Вопросы и ответы

В связи с чем в расценке ФЕР ремонтного сборника 58 (5 раздел, 4 расценка: ремонт деревянных элементов конструкции крыш, смена стропильных ног из досок) уменьшили норму расхода доски почти в 4 раза? Было 0,95 м3 на 100 м, теперь 0,25 м3. При таком объеме материала размер стропил получается брусов 50х50, и это без учета трудноустранимых потерь. Как учитывать недостающий материал, если стропильные системы имеют другую конструкцию?

Если касаться вопроса, почему были изменены соответствующие расходы, то мы уже об этом говорили, работы эти были выполнены в рамках гармонизации сметно-нормативных баз. Но учитывая, что этот вопрос был сейчас отдельно поднят, мы его более подробно рассмотрим. Я благодарю участников за этот вопрос. Наиболее оптимальным здесь видится решение с выноской этого материала в открытую группу с возможностью учесть конкретное сечение стропил при ремонте той или иной стропильной системы, а расход убрать и поставить его по проекту, так как мы понимаем, что в зависимости от того какая стропильная система на 100 пм будет разный расход материала. К этому вопросу мы, скорее всего, вернемся и соответствующие уточнения в последующих изменениях сделаем. (Савенков А.Н.)

Просим дать разъяснение, входит ли в состав работ ФЕР-2020 сборника 24 «Наружные тепловые сети» в конкретную расценку 24-01-007-01 установка и врезка секционирующих задвижек, или данную работу нужно оценивать отдельно сверх цены прокладки трубопровода?

Все зависит от того, какие работы выполняются, идет это строительство новой теплотрассы или это врезка в существующие сети. Если это врезка в существующие сети, то тут не только установку задвижек надо учитывать, но и работы по врезке, которые по соответствующим отдельным сборникам определяются. Если касаться вопроса только установки арматуры, то у нас воздушные клапаны, сбросные в соответствии с составом работ расценки, о которой был задан вопрос, то там эти работы учтены. Но если говорить о монтаже секционирующих задвижек, то эти работы, конечно, необходимо учитывать дополнительно, потому что секционирующие задвижки обычно устанавливаются в секционирующих камерах, а это не одна задвижка, а это целый узел из нескольких задвижек и соответствующих элементов, поэтому эти работы по соответствующим нормам необходимо учитывать. При этом необходимо руководствоваться дополнительными общими положениями сборника, потому что у нас есть соответствующие уточнения, что сборником 24 предусмотрены только нормы на установку трубопроводной арматуры с ручным приводом. Если у нас идет установка арматуры с гидравлическим, пневматическим, электрическим или электро-магнитным приводами, то их необходимо определять по соответствующим нормам на монтаж оборудования. (Савенков А.Н.)

Когда будут созданы и доступны к использованию базы типовых технологических карт? Просим обнародовать эти карты, тогда все участники строительного процесса будут ясно видеть и понимать, что стоит за той или иной расценкой, как она отражает современное развитие техники, технологий, снимется множество вопросов, уйдут разговоры некоторых экспертов по оценке инвестиций, что 40% материалов по факту может не использоваться. Так у тех, кто не работает со сметой и не рецензирует ее ресурсную часть создается впечатление, что так и обстоят дела в строительной отрасли.

Вот этот последний тезис вопроса в части и является ответом на сам вопрос. Потому что в самом процессе разработки сметной документации не всегда применение расценок и использование программного комплекса является основной работой. О чем это говорит? Грамотный специалист всегда не просто применяет расценку, ориентируясь на ее наименование, но и анализирует состав работ, ее ресурсную часть, общие положения по применению, правила исчисления объемов работ и так далее. И тут вопрос стоит о компетенции специалистов, составляющих сметную документацию, а не о наличии технологических карт. К сожалению, с развитием программных комплексов некоторые считают себя сметчиками после покупки программы и недельных курсов по ее освоению и использованию. Но, к сожалению, или, наверное к счастью, профессия сметчика предполагает не только работу с программным комплексом, но и очень серьезные компетенции и в технологии производства работ, и в организации строительно-монтажных работ. Наличие технологических карт этот вопрос не снимет. Решение проблем, которые связаны с анализом сметных нормативов при их применении, связано с усилением компетенции специалистов, занимающихся разработкой и анализом сметной документации, а не с обнародованием технологических карт. (Савенков А.Н.)

С учетом того, что мы все сейчас пытаемся идти в ногу со временем и соединить сметы с BIM проектированием, каким образом представляется возможность применить расценку, которая сейчас имеет вид ресурсной расценки конструкций или деталей, если в ней отсутствуют некоторые материалы, а иногда и механизмы?

Конструкции у нас возводятся и монтируются в процессе строительно-монтажных работ, а осмечиваются они сейчас новыми расценками. В основе любого укрупненного норматива, будь то нормативы цены строительства или же это нормативы в перспективе цены конструктивного решения, в любой их основе лежат более детальные нормативы, в данном случае это государственные элементные сметные нормы или единичные расценки. Каждый из этих элементов в определенной степени сам по себе является ресурсно-технологической моделью и, следовательно, есть возможность ее программной обработки в целях ее дальнейшего пересчета или агрегации ресурсов. Поэтому, в случае перехода на BIM проектирование более крупными модулями через их связь с более мелкими нормативами мы и сможем понять, какие ресурсы необходимы при возведении тех или иных конструктивных элементов. (Савенков А.Н.)

Почему в ФССЦ так и не учтены транспортные затраты?

Для расчета транспортных затрат необходимо знать транспортные схемы по доставке с учетом конкретных строительных условий и решений по объекту, с выбором оптимальных маршрутов по доставке, с выбором оптимальных видов транспортных средств для перевозки. Методики по учету транспортных затрат утверждены и сведения о них внесены в федеральный реестр сметных нормативов. Для перевозок более 200 км по действующим рекомендациям оптимальнее использовать железнодорожный транспорт, для перевозок менее 200 км чаще всего используется автомобильный транспорт. Для расчета стоимости этих затрат есть сборники расценок на перевозки строительных грузов — ФССЦпг, поэтому никаких проблем с определением дополнительных транспортных затрат свыше 30 км мы здесь не видим. Если соответствующее обоснование представлено в проекте организации строительства, если качественно подготовлена транспортно-логистическая схема по доставке конкретных грузов, то соответствующие расчеты могут быть представлены в составе проектно-сметной документации и могут быть учтены. (Савенков А.Н.)

Для чего новые материалы внесены в классификатор, если в новой базе ФЕР этих материалов нет?

Планируется в следующем году выпустить базу в ценах 2021г. Конечно, хотелось бы быстрее, но для этого требуется провести большую работу. Требуется доработать и актуализировать сборники ФССЦ. Требуется увязать сборник ФССЦ с классификатором строительных ресурсов, выделить блок ценообразующих ресурсов. Необходимо внести большие изменения в сборники ГЭСН, увязать все ресурсы из ФССЦ с расценками. Такая работа сейчас ведется. Будет порядка 40 000 строительных ресурсов, которые будут обеспечены реальными ценами, собирается по 3 предложения на каждую позицию. Тут тоже ошибиться нельзя, так как нам дальше всем придется пользоваться этими данными. (Лахаев С.В.)

Планируется выпуск ФЕР в уровне 1 января 2021?

Планируется в следующем году выпустить базу в ценах 2021г. Конечно, хотелось бы быстрее, но для этого требуется провести большую работу. Требуется доработать и актуализировать сборники ФССЦ. Требуется увязать сборник ФССЦ с классификатором строительных ресурсов, выделить блок ценообразующих ресурсов. Необходимо внести большие изменения в сборники ГЭСН, увязать все ресурсы из ФССЦ с расценками. Такая работа сейчас ведется. Будет порядка 40 000 строительных ресурсов, которые будут обеспечены реальными ценами, собирается по 3 предложения на каждую позицию. Тут тоже ошибиться нельзя, так как нам дальше всем придется пользоваться этими данными. (Лахаев С.В.)

Вопросы и ответы