Развитие системы конкурентного ценообразования в строительстве стран-государств ЕАЭС, СНГ на примере р.Казахстан

Развитие системы конкурентного ценообразования в строительстве стран-государств ЕАЭС, СНГ на примере р.Казахстан

Развитие системы конкурентного ценообразования в строительстве стран-государств ЕАЭС, СНГ на примере р.Казахстан

Директор центра нормирования в строительстве Астанинского филиала АО «КазНИИСА» (Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры) Хасен Акылбекулы - в составе есть центр нормирования (ранее его называли центр ценообразования), является разработчиками сметно-нормативных документов в республике Казахстан с 2011 года в рамках II Евразийского строительного конгресса в Санкт-Петербурге, октябрь 2023 г:

“За этот промежуток времени в 12 лет мы проделали большую работу по развитию системы ценообразования в строительстве.

Сегодня у нас основная тематика нашего конгресса, тема международная, развитие именно отрасли в рамках ЕАЭС, Большой Евразии, СНГ.

У нас общие корни в системе ценообразования в строительстве, и можно выделить три этапа формирования национальных сметно-нормативных баз:

Первый этап - использование сметно-нормативных баз 84-91 года

это первое десятилетие после 1991 года до 2001 года, многие государства члены ЕАЭС, СНГ использовали базу 1991 года, и как таковое понятие там ресурсный метод, и базисно- индексный тогда не было, так как использовалась база 1991 года. Первый метод, который применялся в той классификации назывался: базисно-компенсационной. Считались сметы в ценах 91 года, а разница инфляционная считалась отдельно Дельтой абсолютной.

Второй этап- разработка сметно-нормативных баз в базисном уровне цен. 2001-2006г.

В Республике Казахстан первая национальная база была 2001 года, уровне цен 2001 года. И уже от базового уровня цен мы пересчитывали единым индексом, и он назывался МРП всю стройку, но данный метод был, в принципе, методически некорректным, так как применялся единый индекс, а цены на ресурсы и работы меняются во времени абсолютно по-разному.

Третий этап - формирование ресурсно-ориентированных СНБ (2000г.-наше время)

Начиная с 2009 года, в Казахстане было принято решение о переходе на ресурсный метод ценообразования в строительстве, и к 2015 году мы разработали новую базу и внедрили ее с 1 июля 2015 года.

О ситуации в системе ценообразования в строительстве на сегодняшний день в Республике Казахстан.

Мы планомерно сейчас уже переходим к конкурентному ценообразованию. Дело в том, что ресурсный метод, который мы ранее использовали и в целом, который у нас в теории методики строительного центра образования, он очень сильно ограничен. По сути дела ресурсный метод определяет только прямые затраты, и только на ресурсы, а это только малая часть, основная, но… 40%-50% от стоимости строительства. Кроме ПЗ у нас в стоимости строительства есть НР и косвенные затраты, сметная прибыль, прочие затраты, они у нас нормируются уже по другому, это нельзя назвать ресурсным методом, они у нас нормируются в процентах от прямых затрат, и правильно ли они нормированы соответствуют ли они актуальные показателям сегодня, в этом направлении лет 30 у нас не проводилось очень углубленная работа, а структура строительства сильно изменилось за 30 лет, поэтому у нас сейчас вот последние 5 лет идет работа по переходу к конкурентному ценообразованию.

Вот система конкурентного ценообразования, которая сейчас формируется в республике Казахстан, она формируется на двух подсистемах: система сметного нормирования и контрактное ценообразование. Не вдаваясь в подробности, основы системы сметного нормирования - это у нас сметные нормы, в том числе элементные сметные нормы, сметные цены, правила расчета сметной стоимости, контрактное ценообразование - это у нас, контрактные цены, по которым потенциальные подрядчики приходят на конкурс, и уже на основе лимита затрат сформированного по проектно-сметной документации участвуют в конкурсах на строительные работы.

В рамках концепции именно конкурентного ценообразования, я как раз бы интегрировал данную с теми стратегическими направлениями, которые действуют в рамках ЕАЭС.

Главные цели и задачи у нас в ЕАЭС:

  • Формирование единого рынка товаров и услуг

  • Единого рынка капиталов

  • Единого рынка труда

В рамках данных стратегических направлений нам прежде всего нужно разработать унифицированные классификации технологий, то есть, это перечень сборников элементных сметных норм, где у нас прописаны перечень технологий, классификация материалов, изделий, конструкций, профстандарты, группировка статей затрат в строительстве, то есть ,это основа для перехода, к унификации систем ценообразования в строительстве, для того, чтобы подрядные организации Российской Федерации могли участвовать в конкурсах спокойно в Казахстане, и наоборот подрядные организации казахстанские могли спокойно участвовать в строительстве в Российской Федерации, в Республике Беларусь, т.е. для унификации данных основных параметров, нам нужно создать унифицированные номенклатуры технологий, материалов, ресурсов - это большая работа.

Что нового в системе ценообразования Казахстана?

Мы в принципе ушли от понятия “ресурсный метод”, как так он немножко заужает методологию ценообразования, и в целом, мировая практика классификаций методов классифицирует не по уровню цен. Чем отличается базисно-индексный, ресурсный, ресурсно-индексный? Они отличаются уровнем применения цен, то есть здесь критерием является уровень цен. Базовый уровень цен и текущий уровень цен. И метод перехода от базового к текущему индексами.

В мировой практике критерием деления на методы определения стоимости является степень детализации проекта. Проект детализируется по четырем уровням:

  1. Самый верхний - это объект, параметрами, которого является квадратный метр, койка место, т.е. это называется метод аналогов.

  2. Это конструктивный элемент- квадратный метр каркаса, параметр конструктивного элемента.

  3. Вид работ- кубический метр кладки, кубический метр монолитного каркаса.

  4. Ресурс.

Как раз методы международной практики, методы определения стоимости строительства классифицируются по степени детализации.

Все методы, которые мы называем БИМ, РМ, РИМ - относятся к ресурсному методу и являются способами ресурсного метода, поэтому мы от, как такового, понятия “ресурсный метод” ушли.

Еще есть такой аспект, который никогда не затрагивался в научно-методической литературе по сметному ценообразованию - это метод калькулирования. Тот метод калькулирования, который был в Казахстане до прошлого года, который сейчас функционирует в России и в Республике Беларусь, называется нормативный метод калькулирования.

У всех инженеров-сметчиков в голове формула: ПЗ+НР+СП - это классика, называется нормативный метод калькулирования, когда мы с помощью ресурсов определяем прямые затраты, потом отдельно доначисляем накладные расходы и сметную прибыль.

Основная проблематика - это правильность распределения накладных расходов и сметной прибыли на прямые затраты, начиная с конца 80-х годов в строительных отраслях зарубежных стран применяется так называемая ABC (Activity-based costing) или процессно-ориентированный метод калькулирования - суть его заключается в чём: в начале распределяются косвенные затраты и сметная прибыль на ресурс, т.е. на чел/ч, на маш/ч, на материал, потом потом мы определяем полную стоимость ресурса, и от полной стоимости ресурса мы это всё уже умножением на норму расхода ресурса переносим на стоимость работы, и со стоимости работы переносим на конструктив, и таким способом мы с 1 января 2023 года мы внедрили процессный метод калькулирования. Данный метод у нас функционировал, я анализировал все нормативные документы начиная с 1910 года, и вот этот метод калькулирования нормативный был заложен в 30-ых годах, в нормативных назвался “сусный”, я специально оригинал нашёл норматива 1937 года, и вот начиная с 30х годов прошлого столетия, 90 лет мы этим методом пользовались!

Основной его недостаток, особенно сейчас, некорректное распределение накладных расходов, потому что от ФОТ - это делать неправильно, прибыль от ФОТ считать тоже неправильно, перекос проходит внутри работ. Мы считаем таким образом: на примере трудовых ресурсов и машин/механизмов, первым делом рассчитываем стоимость человека-часа сметной тарифной ставки, к ней начисляем косвенные затраты, часть накладных расходов связанных с обеспечением работников (методика расчёта затрат на рабочую силу),т.е. туда включаем в чел/ч, часть накладных расходов связанных с его обеспечением (рабочего надо одеть, обуть, провести инструктаж техники безопасности) и включаем часть сметной прибыли необходимой для его премирования, материального стимулирования. В итоге у нас получается чел/ч - это уже практически стоимость строителя монтажных работ, и далее уже в локальной смете стоимость чел/ч - это уже не зарплата, это уже стоимость работы за час. Итого, мы в локальной смете при умножении количества чел/ч на стоимость чел/ч дополнительно уже не накручиваем ни накладные, ни сметную прибыль, а получаем уже готовую величину.

Аналогично у нас машинами и механизмами. Мы формируем стоимость маш/ч, но в отличии от методик Республики Беларусь и Российской Федерации, у нас маш/ч включает, кроме ПЗ, накладные расходы и сметную прибыль организации, оказывающей услуги строймеханизации. В итоге, стоимость маш/ч у нас получается эквивалентна рыночной стоимости, т.е. маш/ч машины, и мы сравниваем ее уже с рынком. Например, кран грузоподъемностью 25т у нас маш/ч методом калькулирования получилось 15тыс тнг в час, рынок смотрим 14-15 плюс/минус 15% в этом коридоре бьется, значит мы посчитали правильно. В итоге, в норме, когда умножается маш/ч крана на требуемое количество маш/ч, получаем сметную стоимость, необходимую на машины. Как следствие, мы акцент сделали не на методе: там ресурсный, ресурсно-индексный, а на правильности определения стоимости ресурса, особенно трудового и машин механизмов, потому что классический ресурсный метод он идеален для материальных ресурсов, но даёт бешеный перекос для трудовых ресурсов и машин-механизмов.

Далее, мы ввели такой инструментарий, как единичная сметная цена, у вас это называлось ФЕРы, ТЕРы, вы их отменили, а мы их ввели, но отличие наших единичных сметных цен в том, что они уже получаются с учётом накладных и прибыли, т.е. это готовая цена единицы строительно-монтажных работ.

В итоге, мы с 1 января 2023г. ввели новые инструменты: единичные сметные цены. Сгруппировали их не по видам работ, а по видам строительства, то есть пока сделали на здания, на автомобильные дороги, далее будем по видам строительства группировать их. Тем самым, на каждом этапе определения стоимости ресурса и работ мы его верифицируем с рынком. Мне задавали вопрос: а корректна ли зарплата полученная сравнивая с рынком? Мы рассчитываем стоимость ресурса, сравниваем с рынком, рассчитывая стоимость работ, единичную сметную цену, мы сравниваем с рынком, и если есть перекос, значит либо мы неправильно посчитали ресурс, либо мы неправильно отнормировали, либо норма устарела, это и есть обратная связь с рынком. Мы, тем самым, пересматриваем стоимость работ! Т.е. у нас, например, заработная плата каменщиков, она у нас соответствует рынку, заработная плата монолитчиков соответствует рынку, к примеру по кладке. Мы в 2017-2018 гг провели хронометражные работы, пересмотрели нормы на основе технологических карт. К примеру, если у вас в базе раньше трудозатраты были 5,4 на простую кладки и средний разряд 2,7, и “волшебным образом” вернулись на 4,5 к базе 1991г. Мы же пересмотрели, наоборот до 2015 года не трогали, у нас было 4,54. В итоге, наоборот, увеличилось 5,4, и средний разряд пересмотрели: он вырос с 2,7 до 3,2. И у нас стоимость кладки сравнялась с рынком!

Такой момент, как зимние удорожания, как категорию мы ее вообще убрали, потому что зимние удорожания включают в себя, как ПЗ, косвенные затраты. Мы ее не принципиально убрали, а мы её по местам разложили, ввели коэффициент климатический, то есть к трудозатратам ввели климатический коэффициент на основе ЕНИР-овских коэффициентов, которые были. Мы сделали среднегодовые, и у нас например, северные регионы к трудозатратам все работы поделили на категории 3 категории, как в ЕНИРах были, то есть работы, производимые на открытом воздухе, работы производимые внутри помещений и работы, производимые, например, в поле, линейные объекты - три группы работ и четыре климатических районов в Казахстане (в России больше), и на основе ЕНИРовских коэффициентов вывели поправочные коэффициенты к трудозатратам, и к примеру, при применении этого коэффициента, кладка, в Астане у неё тоже затраты уже выше, они уже будут среднегодовые около 6 чел/ч. А в Алматы, там более мягкий климат, будут 5,5 чел/ч, это годовые нормы затрат. В результате, у нас в южных регионах сметная заработная плата каменщиков будет чуть ниже, чем в северных из-за того, что у него выработка зимой меньше, она будет чуть выше, тем самым мы все статьи из затрат разместили по местам, где должно быть.

В целом, такая работа проведена, и в результате у нас нас сметная прибыль, в отличие от Беларуси и России, считается теперь в трёх местах: одна часть ушла чел/ч, часть маш/ч, в маш/ч - она называется обновление оборудования, прибыль, которая идет в на улучшение материально-технической базы предприятия, оказывающего услуги строймеханизации, и стимулирование труда. В сводном сметном расчете в конце считается сметная прибыль по проекту в целом, она у нас нормируется в размере 5% и накладные расходы на затраты, мы их назвали не накладные расходы, а затраты на организацию и управление строительством, куда входят временные здания и сооружения, часть накладных из зимних удорожаний, накладные расходы административно-управленческого персонала ген.подряда, все в одну статью затрат - это всё считается в сводном сметном расчете, как и должно быть. У нас процедура расчёта из-за того, что мы применяем единичные сметные цены, куда зашиты и накладные, и прибыль исполнителя работ, у нас локальная смета упростилась: название работы, объём работ, цена единицы, стоимость. Ну и ресурсы, которые за бортом расценки идут, они отдельные считаются.

Также вопрос пополнения сметно-нормативной базы в части материальных ресурсов, мы её кардинально решили. Извечная проблема: поставщики материалов не идут к нам для включения в базу, к нам сейчас поставщики материалов в очередь выстроились, мы хотим попасть. А почему? Дело в том, что это извечная борьба между проектировщиками и сметчиками, мы всех проектировщиков загнали в жесткие рамки. Сказали: “Ребята, вот есть сметно-нормативная база пользуйтесь только ей, чего нет в сметно-нормативной базе в проект закладывать нельзя. Все” И обозвали это не сметно-нормативная база, а ГСК-3, цены убрали, и дали номенклатуру проектировщикам. Прайсы запретили. И к нам уже в очередь все выстроились, желающих километр, притом мы их здесь и фильтруем, наличие сертификатов, на соответствие с ГОСТом, стандартом. И у нас нормативная база за год увеличилась! Ну существенно чуть ли не на 50%, было 50 000 только нормативная база, стало порядка 70 000 + справочник. Ввели такое понятие, как справочник, то есть это по сути дела прейскурант, который мы пополняем, как раньше было с понятие такое, туда поставщики уже вносят свои материалы и им пользуюсь этим прейскурантом, проектировщики и автоматом сметчики применяют. Самое интересное, шифры, которые есть, проектировщик в спецификацию ставят и сметчик сразу видит, споров о применении материалов не возникает. Мы всех включаем, пожалуйста в очередь, кто пришёл, тот пришёл, у нас ограничений нет. Зато есть единое информационное поле, сейчас эпоха цифровизации, мы оперативно стараемся включать, если его продукция соответствует требованиям техническим, никаких ограничений конкуренции.

В целом, таким образом, решили основное, но впереди работы, конечно, еще очень много.

Развитие системы конкурентного ценообразования в строительстве стран-государств ЕАЭС, СНГ на примере р.Казахстан