководитель группы компаний "Агро-Нова" Валентин Мильто пришел в ЭРИМС с проектом, над которым все вокруг смеялись. Речь шла о голландской технологии беспривязного содержания скота: идеальная чистота, свежий воздух в коровниках, отсутствие стекол в окнах и одновременное отсутствие мух.

Некоторое время назад бывший директор средней школы Мильто и группа единомышленников, занимавшиеся выращиванием картофеля элитных сортов, заработали денег. И в 1998 году недорого купили разрушенную животноводческую ферму с целью восстановления и последующего устройства там картофелехранилища. Однако голландские фермеры сказали, что ничего хорошего для картошки из этого не получится. И рекомендовали попробовать восстановить животноводческий комплекс. Наши фермеры, написав инвестиционный проект "Создание сервисного центра по производству и сбыту молочной продукции", получили от правительства Нидерландов грант, покрывающий 30% затрат на реконструкцию, стойловое оборудование и некоторую часть техники. Проект пошел. ЭРИМС включил его в число приоритетных. И что?

А то, что когда они приходили в СЭС, для согласования, или к строителям и говорили, что, вот, мол, мы, а вот наш приоритетный инвестиционный проект, то им зажигали зеленый свет. То есть не мешали работать. Реконструкция продвигалась. Соответственно, голландских денег оказалось недостаточно, возникла нужда в еще больших средствах. "И туда деньги надо было, и сюда надо, - говорит Валентин Иванович, - и проценты в банках нужно каждый месяц платить, а на них одних разориться можно. Помогла поддержка области: субсидирование процентов по кредиту. Мы платим банку проценты, подтверждаем это документами, приносим их в ЭРИМС, и нам эти проценты субсидируют. Сейчас все планируется на год. Мы говорим, что должны будем заплатить столько-то, и в бюджете закладывают на нас примерную сумму. А поскольку введен еще и лизинг для сельхозпроизводителей - долгосрочный и практически беспроцентный, - мы взяли агрегаты и тракторы с рассрочкой на пять лет".

В "Агро-Нове" считают, что, если бы такой громоздкий проект пришлось согласовывать по ранее существовавшим нормам, не хватило бы и XXI века. А теперь здешние коровы дают молоко, качество которого в два раза выше, чем требуется для детского питания. Валентина Ивановича в свое время один американец раздразнил: рассказал, как нальет он молоко из-под своей американской коровы, так оно у него без кипячения десять дней стоит. Молоко из "Агро-Новы" тоже пьют и сразу после дойки, и через десять дней. Без кипячения. Поскольку благодаря уникальной методике содержания скота не болеет он ни лейкозом, ни маститом. И когда это молоко в первый раз послали в "Лианозово", так там сказали, что такого качества просто не может быть и что это ошибка.

Как стать прозрачным

Если малый бизнес можно развивать за счет кредитов, то с крупным - сложнее, тем более что он уже прошел два классических этапа: развитие на собственные средства учредителей и на привлечение инвестиционных налоговых кредитов.

В Ярославской области, как и во многих регионах России, немало предприятий подошли к стадии облигационных займов. В связи с этим администрация намерена компенсировать часть процентного купона по займам крупных предприятий и совместно с межрегиональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг по Центральному ФО составляет программу финансирования.

Предполагается заложить в бюджет средства на компенсацию. И это не благотворительность. По сути, считают в области, это кредит предприятию - поскольку облигационные займы берутся на обновление фондов и, соответственно, после покупки нового оборудования налог на имущество возрастает, значит, деньги вернутся в бюджет. Но при этом предприятия обновят оборудование, увеличат ассортимент выпускаемой продукции и свою долю на рынке. То есть в конечном итоге выиграют все. Как и от принятого в 2001 году Закона о стимулировании экономического развития.

Этот закон начал разрабатываться в начале 2000 года, когда область сделалась регионом-донором и перестала получать деньги из федерального бюджета, начав, наоборот, туда что-то давать. Исходя из того, что объем доходов позволяет финансировать расходы, можно условно фиксировать доходную часть бюджета области. Закон о стимулировании предусматривает право любого юридического лица, зарегистрированного на здешней территории, зафиксировать размер прибыли, полученной по состоянию на конец предыдущего года. И все, что свыше этой прибыли, они смогут возвратить себе в качестве субвенций на развитие предприятия. Формула, по которой определяется размер субвенции, прописана в тексте закона - это разница "между фактическим и расчетным объемом прибыли юридического лица в текущем году за истекший период, умноженной на коэффициент 0,8 и на коэффициент, полученный от умножения 0,01 на норматив отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет, указанный в Законе об областном бюджете на текущий год для муниципального образования, в котором зарегистрировано юридическое лицо". Так здесь решили проблему разночтений и "вилок", позволяющих чиновникам определять размер субвенции.

То есть, если предприятие увеличивает прибыль, увеличивается и налог на прибыль, который оно платит. И на часть средств, поступивших в качестве дополнительных доходов в бюджет, как раз и выплачивается субвенция. Все увязано. Не только расходы, но и доходы. Так предприятия становятся заинтересованными в том, чтобы показывать максимальную прибыль и выходить из тени. Короче говоря, в Ярославской области сделалось модным выплачивать налоги, потому что, если хочешь получать субвенции, показывай увеличение налога на прибыль. В динамике.

Кроме того, субвенции предоставляются лишь при наличии внятных целей, определенных опять-таки законом: покупка основных и пополнение оборотных средств. То есть целей, направленных на развитие бизнеса. Домишко на Канарах - вложение нецелевое. Линия производственная? Да. Лишний "Мерседес"? Нет. И никакой излишней детализации. Здесь предполагается, что никто лучше самих предпринимателей не знает, на что надо потратить деньги.

Финансирование расходов на "внятные" цели осуществляется на основе Закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Если фактический объем налогооблагаемой прибыли, полученный юридическим лицом, больше, чем расчетный объем прибыли, губернатор по итогам исполнения областного бюджета за соответствующий период вносит в Думу области проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон об областном бюджете.

Простая логика

Когда в середине 90-х треть жителей Ярославля бегала и думала, как бы перевести на Запад свои заработанные доллары, нынешний ярославский "олигарх" Яков Якушев с товарищами ходил и покупал в городе недвижимость. Очень дешево. Почему они не переводили свои деньги на западные счета? "Потому, - ответил нам председатель совета директоров группы компаний 'Спектр' (лесная и деревообрабатывающая промышленность, транспорт, строительство, продажа и обслуживание автомобилей, лакокраска, Ярославский речной порт) Якушев, - что верили в страну. И в этом было наше конкурентное преимущество. Но один вопрос - если верят два-три человека, а другой - если верит вся страна. Вот смотрите: сегодня хороший токарь, молодой парень, зарабатывает как минимум четыреста долларов на любом предприятии. И ему надо верить, что так и продолжится. А дальше, вместе со всей страной, он станет получать еще больше. Нужна стабильность. И еще - чтобы не мешали. Помощь должна быть не деньгами, деньги мы сами заработаем, а поддержкой".

Компания "Русские краски", входящая в группу "Спектр", пока не пользовалась финансовой поддержкой области. Но сейчас, при строительстве лакокрасочного завода, собирается воспользоваться льготами, поскольку проект большой, предприятие рискует, а льготы - это и выгода, и реальная поддержка. В планах - облигационный заем. "Краскам", естественно, хочется взять не дорого, а дешево. А поскольку заем и размещение акций - дело публичное, то "нужно себя показать". "Готовимся, сами учимся делать проекты. Понимаемые не только нами, но и инвесторами, - сказал нам Якушев. - Историю зарабатываем. Здесь логика простая. Хотите строить гастроном? А сколько вы их уже построили? Пока ни одного? Ну, извините. Вот когда штук десять сделаете, приходите, поговорим. Короче, мы тут вместе со страной опыт накапливаем. Думаю, год-два, и наши компании, обладающие определенными 'аксессуарами', будут готовы для приличного IPO".

Комфортные акты

"А не может ли Закон о стимулировании экономического развития быть использован для перетаскивания доходов из других регионов к вам?" - спросили мы Артура Сазонова. На что он с пугающей откровенностью ответил: "Безусловно. То есть, если кто-то захочет у нас зарегистрироваться и получать субвенции на развитие бизнеса здесь, мы это будем только приветствовать". А всем недовольным он рекомендовал посмотреть этот закон на сайте ЭРИМС. И просил не забывать, что придется давать субвенции тем своим, которые придут. Вы к этому готовы? Нет? Тогда извините - деньги потекут в Ярославскую область...

И текут. Люди приходят, регистрируются, получают субвенцию, а потом снова приходят и говорят: слушайте, давайте у вас где-нибудь вложим. Заодно и нам спокойней будет, и вам лучше. Получается следующий эффект: те, кто пришел со стороны, оставляют в бюджете области не только деньги, полученные ранее в качестве субвенции, но и проценты своей прибыли - в виде налогов. Естественно, что такая политика ярославской администрации нервирует чиновников других регионов.

Итак, в области появился капитал, появились деньги и возможность брать кредиты. Люди пришли строить. И тут их ждали сплошные затыки с согласованием архитектурных проектов. Ну не курьез ли, когда требуется ото всех согласование "под гребенку"? И если человек строит офис, в котором не будет ни газа, ни воды, то зачем ему эти темы согласовывать? - задумались в администрации. И губернатор Лисицын год назад поручил вице-губернатору по экономическим вопросам Сазонову заняться градостроительной деятельностью.

Так был создан департамент архитектуры и градостроительства. Этому департаменту, в частности, поручили разработать документы. Первый - о территориальных строительных нормах предпроектной и проектной подготовки строительства в Ярославской области, а второй - о порядке ввода объектов в эксплуатацию. Особо оговаривалось, что эти градостроительные акты должны быть максимально комфортны - и для малого, и для крупного бизнеса, и для частных застройщиков. То есть следовало минимизировать количество ступеней принятия проекта. Из этих актов позднее родился проект Закона о градостроительной деятельности.

"В этой сфере очень тяжело работать, - сетует Сазонов, - поскольку почти все регулируется федеральным законодательством. Но субъектам федерации дано право уменьшать количество тех или иных требований. Мы этим правом воспользовались и постарались сделать так, чтобы законодательные акты максимально благоприятствовали развитию бизнеса, а система согласований проектно-разрешительной документации стала прозрачной и понятной для всех участников процесса". В Законе о градостроительной деятельности есть уникальная статья, запрещающая требовать документы сверх четко оговоренного списка. Установлены жесткие сроки прохождения этих документов. И самое пикантное - установлена административная ответственность чиновников за нарушение этих сроков. "Не знаю, есть ли еще где-то в России такое решение, - говорит Сазонов. - Внесены изменения в налоговое законодательство об административной ответственности. Да, мы будем штрафовать чиновников. А чем они отличаются от других людей? Какой может быть двукратный рост ВВП, если на местах сидят люди, каждый из которых чувствует себя царьком? Да еще и безнаказанным. Чиновник должен быть наказуемым..."

Закон только что приняли во втором чтении. Внесены соответствующие изменения в областное законодательство об административной ответственности.

Незапланированные покупки

Если хочешь людей на что-то настроить, проведи PR-кампанию. Таковы законы брэндинга. Исходя из этого в ЭРИМС подумали, что надо не только добиваться денежных вливаний, но и ставить инвестиционный процесс в центр общественного внимания. И принялись настраивать людей на инвестиции. Поначалу сами говорили о проектах, приглашали телевидение, корреспондентов газет. Давали интервью. И ждали результатов. Ждут-ждут, открывают газету... а в ней - ничего. Директор департамента звонит редактору: "Ну что ж вы?" А редактор: "Знаете, это не очень волнует население. Есть темы более важные".

Как же, подумала Ирина Абросимова, неинтересно? Это же наше будущее. Будет у нас что-нибудь или ничего не будет? Ну как сделать, чтобы они услышали и узнали? Ведь если будут знать, то должны вовлечься. И население вовлеклось. С годами. "Я тогда массу литературы прочитала, - рассказала Ирина Викторовна, - чтобы узнать, как донести свои идеи тем, кто не хочет слушать. Даже на примере продаж. Вот, например, книга 'Как заставить купить незапланированную покупку'. Информация по инвестициям была не запланирована и никому на тот момент не нужна. Подумала: наверное, народ чиновников плохо воспринимает. И обратилась к практикам, на предприятия, осуществляющие инвестиционные проекты, - чтобы те сами рассказывали о них журналистам. Вот так постепенно, на положительных примерах, старались раскрутить эту тему. И, кажется, раскрутили. Надо стараться быть современными".

Сегодня в органах областной и муниципальной власти работают люди, отвечающие за инвестиции не факультативно, а непосредственно, каждый день. Благодаря соответствующему образованию они могут говорить с инвесторами на одном языке.

"Партнеры рассказывают нам о традиционных ошибках, из-за которых не строится работа со многими российскими регионами, - пояснила Ирина Абросимова. - Например, приехал в Индию директор российского предприятия. Договорились, ударили по рукам. Уехал. Дальше иностранцы начинают звонить в отдел сбыта. А там никто не говорит по-английски. Ждет, пока позовут переводчика. Наконец позвали. Поговорили. Дальше начинаются 'рабочие моменты': необязательность в проработках, отсутствие точной цены... То, что у них принято делать день в день, по факсу, по e-mail, у нас занимает неделю. Иностранцам это непонятно, и они идут искать того, кто готов продать. Немедленно и без проволочек. Проблема в том, что наши экспортеры не продают на экспорт, а хотят, чтобы у них покупали здесь. Не хотят шевелиться. И проигрывают. На этом фоне наши выглядят прогрессивно".

А объединили департамент инвестиций с департаментом международного сотрудничества, потому что инвестиции - это новые технологии. И пока - зарубежные. Хотелось бы брать российское, но если они дороже, менее эффективны или небезопасны, то зачем? Берут иностранное: "Холодмаш" - у Zanussi, "Русские краски" - у Италии и проч.

"Холодмаш", подававший заявку на инвестиционный проект одним из первых, только что провел реконструкцию. И, как ни тяжело было все внедрять, Ярославская область получила единственного на Центральную Россию производителя холодильного оборудования для всех сфер жизни и пытается выйти с ним на зарубежные рынки.

Один из значимых инвестиционных проектов области - строительство международного аэропорта Туношна. Казалось бы, зачем он Ярославлю, когда почти в двухстах километрах - Шереметьево и Домодедово? "Это очень важно для инвестиционного рейтинга региона, - пояснил нам Яков Якушев. - Некоторое время назад одна компания отказалась делать с нами проект - хотя ей было это интересно - из-за того, что до международного аэропорта более двух часов езды. А поскольку любой инвестиционный проект предполагает большое участие специалистов, то нужно сделать так, чтобы им было удобно приезжать, удобно работать и жить. Аэропорт нам нужен позарез. Хотя бы с двумя международными рейсами, до Гамбурга и, допустим, до Парижа, где можно пересаживаться на любые рейсы по всему миру".

Как скоро окупятся инвестиции? "Срок окупаемости не всегда главное, - считает Ирина Абросимова, - очень часто для инвестиционного проекта важнейшим является срок его реализации, срок внедрения новейших технологий и выход на рынок с новой продукцией. Но, думаю, например, лет за восемь 'Холодмаш' на нее выйдет. И тут опять возникают вопросы к законодательной власти: по поводу отмены налоговых инвестиционных льгот на срок окупаемости более пяти лет. Ведь ни один серьезный проект не имеет таких маленьких сроков окупаемости! Минимум - семь, восемь, пятнадцать... У нас ведутся переговоры с крупными инвесторами. Ну как может за пять лет окупиться проект в сто миллионов долларов? И не надо быть даже экономистом, чтобы понять: это не-ре-аль-но. И вот инвесторы нас спрашивают: 'А что, если мы в этот срок не уложимся?' Отвечаем: 'Приходите. Посмотрим, посчитаем...'"

"В регионе беспрекословно соблюдаются на всех уровнях данные инвестору обещания и достигнутые договоренности, - утверждает вице-губернатор. - Анатолий Иванович Лисицын имеет авторитет человека, не допустившего за время пребывания у власти ни одного срыва финансовых обязательств в Ярославской области несмотря на то, что были тяжелейшие времена, когда другие губернаторы шли по, как им казалось, легкому и безопасному пути - невыполнению своих обязательств. Ярославская область всегда рассчитывалась по своим долгам".

Взять власть

Центры развития муниципальных образований - еще один проект администрации Ярославской области, для стимулирования органов самоуправления, чтобы крутились как могли, привлекали инвестиции на своем уровне и не ставили палки в колеса развитию бизнеса. Нате, дескать, вам власть и финансовые источники и отвечайте перед народом: есть у вас доходы или нет.

В центрах можно получить юридическую помощь, научиться составлять бизнес-план и проч. Первые три были открыты как пилотные при помощи "Трансформ" (программы поддержки правительством Германии процесса перехода к рыночной экономике и демократизации в России и странах Восточной и Центральной Европы): немцы выделили средства, закупили оргтехнику, на семинарах обучили, как помогать начинающим предпринимателям. Нельзя сказать, что это работает как часы. Все в процессе. Проект запущен в 2001 году, и на сегодня из восемнадцати муниципальных образований центры есть в одиннадцати. Там, где хочет глава. Не хочет - не открывают. Но население уже задает вопросы: "А когда откроем?"

Реализация Закона о местном самоуправлении вызывает у администрации вопросы. "В Курской области, откуда я родом, - пояснил нам Артур Сазонов, - пятьсот два муниципальных образования. У каждого из них есть своя Дума. Пятьсот две Думы. И пусть там всего лишь по семь депутатов, но тем не менее. У каждого главы - свой аппаратик. Который только потребляет, а не производит. Всем нашим муниципальным образованиям губернатор передал доходные источники для пополнения казны. После реформы у нас будет, конечно, не пятьсот муниципальных образований, но сто восемьдесят точно. Придется тяжело, но выкрутимся как-нибудь. Как обычно".

Директор департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества администрации Ярославской области, доктор экономических наук Ирина Викторовна Абросимова и ее заместитель Игорь Николаевич Туляков трагически погибли 15 января в автомобильной катастрофе. Это случилось на дороге Москва-Холмогоры, когда они возвращались из Москвы.

Ирина Викторовна и Игорь Николаевич составляли редкий управленческий тандем, способствовавший экономическому прорыву в регионе. В значительной степени благодаря этим людям Ярославская область достигла столь высоких результатов в повышении инвестиционной привлекательности, достижении высокого уровня кредитоспособности, привлечения инвесторов и эффективности управления инвестиционным процессом.

Мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибших.

Источник: http://www.expert.ru


Возврат к списку новостей