История сметного дела

История сметного дела
Смета — документ, в котором вычисляется сумма затрат на проект, расписанная по статьям расходов (заработная плата,налоги и отчисления по заработной плате, хозяйственные расходы, приобретение комплектующих и прочие) В современных условиях в экономике строительства вопросы ценообразования, определения стоимости строительной продукции приобрели особую значимость. 

Это связано с тем, что как заказчик, так и подрядчик, преследуя цель обеспечения прибыльности бизнеса, стремятся определить такие договорные цены, которые объективно отражают затраты на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. История развития сметного нормирования в Росси насчитывает около двух столетий. Первый опыт нормирования ведет свои истоки с 1811-1812 годов, именно тогда были разработаны первые строительные реестры. На тот момент эти документы включали в себя нормы расхода транспортных средств, материалов, рабочей силы. Уже в 1832 году на основе статистических данных и нормативных наблюдений был выпущен первый нормативный сборник Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях», после чего он неоднократно пересматривался и в 1869 году был утвержден правительством. Н тот момент ни одна страна больше не имела подобного документа. В 1927-1930 годах «Урочное положение» было полностью пересмотрено и был издан новый нормативный сборник - «Свод производственных строительных норм». Еще одни значительные изменения произошли в 1955-56 годах, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила, в них были представлены элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы. Они были разработаны на основе двух принципов – укрупнения и усреднения . В тоже время были введены среднерайонные цены на эксплуатацию строительных машин, материалов, перевозка грузов, на их основе были составлены сборники ЕРЕР.Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разра­ботке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС). В 90-е годы в строительство пришла система договорных цен, т.е. формируемых совместно заказчиком и подрядчиком, но для этого было необходимо разработать единый подход к определению стоимости строительства. Начиная с1992 г, этим занимался Госстрой РФ, в форме рекомендательных писем, а уже после в виде системы нормативных документов, эти подходы были отражены в Своде правил по определению сметной стоимости строительства в составе СП 81-01-94. Он являлся основополагающим документом о ценообразованию в строительстве. СП 81-01-94определял цели, структуру, принципы сметных нормативов, порядок определения стоимости. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы. 
Следующими изменениями стало замена свода правил и методических указаний на Методику определения строительной продукции на территории РФ 2004 г. (МДС 81-35.2004). Данная методика включила в себя кроме общих положений по ценообразованию, конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ. Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др. Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве. Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР). Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал). После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). 

2008 переход на новую сметно-нормативную базу.

 Напомним, что в 1997 году было подписано соглашение между Ефимом Басиным (бывший глава Госстроя РФ) и мэром Москвы Лужковым Юрием, о том, что единая сметно-нормативная база будет составляться в Москве (МЦЦС). После ее создания она была передана Госстрою, который ее не использовал. В 2007 году модернизированная база была передана Минрегиону, и опять же не была использована. Сейчас база была передана в третий раз. 
С января 2010 года вступило в законную силу постановление правительства №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Основной целью, которого было побудить как заказчиков, так и проектировщиков и подрядчиков применять в строительстве по госзаказу наиболее оправданных экономически решений. В результате масштабной работы силами ФГУ ФЦЦС собрана статистика, отражающая текущее положение дел, когда в смежных областях со сходным климатическим и экономическим положением типовые социальные сооружения могут отличаться по стоимости в полтора-два раза. Так сложилось исторически еще с советских времен, когда полный расчет за объект происходил по «факту», после окончания строительства. В октябре 2008 г. в Реестр включены сметные нормативы федерального уровня, состоящие из сборников ГЭСН-2001ФЕР-2001,ТЕР-2001, ФССЦ-2001 и ФСЭМ-2001, изданных в новой, уточненной редакции в начале 2008 года. При разработке сметно-нормативной базы 2001 г. ставилась задача создать оптимальные нормативы, учитывающие фактические затраты при производстве строительно-монтажных работ. На данный момент утверждены базы ТСНБ ТЕР 2001 (эталон),ФЕР 2001 (эталон) и ГЭСН 2001 (эталон) от 2010г. с изменениями и дополнениями.

Возврат к списку статей