О необходимости признать письмо Госстроя от 27.11.2012 №2536-ИП.12.ГС не подлежащим применению

Вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к НР и СП

Очередной «шедевр». В главных ролях: Минстрой и Минюст. Первые кивнули на вторых, выложив всем документ, который отменил понижающие коэффициенты к НР и СП. А нам, сметчика то что с этим делать? «Живите как хотите»... со своими НР и СП получается? Давайте разбираться.

Очень интересное письмо по накладным и сметной прибыли (Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ). Проведя правовую экспертизу письма Госстроя (Росстроя) №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента - 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен - коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя (Росстроя)№2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению.

Напомним, что понижающие коэффициенты, а потом и пересчитанные нормативы НР и СП появились еще в 2011 году. И была куча писем Росстроя. Их опротестовал Минюст и они были отменены письмом Минрегиона №29630-ВК/08 от 26.11.2012г. А на следующий день Росстрой снова вернул коэффициенты этим письмом. Кто-то возможно "строчит" письма в Минюст :)

Несмотря на то, что любые письма не считаются нормативными документами в современной действительности (это видно в каждом письме Минстроя), запись в Федеральном Реестре имеет значение.
Если подходить формально к записи в Реестре,  то это означает, что коэффициенты 0,85 и 0,8 не применяются.

Заказчик вполне может ожидать теперь иски от подрядчиков на занижение стоимости строительства. Т.к. неприменение коэффициентов из письма №2536-ИП/12/ГС, повлияет на сметную стоимость в сторону увеличения. Рекомендуем все-таки проговаривать и отражать этот вопрос документально при взаимоотношениях между заказчиком и подрядчиком ввиду парадоксальности ситуации: данное письмо формально трактуется так, что сейчас применять нужно нормативы НР и СП по МДС без понижающих коэффициентов :) 

Понижающие коэффициенты 0,85 к НР и 0,8 к СП в индексах Минстроя России на II квартал 2018 учтены. Удалена только ссылка на письмо от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС. Продолжаем работать по прежней схеме до введения в действие новых Методик по накладным и прибыли.

На момент составления индексов за 2 квартал 2018 года, Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с разъяснением о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен "Письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС" в федеральном реестре сметных нормативов в закладке "Прочие документы" раздел «Информационные и разъяснительные документы» в п.46 было и имело действие. 

Однако! 

11 июля 2018 года опубликован новый Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)

В новом Федеральном реестре письмо Минстроя России №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года размещено с комментарием о признании его недействительным с 27.04.2018 г. 

По мнению специалистов Союза инженеров-сметчиков, письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы.

В размещенном на сайте Минстроя федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, (по состоянию на 11.07.2018 г.) под номером 46 содержится информация о том, что письмо Госстроя от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС признано с 27.04.2018 г. не подлежащим применению в соответствии с письмом Минюста России от 27.04.2018 г. № 01/57049-ЮЛ.

К сожалению нет никакого документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, для уже согласованной проектно-сметной документации. Нет никакого разъяснительного письма, как следует поступать с данными коэффициентами при разработке и экспертизе новой проектно-сметной документации, как оплачивать выполненные работы по уже заключенным договорам.

За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены.

Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли:
"4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости."

Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
 
В сложившейся ситуации при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из бюджетных источников, рекомендуем к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применять понижающий коэффициент - 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
 
По вновь разрабатываемой проектно-сметной документации на строительство объектов за счет бюджетных средств до выхода официального разъяснения Минстроя по вопросу понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли также рекомендуем применять понижающий коэффициент - 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
 
При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.

Ждем дальнейших писем и комментариев от Минстроя! 

Налицо парадокс: де-юре работать нельзя, а де-факто получается как раньше :)

Окончательное решение о применении или не применении дополнительных коэффициентов к НР и СП по признанному не подлежащим применению письму, принимать  сторона на основании договоренностей.