Вопросы и ответы

Если Смета контракта составлена согласно приказу Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, можно ли для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы применять Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, который будет составляться «классическим» способом с использованием предусмотренных проектной документацией сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов?

Согласно п. 7 Методики составления сметы контракта (Приложение N 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр) Смета контракта является основанием для формирования первичных учетных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете, в том числе используемых для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.

При этом, положения части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ о контрактной системе не содержат запрета на составление при исполнении контрактов (договоров) Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 с использованием предусмотренных проектной документацией сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Нормативно-правовые акты, изданные на основании Федеральных законов, не могут содержать обязательные к применению расширительные положения указанных законов.

Как в смете закладывается импортное оборудование с ценой в евро? Как происходит индексация этого импортного оборудования со стоимостью в евро, если стройка рассчитана на 2-3 года с ежегодным увеличением стоимости оборудования в евро?

Цена оборудования в смете должна приводиться в рублях. В евро не пройдет экспертизу. А дальше — индекс-дефлятор как и ко всей смете (Головин С.В.)

Почему в порядке определения НМЦК по приказу 841/пр не указан такой вид строительной деятельности, как капитальный ремонт?

В методике указаны строительство и реконструкция, и для капитального ремонта порядок аналогичный, он также прописан в порядке определения НМЦК. Также мы давали разъяснения в части учета затрат на текущий ремонт. 44-м законом указано, что стоимость текущего ремонта определяется с помощью проектно-сметного метода, и также делается сметная документация, и порядок формирования цены такой же. Но при этом, учитывая, что методикой не урегулировано, что текущий ремонт считается именно так, то расчет НМЦК может быть сделан по 841-му приказу, если такое решение будет принято Заказчиком. То есть также можно взять сметную документацию и применять индексы Росстата и Минэкономразвития. (Головин С.В.)

Прошу дать разъяснения о правильном методе составления начальной максимальной цены контракта для реконструкции и капитального ремонта для формирования бюджета до момента выдачи технического задания Заказчиком проектировщикам, если НЦС применимы только для нового строительства.

Здесь имеется в виду приказ 175/пр от 30.03.2020г. о порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Методика по приказу 841/пр не предусматривает расчета на основании сборников НЦС. (Головин С.В.)

Наша организация имеет большой опыт как в строительстве школ и садиков, так и в их проектировании. Соответственно сметную документацию, проходящую экспертизу по муниципальным объектам, мы анализируем и стараемся по каждой позиции отследить, чтобы стоимость работ была не ниже рыночной, чтобы каждый вид работ был осмечен. Однако, мы выигрываем контракты, когда стадию П разрабатывают не наши проектировщики, а другие. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что не все работы и не все объемы бывают учтены сметной документацией. Так, например, забывают ограждения, крыльца, сами зеленые насаждения, утилизацию от демонтажа, зашивку стояков, не указывают марку санфаянса и так далее. То есть те работы, которые вроде как незначительные, дают удорожание по строительству, и зачастую тех 2-х процентов, которые дает заказчик на непредвиденные работы, не хватает. С учетом сказанного, хотели бы узнать, как это будет отражено при составлении цены контракта, если на сегодняшний день Заказчик зачастую сомневается, что принять ему за единицу цены раздела — комплекс работ или разбить на длины, площади, объемы. Если Заказчик примет решение, что в смете контракта на единицу будет стоять комплекс, то как нам доказать что эти объекты не были учтены в НМЦК?

У нас сначала формируется ведомость объемов работ, основанная на сметной документации, которая прошла экспертизу, и те виды работ, которые были учтены в комплексе, их будет видно в ведомости объемов работ. В случае, если будет выяснено, что какие-то виды работ были не учтены, то у нас осуществляется корректировка цены контракта, корректировка сметы контракта. Могут быть 2 случая: если вдруг появились новые дополнительные объемы, то они берутся по той цене, которая была заложена в смете контракта, если появились виды работ, которые не были предусмотрены в проектно-сметной документации, то есть не попали в ед., в комплекс работ, то это делается опять новая сметная документация, которая потом переводится в уровень цен на дату формирования НМЦК и на дату периода исполнения контракта в том же алгоритме, который предусмотрен в приказе 841/пр, и дальше умножается на коэффициент тендерного снижения. (Головин С.В.)

Начальная максимальная цена контракта формируется на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, с применением прогнозных индексов инфляции на весь период строительства. Согласно методике по разработке НМЦК, если строительство объекта осуществляется в течение нескольких лет, учитывается доля сметной стоимости выполненных работ Подрядчиком. Однако при выполнении строительства муниципальных объектов мы часто сталкиваемся с тем, что финансирование в течение года меняется. Будет ли меняться НМЦК из-за корректировки финансирования объекта?

НМЦК формируется на стадии до заключения контракта на основании тех сумм, которые были определены сметной документацией, исходя из того финансирования, которое будет осуществляться. И соответственно, если НМЦК будет определен, и контракт заключен, то НМЦК больше меняться не будет.

Дальше вопрос изменения цены контракта регулируется договорными отношениями. Если будет предусмотрена в договоре возможность изменения цены контракта, то в случае задержки финансирования либо еще каких-то условий, из-за которых цена контракта будет изменена, будет применена статья 95 44-го федерального закона, где и прописаны все условия изменения цены контракта. (Головин С.В.)

Письмом №9333-ИФ/09 были даны разъяснения по расчету индекса-дефлятора Минэкономразвития. Для определения размера индекса прогнозной инфляции величина индекса Минэкономразвиятия рассчитана на 1 месяц и возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года. В то же время в примере расчета индекса-дефлятора учитывается не начало года, а январь.

В разъясняющем письме даны цифры условные — для понимания общей логики расчета. А логика тут такая, что сначала мы применяем индексы из прошлого периода и далее применяем индексы из будущего периода. Из прошлого периода — это индексы фактической инфляции, это могут быть как индексы Росстата, так и индексы Минстроя, и пересчитываем дальше в будущее индексами Минэкономразвития. И в таком случае, если мы берем индексы Росстата на декабрь, то индекс Минэкономразвития должен браться уже на январь, то есть здесь не должно быть перехлеста, нельзя применить индексы и Росстата и Минэкономразвиятия к декабрю, но и пропавших периодов также быть не должно. Цифры, которые приведены в примере являются условными, и не нужно пытаться их использовать. (Головин С.В.)

Вопросы и ответы