Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства

Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства

Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства

Дмитрий Станиславович Мошкалёв

НИИ Транснефть; г. Москва, Россия


Аннотация

Введение. Стоимость строительства — важнейшая характеристика любого инвестиционно-строительного проекта. Проблема эффективного управления стоимостью строительства на протяжении жизненного цикла (ЖЦ) объекта приобретает особую актуальность в условиях нестабильности экономической ситуации. Успешное решение задач, связанных с планированием, оценкой и определением достоверной стоимости строительства, а также эффективным контролем ее изменения в процессе строительства, играет ключевую роль для всех участников инвестиционно-строительного процесса. Процесс управления стоимостью строительства объекта складывается из взаимосвязанных подпроцессов, реализуемых на разных стадиях ЖЦ объекта капитального строительства (ОКС): определения достоверной стоимости строительства на стадиях разработки предпроектной и проектной документации (ПД), контроля и удержания стоимости строительства на последующих стадиях разработки рабочей документации (РД), строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Объектом исследования является система взаимосвязанных практических (организационных, методологических и технологических) инструментов, применяющихся для решения задач управления стоимостью строительства на всех стадиях ЖЦ ОКС.

Материалы и методы. Выполнены сбор, систематизация и анализ данных о существующих процессах, методах и инструментах определения стоимости строительства на всех стадиях ЖЦ ОКС. Использованы методы системного подхода к исследованию, методы анализа и синтеза, экспертных и сравнительных оценок.

Результаты. Предложены основные принципы методологического подхода и система практических инструментов, составляющих комплексную систему управления стоимостью строительства ОКС.

Выводы. Предложенные методологические подходы и практические инструменты управления стоимостью строительства могут быть использованы при реализации инвестиционно-строительных проектов любой сложности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: планирование, управление, ценообразование в строительстве, стоимость строительства, проектная документация, рабочая документация, строительство

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мошкалёв Д.С. Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 11. С. 1513–1527. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.11.1513-1527

Автор, ответственный за переписку: Дмитрий Станиславович Мошкалёв, moshkalev@yandex.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Стоимость строительства1 — одна из важнейших характеристик объекта капитального строительства. В общепринятом понимании стоимость строительства объекта — это выраженные в денежной форме затраты на строительство производственных и непроизводственных основных фондов.

Стоимость строительства, как правило, не является постоянной величиной, неизменной на всем протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства — периода существования объекта капитального строительства, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство, техническое перевооружение, реконструкция линейных объектов, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, капитальный ремонт линейных объектов, ликвидация объекта2. На величину стоимости строительства влияет множество факторов как внутренних, так и внешних, изменяющихся в зависимости от стадии реализации проекта.

Достоверное определение стоимости строительства объекта, наряду с обеспечением безопасности и высокого уровня качества, – ключевая задача всех участников инвестиционно-строительного процесса, особенно для строек, финансируемых за счет средств государственных бюджетов различных уровней. При этом важно не только корректно рассчитать стоимость строительства при разработке проектной документации (ПД) и получить положительное заключение экспертизы по итогам проверки достоверности определения сметной стоимости, но и обеспечить необходимые для успешного поиска и выбора подрядчика и приемлемые для инвестора (технического заказчика) значения технико-экономических показателей проекта, и обеспечить удержание стоимости в ранее определенных лимитах в ходе строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

Целью данной статьи является разработка комплексной системы организационных, методологических и технологических инструментов управления стоимостью строительства объектов на всех стадиях жизненного цикла.

Для достижения указанной цели выполнены сбор, систематизация и анализ данных о текущем состоянии и методологических основах процесса определения стоимости строительства объектов на разных стадиях жизненного цикла, а также сведений о применяемых различными участниками инвестиционно-строительного процесса методах и инструментах определения и контроля стоимости строительства. С применением метода системного подхода определены наиболее эффективные из существующих, а также предложены новые инструменты управления стоимостью строительства объекта, которые интегрированы в комплексную систему управления стоимостью строительства, решающую задачи своевременной и точной оценки, проверки достоверности и контроля изменения стоимости строительства на разных стадиях жизненного цикла объекта.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В соответствии со сложившейся системой ценообразования в строительстве в Российской Федерации, процесс определения стоимости строительства объекта можно разделить на следующие основные этапы (рис. 1, табл. 1).

Этапы определения стоимости

Рис. 1. Этапы определения стоимости

Табл. 1 Этапы процесса определения стоимости строительства

Процессы Планирование капитальных вложений, разработка предпроектной документации (обоснование инвестиций) Разработка ПД Прохождение экспертизы, утверждение ПД Расчет начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), конкурсные процедуры (при необходимости), заключение контракта Разработка рабочей документации (РД), строительство, корректировка ПД и РД по несоответствиям, выявленным в ходе строительства
Вид стоимости Предельная (предполагаемая) сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету в составе обоснования инвестиций Сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету в составе ПД Сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету в составе ПД по результатам прохождения экспертизы ПД Сметная стоимость, учтенная в НМЦК. Цена контракта, определенная по итогам проведения торгов Сметная стоимость по разработанной РД. Фактическая стоимость объекта после завершения строительства
Основные методы определения стоимости
  • укрупненные нормативы цены строительства;
  • данные по стоимости объектов-аналогов и их отдельных составляющих;
  • расчеты с применением сметных норм и расценок;
  • расчеты на отдельные виды работ и затрат
  • расчеты с применением сметных норм и расценок;
  • расчеты на отдельные виды работ и затрат
  • расчеты с применением сметных норм и расценок;
  • расчеты на отдельные виды работ и затрат
  • распределение сметной стоимости строительства по конструктивным решениям (элементам) и комплексам (видам) работ и затрат с учетом тендерного снижения
  • расчеты с применением сметных норм и расценок;
  • расчеты на отдельные виды работ и затрат

На различных этапах процесса определения стоимости строительства применяются различные методологические подходы к ценообразованию, предполагающие поэтапное повышение точности расчетов [1]. На предпроектной стадии стоимость строительства определяется с применением системы укрупненных показателей цены строительства, а также данных по стоимости строительства объектов-аналогов. На стадиях разработки ПД и РД сметная стоимость определяется, как правило, с применением федеральных, территориальных или отраслевых сметных нормативов – сметных норм, единичных расценок и их отдельных составляющих3. В рамках реформы государственной системы ценообразования в строительстве осуществляется постепенный переход от применения базисно-индексного к ресурсно-индексному и ресурсному методу определения сметной стоимости строительства, призванному повысить точность сметных расчетов. Кроме этого, несомненным достоинством действующей системы ценообразования является ее изученность и практическое применение, а также постоянное совершенствование, включающее разработку и поддержание в актуальном состоянии отдельных нормативно-методических документов и сметных норм.

Основным недостатком действующей отечественной системы ценообразования в строительстве является отсутствие общепринятого системного подхода к управлению стоимостью строительства объекта на всем протяжении жизненного цикла. Применяемые на различных стадиях жизненного цикла объекта методы и инструменты планирования, оценки и контроля стоимости не связаны между собой и решают локальные задачи, характерные для конкретной стадии. Отсутствует общепринятая и понятная методология «сквозного» управления стоимостью строительства, в рамках которой решение задач, стоящих перед участниками инвестиционно-строительного процесса на разных стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства, было бы подчинено общей цели – определению «справедливой» цены строительства объектов различного назначения и уровня сложности.

В настоящее время для разных стадий жизненного цикла объекта, как правило, характерно отсутствие достоверных данных о планируемой, фактической и прогнозируемой стоимости строительства объекта, а стоимость строительства подвержена значительным и неконтролируемым изменениям вследствие влияния множества факторов, не учитываемых действующей системой ценообразования в строительстве. На практике задачи определения достоверной стоимости строительства на этапе планирования капитальных вложений и эффективного управления стоимостью строительства в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта часто оказываются невыполнимыми для большинства его участников [2].

Характерная для текущей системы ценообразования в строительстве динамика изменения стоимости строительства (на примере объектов, финансируемых за счет бюджетных средств) представлена на рис. 2.

Динамика изменения стоимости

Рис. 2. Динамика изменения стоимости строительства

На предпроектной стадии, ввиду отсутствия необходимых для проектирования объекта исходных данных и сжатых сроков, оценка стоимости проводится без глубокой проработки проекта. Техникоэкономические показатели (ТЭП) проектируемого объекта определяются с низкой степенью точности. Соответственно, подбираются не всегда сопоставимые по ТЭП объекты-аналоги.

Полученная в результате таких расчетов стоимость учитывается в разрабатываемом на предпроектной стадии обосновании инвестиций (ОБИН), утверждается заказчиком как целевой ориентир, и используется в дальнейшем для обоснования и подтверждения требуемых лимитов финансирования на строительство объекта, и фиксируется в задании на проектирование (ЗНП) как предельная стоимость строительства объекта. Зачастую лимит стоимости определяется директивно заказчиком перед началом предпроектной стадии исходя из выделенных лимитов финансирования. При этом полный комплекс работ и затрат, связанных с реализацией проекта, подлежащий учету при оценке сметной стоимости на предпроектной стадии для повышения ее достоверности [3], не учитывается.

Проектная организация разрабатывает ПД на основании утвержденного заказчиком ЗНП. В процессе разработки ПД, в связи с уточнением исходных данных об объекте проектирования, основные проектные решения, принятые на предпроектной стадии, уточняются, иногда пересматриваются частично или даже полностью. Это неизбежно оказывает влияние на сметную стоимость строительства и, как правило, приводит к превышению предельной стоимости. Заказчик либо отказывается от реализации проекта в связи с отсутствием необходимого финансирования, либо заставляет проектную организацию исключать из ПД «лишние», на его взгляд, объемы работ и затрат, влияющие на сметную стоимость, с целью уложиться в рамки предельной стоимости, либо, в редких случаях, корректирует ЗНП в части увеличения предельной стоимости строительства.

При прохождении экспертизы сметная стоимость корректируется по результатам устранения замечаний, как правило в сторону уменьшения4. Комплект ПД, в том числе сводный сметный расчет стоимости строительства, содержащий сведения о сметной стоимости строительства, утверждается заказчиком.

В дальнейшем, на стадии строительства, вследствие недостаточной степени проработки проектных решений на стадии ПД возникает значительное количество несоответствий и «белых пятен», требующих корректировки ПД, РД и, соответственно, сметной стоимости. Зачастую такие изменения бесконтрольны, что приводит к дальнейшему увеличению сметной стоимости строительства объекта.

В результате сметная стоимость на стадии строительства может расти непредсказуемо и в итоге может значительно отличаться от определенной ранее предельной стоимости строительства объекта. В условиях нестабильной экономической ситуации существенное влияние на стоимость строительства оказывает неконтролируемое изменение стоимости материально-технических ресурсов и оборудования (МТР), используемых в строительстве. Для строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, эта проблема стоит наиболее остро, так как внедряемая государственная система сбора и мониторинга информации о ценах строительных ресурсов не решает всех поставленных перед ней задач [4].

В качестве основных факторов изменения стоимости строительства в рамках сложившейся системы ценообразования в строительстве можно выделить следующие:

  • некачественное планирование проекта;
  • отсутствие, недостаточность или изменение исходных данных для проектирования;
  • недостаточное качество и глубина проработки проектно-сметной документации;
  • отсутствие эффективного механизма мониторинга и сбора данных о стоимости строительных ресурсов;
  • недостаточная квалификация персонала;
  • несовершенство действующей нормативно-технической и сметно-нормативной базы;
  • несоответствие стоимости работ и затрат, определенной в сметной документации, принятым в ПД проектным решениям;
  • искусственное занижение стоимости строительства (на этапах государственной экспертизы ПД и проведения конкурсных процедур по заключению контрактов на строительство);
  • неэффективное управление и организация строительного производства;
  • прочие внешние факторы, не зависящие от участников процесса (инфляционные и валютные риски, изменение законодательных и нормативных требований, налоговые риски, климатические изменения и т.п.).

Для уменьшения негативного влияния указанных факторов на процесс определения и изменения стоимости строительства участникам инвестиционно-строительного процесса необходимо на каждой стадии жизненного цикла объекта предпринимать определенные действия с применением соответствующих методов и инструментов. Таким образом, разработка комплексной системы взаимосвязанных методов и инструментов управления стоимостью строительства (КСУСС), позволяющей минимизировать риски непрогнозируемого и неконтролируемого изменения стоимости строительства на всем протяжении жизненного цикла объекта, представляет определенный научно-практический интерес [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт организации инвестиционно-строительной деятельности [6–8], можно сделать вывод, что процесс управления стоимостью строительства с точки зрения КСУСС условно делится на две стадии: стадию планирования и определения достоверной стоимости строительства и стадию контроля и удержания стоимости в ранее определенных пределах.

Основная задача первой стадии (в нее входят этапы планирования, разработки предпроектной и ПД, прохождение государственной экспертизы, заключение контракта на СМР) — определение стоимости строительства с максимально возможной и доступной степенью достоверности, с учетом имеющихся данных и ограничений, оценки рисков и неопределенности.

Задачи второй стадии (в нее входят этапы разработки РД, строительства и ввода объекта в эксплуатацию) — контроль хода реализации проекта и стоимости строительства и принятие мер по удержанию стоимости в пределах, определенных на первой стадии.

В комплексной системе управления стоимостью строительства на каждой стадии применяются взаимосвязанные инструменты, которые могут быть разделены на следующие группы:

  • организационные инструменты (система процессов, процедур и операций, формализованных в виде организационно-распорядительных документов);
  • методологические инструменты (система нормативно-методических документов);
  • технологические инструменты (единое информационное пространство, информационно-справочные и аналитические системы, обеспечивающие хранение и обмен информацией) [1].

Данные методы и практические инструменты КСУСС, в зависимости от решаемых задач и стадии жизненного цикла объекта, применяются различными участниками инвестиционно-строительного проекта — застройщиком (инвестором), техническим заказчиком, генеральным проектировщиком, генеральным подрядчиком, субподрядными проектными и строительными организациями. Применение данных инструментов особенно эффективно при реализации комплексных контрактов с инжиниринговой схемой управления проектами (при которых проектирование, строительство и комплектация объекта осуществляется «под ключ» одной и той же организацией, оказывающей услуги строительного инжиниринга), востребованных и активно применяющихся в отечественной и международных практиках [9–11].

Основные практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства объектов капитального строительства (на примере объектов, строительство которых финансируется за счет бюджетных средств) представлены на рис. 3 и далее по тексту.

Практические инструменты

Рис. 3. Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства объектов

  1. Планирование капитальных вложений.
    1. Организационные инструменты.
      1. Сбор и согласование предварительных исходных данных для проектирования объекта
      2. Разработка, согласование и утверждение ОБИН, включающего:
        • основные проектные решения и основные технико-экономические показатели (целевые);
        • формирование предполагаемой структуры сметной стоимости работ и затрат и предварительный расчет предельной (целевой) стоимости строительства объекта;
        • укрупненный «сквозной» график проектирования, строительства и ввода объекта с указанием ключевых вех и взаимосвязей между ними («сквозной» КСГ проекта или целевой график реализации проекта);
        • оценку экономической эффективности проекта и анализа чувствительности;
        • оценку рисков и неопределенностей.
      3. Сбор и согласование предварительных исходных данных для проектирования объекта
    2. Методологические инструменты.
      1. Порядок организации сбора и согласования исходных данных для проектирования.
      2. Форма перечня исходных данных для проектирования.
      3. Требования к составу и содержанию ОБИН.
      4. Методика проведения оценки экономической эффективности, анализа чувствительности, оценки и анализа рисков и неопределенностей.
      5. Методика расчета предельной (предполагаемой) сметной стоимости строительства на основании:
        • укрупненных показателей стоимости;
        • данных объектов-аналогов;
        • экспертных оценок;
        • данных о стоимости основного технологического оборудования и его аналогов;
        • предельных значений ТЭП, обеспечивающих экономическую целесообразность и эффективность проекта.
      6. Форма сбора исходных данных для расчета стоимости строительства объекта на основании укрупненных показателей стоимости и данных объектов-аналогов.
      7. Перечень прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (ССР).
      8. Методика формирования, требования к составу и содержанию «сквозного» КСГ строительства объекта.
      9. Формы задания на проектирование и технического задания.
      10. Перечень ТЭП проектируемого объекта (чек-лист).
    3. Технологические инструменты.
      1. База данных объектов-аналогов.
      2. База данных укрупненных показателей стоимости строительства.
      3. База данных типовых элементов КСГ.
      4. ПО и автоматизированные формы для расчета денежных потоков и оценки экономической эффективности проектов.
      5. ПО для проектирования (включая проектирование с применением технологий информационного моделирования), сметное ПО.
      6. Информационно-аналитическая система планирования и управления строительством.
  2. Разработка ПД.
    1. Организационные инструменты.
      1. Утверждение:
        • ЗНП на разработку ПД;
        • уточненного перечня исходных данных;
        • целевых ТЭП (включая предельную стоимость строительства).
      2. Формирование уточненной структуры сметной стоимости работ и затрат:
        • уточнение перечня объектов (зданий и сооружений);
        • уточнение состава работ и затрат по объектам (конструктивные элементы, комплексы работ, виды работ и затрат).
      3. Периодический контроль хода разработки разделов ПД (анализ «план-факт»):
        • контроль сроков выполнения этапов работ;
        • попозиционный контроль выполнения требований ЗНП в части состава и объемов работ, влияющих на сметную стоимость.
      4. Итоговая проверка технической части ПД на соответствие требованиям ЗНП с точки зрения учета объемов работ и затрат, влияющих на сметную стоимость.
      5. Разработка сметной части ПД (включая раздел ПОС, ведомости объемов работ и спецификации МТР) в соответствии со структурой сметной стоимости и «сквозного» КСГ проекта.
      6. Выполнение конъюнктурного анализа цен (КА) на МТР, учтенных в ПД, согласование результатов КА с Заказчиком, анализ и проверка со стороны Заказчика результатов КА с целью исключения необоснованного увеличения стоимости.
      7. Определение перечня прочих работ и затрат, учитываемых в ССР.
      8. Детализация «сквозного» КСГ с учетом:
        • структуры сметной стоимости работ и затрат;
        • распределения объемов работ и затрат в соответствии с технологической последовательностью и взаимосвязями;
        • привязки объемов и стоимости строительных ресурсов к элементам КСГ (комплексу, виду работ, конструктивному или технологическому элементу).
      9. Выходной технический совет по рассмотрению ПД («внутренняя экспертиза» ПД с участием Заказчика).
      10. Расчет, проверка и утверждение значений контрольных показателей стоимости строительства.
    2. Методологические инструменты.
      1. Приказ о разработке ПД (наименование и описание объекта, основания для разработки, основные ТЭП, ответственные лица, сроки выполнения работ, требования к результатам и т.д.).
      2. График выполнения проектных работ, форма сбора данных о ходе выполнения проектных работ.
      3. Требования к составу и содержанию разделов ПД.
      4. Состав и форма ведомостей объемов основных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ.
      5. Методика расчета сметной стоимости строительства на основании:
        • структуры объемов работ и затрат по объекту, ресурсно-технологических моделей;
        • данных об объемах и стоимости ресурсов (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, стоимость МТР и оборудования);
        • расчетов стоимости прочих работ и затрат, включаемых в стоимость строительства;
        • корректирующих коэффициентов и индексов пересчета сметной стоимости;
        • иных сметных нормативов.
      6. Форма контроля стоимостных показателей проекта.
      7. Заключение о соответствии ПД требованиям ЗНП и ТЗ.
    3. Технологические инструменты.
      1. Шаблоны ВОР и спецификаций, включая сопоставительные (при внесении изменений в ПД), шаблоны локальных смет (сметных расчетов).
      2. Типовые элементы сметных расчетов (разделы локальных сметных расчетов на определенные виды работ).
      3. База данных МТР.
      4. ПО для календарно-сетевого планирования, контроля и прогнозирования проектных работ
      5. ПО для проектирования (включая проектирование с применением технологий информационного моделирования), сметное ПО.
      6. Информационно-аналитическая система планирования и управления проектированием.
  3. Прохождение экспертизы ПД.
    1. Организационные инструменты.
      1. Прохождение экспертизы ПД и проверки сметной документации на предмет достоверности определения сметной стоимости (при необходимости) с контролем вносимых изменений по замечаниям и влияния изменений на стоимость строительства объекта.
      2. Утверждение ПД, определение окончательных ТЭП объекта.
    2. Методологические инструменты.
      1. График прохождения экспертизы.
      2. Реестр замечаний экспертизы и корректирующих мероприятий для их устранения.
      3. Ведомость изменения сметной стоимости по результатам прохождения экспертизы.
      4. Приказ об утверждении ПД.
    3. Технологические инструменты.
      1. Шаблоны ВОР и спецификаций, включая сопоставительные (при внесении изменений в ПД), шаблоны локальных смет (сметных расчетов).
      2. ПО для календарно-сетевого планирования, контроля и прогнозирования проектных работ
      3. ПО для проектирования (включая проектирование с применением технологий информационного моделирования), сметное ПО.
      4. Информационно-аналитическая система планирования и управления проектированием.
  4. Заключение контракта на строительство.
    1. Организационные инструменты.
      1. Формирование НМЦК (сметы контракта):
        • распределение объемов и стоимости по периодам в соответствии со структурой сметной стоимости, «сквозного» календарно-сетевого графика (КСГ) проекта и графика выполнения подрядных работ;
        • расчет прогнозной стоимости строительства объекта с учетом индексов изменения сметной стоимости и индексов-дефляторов;
        • детализация позиций сметы контракта (при необходимости) для обеспечения удобства приемки и оплаты выполненных работ.
      2. Оценка экономической целесообразности участия в проекте (для генподрядной организации):
        • оценка соответствия объемов работ и затрат, учтенных в технической и сметной частях ПД;
        • оценка возможности изменения цены контракта в ходе его реализации;
        • учет особенностей закрытия выполненных работ по контракту;
        • проверка корректности составления ВОР, комплексов работ и конструктивных элементов в проекте сметы контракта (технологическая последовательность выполнения отдельных этапов работ, сроки начала и окончания, содержание и объемы работ, учет сопутствующих и вспомогательных работ, необходимых для сдачи этапа);
        • проверка соответствия графика выполнения работ, графика оплаты выполненных работ и сметы контракта;
        • проверка способа учета стоимости лимитированных затрат по ССР.
      3. Формирование бюджета строительства (реестр планируемых расходов с распределением по статьям (видам работ) в соответствии с графиком выполнения работ), анализ и оценка рисков и неопределенностей, разработка плана мероприятий по управлению рисками.
    2. Методологические инструменты.
      1. Методика формирования НМЦК (сметы контракта).
      2. Перечень основных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ.
      3. Методика оценки целесообразности участия в инвестиционно-строительном проекте (чеклист для экспресс-оценки, методика проведения входного контроля, контрольные показатели стоимости по видам работ и затрат).
      4. Чек лист проверки соответствия и качества ПД.
      5. Методика формирования планового бюджета строительства на основе структуры сметной стоимости работ и затрат, «сквозного» КСГ проекта, сметы контракта и резервов на управление рисками.
    3. Технологические инструменты.
      1. Сметное ПО
      2. Информационно-аналитическая система планирования и управления строительством.
  5. Разработка РД, строительство, ввод в эксплуатацию.
    1. Организационные инструменты.
      1. Разработка состава и графика разработки РД:
        • формирование состава и РД (перечня комплектов РД) в соответствии с сквозным КСГ проекта, графиком выполнения подрядных работ, сметой контракта;
        • привязка сроков разработки каждого комплекта РД к соответствующим позициям «сквозного» КСГ.
      2. Контроль и управление несоответствиями (изменениями), выявленными на стадии строительства, при разработке РД:
        • оформление изменений в виде технических решений с расчетом стоимости изменений и трехсторонним согласованием (технический заказчик, проектная и подрядная организации);
        • ведение реестра принятых технических решений с оценкой стоимости изменений;
        • периодическое внесение необходимых изменений в ПД на основании принятых технических решений;
        • корректировка «сквозного» КСГ проекта, графика разработки РД в соответствии с внесенными в ПД изменениями.
      3. Мониторинг и контроль соответствия затрат (попозиционное сравнение затрат ПД-РД в разрезе позиций «сквозного» КСГ строительства и сметы контракта).
      4. Выходной технический контроль РД (оценка соответствия разработанного комплекта РД утвержденной ПД и РД по смежным специальностям с применением чек-листов).
      5. Детализация КСГ проекта с учетом:
        • сроков и объема выполнения подготовительных и обеспечивающих работ и мероприятий (для каждой позиции КСГ должны быть указаны предшествующие события, без которых выполнение работы в срок невозможно (разработка и выдача «в производство работ» комплекта РД, закупка и поставка материально-технических ресурсов и оборудования (МТР)));
        • привлечение субподрядчика (при необходимости).
      6. Актуализация планового бюджета строительства (при необходимости). Формирование графика движения трудовых и нетрудовых ресурсов. Формирование графика закупки МТР, строительной техники.
      7. Определение перечня работ, для выполнения которых целесообразно привлечение субподрядных организаций с точки зрения экономической целесообразности.
      8. Определение перечня МТР, закупку которых целесообразно осуществлять генподрядной организации и передавать субподрядчикам в качестве давальческих материалов
      9. Формирование месячно-суточных графиков выполнения работ, в том числе для субподрядчиков.
      10. Мониторинг исполнения планового бюджета строительства, включая анализ использования резервов на управление рисками, ведение фактического бюджета строительства.
      11. Контроль работ и затрат по объекту:
        • раздельный учет затрат по различным объектам;
        • попозиционный контроль соответствия затрат в разрезе позиций сметы контракта (сравнение планфакт) с разбивкой на элементы затрат (материалы, эксплуатация машин и механизмов, заработная плата);
        • определение ответственных за контроль и обеспечение соответствия затрат.
      12. Контроль ценообразования при закупках МТР, сравнение фактической стоимости материалов со сметной и рыночной, обеспечение постоянного мониторинга рынка МТР.
      13. Еженедельный (при наличии проблем — ежедневный) контроль и анализ выполнения месячных и общего графиков (сравнение «план-факт»), выявление причин отставания и возможных убытков, прогнозирование сроков завершения отдельных этапов работ и строительства в целом.
      14. Мониторинг и выявление несоответствий ПД, оформление выявленных несоответствий в виде технических решений с расчетом стоимости изменений, согласование технических решений.
      15. Обеспечение корректировки ПД в случае необходимости в соответствии с принятыми техническими решениями, корректировка КСГ строительства и сметы контракта.
      16. Контроль выполнения графика закупок и поставок МТР.
      17. Составление и ведение сводной сметы строительства по фактическим затратам.
      18. Проведение еженедельного мониторинга и анализа затрат (сравнение «план-факт» по позициям КСГ строительства и сметы контракта). В случае выявления превышения фактических затрат над плановыми или повышенного расхода ресурсов — детальный анализ по элементам затрат с целью выявления источника повышенных затрат.
      19. Составление и ведение сметы неучтенных затрат (учет затрат, компенсируемых заказчиком в счет резерва на непредвиденные расходы и затраты).
      20. Выявление и внесение в специальный реестр необеспеченных финансированием работ и затрат, которые не были предусмотрены проектом.
      21. Детализация («разукрупнение») КСГ и корректировка сметы контракта при необходимости закрытия мелких объемов выполненных работ
    2. Методологические инструменты.
      1. Приказ о разработке РД, состав и график разработки РД, соответствующие позициям «сквозного» КСГ проекта, графику выполнения подрядных работ, смете контракта.
      2. Методика расчета сметной стоимости строительства на основании:
        • структуры объемов работ и затрат по объекту, ресурсно-технологических моделей;
        • данных об объемах и стоимости ресурсов (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, стоимость МТР и оборудования);
        • расчетов стоимости прочих работ и затрат, включаемых в стоимость строительства;
        • корректирующих коэффициентов и индексов пересчета сметной стоимости;
        • иных сметных нормативов.
      3. Регламент управления несоответствиями (изменениями), выявленными при разработке РД.
      4. Форма технического решения и расчета изменения стоимости, реестр принятых технических решений.
      5. Форма сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости на стадии РД по сравнению с ПД.
      6. Регламент корректировки ПД по несоответствиям, выявленным в ходе разработки РД и строительства.
      7. Методика идентификации и оценки рисков, разработки мероприятий по управлению и контролю рисков.
      8. КСГ выполнения подрядных работ, график движения трудовых и нетрудовых ресурсов, график закупки МТР, строительной техники.
      9. Методика оценки экономической целесообразности привлечения субподрядных организаций.
      10. Методика формирования месячносуточных графиков и сбора информации о ходе выполнения работ.
      11. Приказ о контроле и учете затрат по объекту (регламент учета и контроля затрат).
      12. Регламент управления несоответствиями (изменениями) в ПД и РД, выявленными в ходе строительства, форма и реестр принятых технических решений.
      13. Форма сводной сметы строительства по фактическим затратам.
      14. Форма сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости на стадии строительства.
      15. Реестр необеспеченных финансированием работ и затрат, которые не были предусмотрены при составлении ТЗ на ПИР и СМР.
      16. Методика расчета стоимости МТР с учетом условий приобретения и поставки, сравнения фактической стоимости МТР со сметной и рыночной.
    3. Технологические инструменты.
      1. Типовые элементы сметных расчетов (разделы локальных сметных расчетов на определенные виды работ).
      2. База данных МТР, включающая транспортные схемы доставки.
      3. ПО для календарно-сетевого планирования, контроля и прогнозирования сроков выполнения подрядных работ
      4. ПО для проектирования (включая проектирование с применением технологий информационного моделирования), сметное ПО, учетное ПО.
      5. Информационно-аналитическая система планирования и управления проектированием и строительством.
  6. Анализ результатов выполнения проекта.
    1. Организационные инструменты.
      1. Формирование и актуализация типовых перечней исходных данных для проектирования, с разбивкой по типам объектов.
      2. Формирование и актуализация справочников сметной и фактической стоимости ресурсов:
        • затраты на оплату труда;
        • затраты на эксплуатацию машин и механизмов;
        • МТР
        • оборудования.
      3. Актуализация базы данных технических и стоимостных характеристик МТР (накопление обосновывающих материалов по стоимости ресурсов, обеспечение возможности оперативного подбора аналогов МТР).
      4. Анализ и оптимизация транспортных схем доставки МТР.
      5. Формирование и актуализация базы данных ресурсно-технологических моделей выполнения СМР (набор строительных ресурсов, оборудования и прочих составляющих в натуральном и стоимостном выражении, необходимых для выполнения конструктивного элемента, комплекса (вида) работ или для возведения объекта в целом по принятой технологии, в базовых и в текущих ценах).
      6. Формирование и актуализация базы данных укрупненных нормативов цены строительства и ТЭП объектов-аналогов, формирование калькуляций затрат на единичный показатель по видам работ (тыс. руб. на 1 м3, 1 м2, п.м. и т.п.).
      7. Внесение в специальный реестр (классификатор) типовых ошибок или недоработок проекта, приводящих к превышению предельной стоимости строительства.
    2. Методологические инструменты.
      1. Формирование и актуализация методических рекомендаций по разработке сметной документации («база знаний инженера-сметчика», учитывающая накопленный коллективный опыт по вопросам ценообразования и сметного нормирования в проектировании и строительстве):
        • учет особенностей ценообразования;
        • решения по спорным вопросам;
        • типовые расчеты и т.п.
      2. Формирование и актуализация методических рекомендаций по идентификации и оценке рисков, разработке мероприятий по контролю и управлению рисками.
      3. Актуализация чек-листов по проверке качества и полноты ПД и РД.
      4. Актуализация регламента учета затрат по проекту с последующей корректировкой преддоговорной, договорной, закупочной и производственной деятельности.
      5. Уточнение требований к составу и содержанию разделов ПД и РД (в том числе ПОС) с целью минимизации необеспеченных финансированием затрат на стадии строительства объекта.
      6. Актуализация шаблонов ВОР и спецификаций МТР и методических рекомендаций по их заполнению.
      7. Формирование и актуализация перечня прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства.
      8. Формирование предложений по разработке новых и актуализации существующих сметных нормативов.
    3. Технологические инструменты.
      1. База данных МТР, включающая транспортные схемы доставки, справочники сметной и фактической стоимости ресурсов.
      2. База данных ресурсно-технологических моделей СМР.
      3. База данных укрупненных показателей стоимости строительства и ТЭП объектов-аналогов.
      4. Реестр типовых ошибок проектирования.
      5. «База знаний инженера-сметчика».
      6. ПО для календарно-сетевого планирования, контроля и прогнозирования подрядных работ
      7. ПО для проектирования (включая проектирование с применением технологий информационного моделирования), сметное ПО, учетное ПО.
      8. Информационно-аналитическая система планирования и управления проектированием и строительством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Предложенный методический подход и система методологических, организационных и технологических практических инструментов по его реализации основаны на действующих нормативно-правовых актах в области архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также на «лучших практиках» и опыте выполнения работ по проектированию и строительству объектов различной степени сложности.

Элементы комплексной системы управления стоимостью строительства могут применяться отдельно для решения частных задач, связанных со стоимостью строительства объекта, однако наибольший эффект достигается за счет их системного применения. Системное применение практических инструментов управления стоимостью обеспечивает возможность определения стоимости строительства с высокой степенью достоверности на предпроектной и проектной стадиях, эффективного контроля и удержания стоимости в ранее определенных пределах на стадиях строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

С внедрением КСУСС среди участников инвестиционно-строительного процесса создается единое методологическое и информационное поле для взаимодействия, в рамках которого появляется возможность своевременно получать информацию, оперативно реагировать на изменения и принимать соответствующие управленческие решения.

Применение на практике предложенных практических КСУСС приведет к ряду существенных количественных и качественных эффектов для всех участников инвестиционно-строительного процесса:

  • обеспечению «сквозного» планирования реализации инвестиционно-строительного проекта с предварительной оценкой объемов работ, затрат ресурсов и стоимости строительства объекта в целом и отдельных его элементов, с последующей оценкой фактического и прогнозного уровня контролируемых показателей;
  • повышению достоверности определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта на этапах планирования капитальных вложений и разработки предпроектной документации за счет формирования и постоянной актуализации базы данных ТЭП объектов-аналогов и укрупненных нормативов цены строительства, формирования и согласования исходных данных для проектирования, оценки рисков и границ изменения предполагаемой (предельной) стоимости строительства на последующих этапах;
  • обеспечению обоснованного определения целевых ТЭП и удельных показателей стоимости строительства проектируемого объекта на стадии разработки ПД за счет более глубокой проработки предпроектной документации;
  • минимизации случаев несоответствия объемов и стоимости работ и затрат, учтенной в технической и сметной частях ПД;
  • минимизации отклонений стоимости строительства объекта на этапе проектирования и в процессе строительства объекта;
  • постоянному накоплению и актуализации данных о ТЭП реализованных объектов, фактической стоимости строительства объекта и отдельных его составляющих, стоимости использованных материально-технических, трудовых и других ресурсов;
  • постоянному повышению качества планирования и оценки капитальных вложений в реализацию будущих объектов.

Главными заинтересованными во внедрении и применении КСУСС при реализации инвестиционно-строительных проектов сторонами представляются застройщик (инвестор) и технический заказчик. На техническом заказчике лежит ответственность, в том числе, за проверку сроков выполнения работ и их стоимости, а также принятие мер по эффективному использованию выделяемых заказчиком-застройщиком (инвестором) денежных средств5.

Проектной организации для выполнения целей внедрения КСУСС необходимо реорганизовать процесс проектирования таким образом, чтобы инженеры-проектировщики принимали не просто проектные технические решения, а экономически обоснованные проектные технические решения, основанные на предварительном анализе и проработке альтернативных вариантов. В современных условиях для инженеров-проектировщиков критически важным становится умение понимать взаимосвязь объемов работ и их стоимости. В рамках КСУСС в процессе выработки проектных решений необходима параллельная работа инженеров-проектировщиков и инженеров-сметчиков с целью обеспечения возможности оперативного расчета стоимости возможных вариантов проектных решений и повышения степени точности оценки стоимости. Решение данной задачи значительно облегчается при применении технологий информационного моделирования при проектировании объектов, позволяющих осуществлять сбор, хранение и комплексную обработку в процессе проектирования всей технической, экономической и иной информации о проектируемом объекте со всеми взаимосвязями и зависимостями [12, 13].

Таким образом, инженеры-проектировщики и инженеры-сметчики должны совместно определять возможные варианты и стоимость проектных решений, оценивать их приоритетность с точки зрения технической реализуемости и экономической эффективности для формирования стоимости строительства с высокой степенью точности. Системное применение элементов КСУСС позволит всем участникам перейти к ресурсному методу определения стоимости строительства, обеспечит более высокую точность оценки стоимости [14].

Задачей подрядной организации в рамках КСУСС является внимательное рассмотрение проектно-сметной документации на стадии проведения конкурсных процедур и подготовки к заключению контракта на выполнение работ, анализ контрактного графика с точки зрения его реалистичности и оптимальности с точки зрения объемов, их распределения по времени, сроков и стоимости выполнения работ, и последующее исполнение заключенного контракта с постоянным мониторингом и анализом себестоимости выполнения работ.

Для обеспечения успешного функционирования КСУСС и повышения конкурентоспособности подрядных и инжиниринговых компаний требуется наличие в организациях, участвующих в процессе строительства объектов капитального строительства, персонала высокой квалификации, мотивация участников процесса на решение задач соблюдения качества, сроков и стоимости строительства, а также перенастройка привычных процессов и методов управления инвестиционно-строительными проектами [15–17]. В условиях непрерывного увеличения количества и скорости обмена информацией, связанной с реализацией ИСП, важнейшую роль играют инструменты систематизации и оптимизации потоков информации с широким внедрением технологий информационного моделирования на стадиях проектирования и строительства [18, 19–21], календарно-сетевого планирования и прогнозирования, а также управления проектами.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей проработки методических подходов, организационных и технологических инструментов системы управления стоимостью строительства объектов различного назначения и уровня сложности на всем протяжении их жизненного цикла с целью повышения уровня достоверности определения сметной стоимости, повышения эффективности капитальных вложений, а также минимизации отклонений между запланированной, договорной и фактической стоимостью строительства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Ляпин А.В., Ляпин В.Ю. Анализ требований к системе ценообразования в строительстве // Вестник МГСУ. 2012. № 10. С. 254–259. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.6.697-708 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17994425
  2. Колосова Е.В., Сухачев К.А. Анализ проблем реализации строительных проектов // PRoAtom.ru. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?file=print&name=News&sid=3743.
  3. Журавлев П.А., Марукян А.М. Обоснование планируемой стоимости инвестиционно-строительных проектов // Вестник МГСУ. 2020. Т. 15. № 12. С. 1693-1707. DOI: 10.22227/1997-0935.2020.12.1693-1707 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44896391
  4. Силка Д.Н. Новые технологии повышения достоверности стоимостных расчетов строительных проектов // Научное обозрение. 2017. № 20. С. 84–89.
  5. Мухаррамова Э.Р., Файзуллин И.Э., Ажимова Л.И. Стоимостной инжиниринг: формирование стоимости строительства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 16. С. 2317–2336. DOI: 10.18334/rp.18.16.38234
  6. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., Жаров Я.В. Математическое описание информационного взаимодействия в инвестиционно-строительной деятельности // Вестник МГСУ. 2014. № 5. С. 170–175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21495103
  7. Королевский К.Ю. О техническом регулировании в строительстве // БСТ: бюллетень строительной техники. 2011. № 1. С. 15–16.
  8. Aziz N.D., Nawawi A.H., Ariff R.M. ICT evolution in facilities Management (FM): Building information modelling (BIM) as the latest technology // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 234. Pp. 363–371. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.253
  9. Гинзбург А.В. Информационная модель жизненного цикла строительного объекта // Промышленное и гражданское строительство. 2016. № 9. C. 61–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27158900
  10. Гусакова Е.А. Информационное моделирование жизненного цикла проектов высотного строительства // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 1 (112). С. 14–22. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.1.14-22 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32358161
  11. Dulaimi M.F., Ling F.Y., Bajracharya A. Organizational motivation and inter-organizational interaction in construction innovation in Singapore // Construction Management and Economics. 2003. Vol. 21. Issue 3. Рp. 307–318. DOI: 10.1080/0144619032000056144
  12. Румянцева Е.В., Манухина Л.А. BIMтехнологии: подход к проектированию строительного объекта как единого целого // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 5 (18). С. 33–36. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.6.697-708
  13. Кузина О.Н. Информационное моделирование стоимости объекта строительства на каждом этапе жизненного цикла // Научно-технический вестник Поволжья. 2019. № 1. С. 107–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36971441
  14. Куцыгина О.А., Галицын Г.Н. Развитие ценообразования в строительной отрасли и управление жизненным циклом зданий // Экономика строительства. 2017. № 6 (48). С. 12–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30558829
  15. Прохорова Ю.С. Комплексный подход к управлению стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 26 (8). С. 861–872. DOI: 10.35854/1998-1627 -2020-8-861-872
  16. Морозенко А.А., Воронков И.Е. Современные подходы к оценке надежности предприятий, участвующих в реализации инвестиционно-строительных проектов // Научное обозрение. 2017. № 12. С. 123–128.
  17. Синенко С.А., Иванов В.А., Ефимов В.В. Особенности организации и проведения конкурсных подрядных торгов при реализации инвестиционно-строительных проектов // Научное обозрение. 2017. № 13. С. 104–107.
  18. Каллаур Г.Ю. Обоснование инвестиций в технологии информационного моделирования // Экономика строительства. 2018. № 1 (49). С. 27–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32819622
  19. Alcínia Z.S. BIM as a computer-aided design methodology in civil engineering // Journal of Software Engineering and Applications. 2017. Issue 10. Pp. 194–210. DOI: 10.4236/jsea.2017.102012
  20. Jaap Groen. 10 BIM Trends in the MEP Industry for 2018 // Constructible. URL: https://fieldtech. trimble.com/resources/construction-industry-2/10-bimtrends-in-the-mep-industry-for-2018-2
  21. Zou Y., Kiviniemi A., Jones S.W. A review of risk management through BIM and BIM-related technologies // Safety Science. 2017. Vol. 97. Pp. 88–98. DOI: 10.1016/j.ssci.2015.12.027

Об авторе: Дмитрий Станиславович Мошкалёв — кандидат экономических наук, начальник отдела оценки экономической эффективности проектов; Научно-исследовательский институт трубопроводного транспорта (НИИ Транснефть); 117186, г. Москва, Севастопольский пр-т, д. 47А; SPIN-код: 8552-3345; moshkalev@yandex.ru.

1 Здесь и далее под термином «Строительство» понимается как новое строительство, так и реконструкция, техническое перевооружение и расширение предприятий, зданий и сооружений.

2 ГОСТ Р 58535-2019. Стоимостной инжиниринг. Термины и определения (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.09.2019 № 677-ст).

3 Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации : утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр.

4 Аналитический отчет об итогах деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» в 2020 году.

5 Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика: утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2020 года № 297/пр.

Возврат к списку статей
Практические инструменты комплексной системы управления стоимостью строительства