Вопросы и ответы

Вопрос по ресурсно-индексному методу. Вычитание позиции (ресурса из расценки) должно производиться в текущих ценах, в соответствии с каталогом текущих цен. Почему именно так, а не вычет с индексом к расценке из которой вычитают ресурс? Вычитая из расценки текущей стоимостью ресурса, зачастую вычитается больше, чем учтено расценкой с учетом индекса.

Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве. Наиболее доступным и эффективным методом определения стоимости работ является ресурсно-индексный метод, основанный на использовании ежемесячной информации центров по ценообразованию в строительстве о стоимости ресурсов. При этом методе используются и индексы пересчета, и текущие цены. Обычно, работы и машины берутся из базы и индексируются, а материалы берутся по текущей цене из каталогов и прайсов.

Дополнительная информация

С математической точки зрения будет правильным удалить ресурс с той же ценой, которая внутри расценки, то есть «занулить» этот ресурс, а затем взять тот, который необходим вместо нее, будь то по прайсу или из ценника. Если Вам ставят в требование вычитание на основании файла-ценника(индекса) — это неправильно, потому что таким образом Вы занижаете стоимость расценки, к которой относиться этот ресурс.

Жду пояснений по работе с банками, в каком виде для них делать сметную документацию (база ТЕР, ФЕР)

Уточняем у Павла Горячкина. Разъяснение будет позже. Отметим, что есть отдельный заочный курс «Исполнительная документация в строительстве при банковском сопровождении счетов застройщиков». Можно попробовать двинуться в эту сторону.

Как сейчас считают смету на капремонт?

Согласно статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации и письму Минрегионразвития РФ от 14 августа 2008 года №20169-СМ/08 «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе выбор метода составления сметной документации), при этом подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика. Согласно МДС 81-35.2004 при составлении смет (сметных расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости объектов строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе объектов-аналогов.» Таким образом, решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.

При отсутствии указаний в задании на проектирование в каких сборниках производить расчет, Заказчик делегирует выбор расчета по умолчанию Проектировщику на основании ст 158 Гражданского кодекса РФ.

Но следует учитывать, что если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и дотаций), а также на основании соглашений(договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) в редакции 2020 года (с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы Минстроя России.

Вопрос по жизни: я одна не понимаю или как? Согласно ГК проверка достоверности сметной стоимости строительства производится одновременно с проектной документацией (Стадии П). Если не существует проекта-аналога, сметную стоимость можно определить только путем составления локальных смет (по единичкам) по документации (Стадии Р). Но в ГЭ возражают и требуют удалить из проекта всю информацию, которая необязательна для документации Стадии П. Как составить сметы по ПД Стадии П (если не существует проекта-аналога) и пройти Государственную экспертизу?

Пояснительная записка к сметной документации должна содержать обоснование предполагаемой (предельной) стоимости, рассчитанной на основе НЦС или сведений о проектах-аналогах.

В обосновании, соответственно, приводится расчет, иначе обосновать предполагаемую (предельную) стоимость не представляется возможным. Данная норма содержится в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 876, и не изменялась в связи с объединением процедур (действует с конца 2016 года).

Пунктом 29 Положения № 87 установлено следующее:
«29. Пояснительная записка к сметной документации, предусмотренная пунктом 28 настоящего Положения, должна содержать следующую информацию:
б)...обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.»

При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 27(3) Положения № 145, при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия укрупненных нормативов цены строительства и объектов-аналогов в заявлении указывается предполагаемая (предельная) стоимость строительства, подтвержденная решением уполномоченного органа (лица), указанным в подпунктах л(1) - л(6) пункта 13 Положения № 145.

Дополнительная информация

При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимостью, рассчитанной на основе подтвержденной организациями по проведению государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.

Пройдете проверку достоверности отдельно позже после получения положительного заключения по другим разделам проектной документации. (Горячкин П.В.)

Что дальше будет с отраслевой базой ОСНБЖ-2001 ОАО РЖД, другими отраслевыми нормативами? Ваши версии - куда качнет отраслевиков, ведь понятно уже, что дальше по старым нормативам «ценообразовывать» это ПУТЬ в ТУПИК!!?

На данный момент отраслевики не будут вводить изменения в свои базы данных по причине того, что МинСтрой готовит унифицированную базу данных со всеми расценками, которые будут необходимы как отраслевикам, так и бюджетным организациям. ФЕР-2020, получается, выступает в роли «прослойки» между базами старого формата и нового, вводя изменения по КСР в части ресурсов и вводя новые расценки с пересмотром разделов и таблиц в сборниках.

Объясните, как учитывать затраты по аренде техники, если платит подрядчик за машинную смену, а расценкой компенсируется только 1,5 часа. Коэффициентом на малообъемность это не перекрывается, да и применить их можно только при реконструкции, а таких случаев много и в новом строительстве.

В таких случаях можно порекомендовать только составление калькуляций с фактическими затратами на аренду техники, желательно с предварительным согласием заказчика и формулировкой о невозможности более точного расчета, потому как никто не захочет работать себе в убыток.

Подскажите, пожалуйста, инструменты для оптимизации привлечения региональных производителей во ФГИС.

В системе ФГИС будут автоматизированы и упрощены способы внесения данных от поставщиков, будут заведены личные кабинеты для субъектов, для более оперативного внесения изменений и дополнений по организациям производителям строительных ресурсов. Также для получения информации по актуальной стоимости ресурсов будут использоваться торговые площадки. Прорабатываются данные по открытию новых таких площадок и по использованию существующих. Кроме того, начата работа по изменению кодов классификатора, сейчас используется код ОКПД-2 из 6 знаков, планируется использовать 9 знаков, что позволить также облегчить автоматизированный сбор данных. (Лахаев С.В.)

Вопрос 1. Редакция изменений в градкодекс в части ценообразования в строительстве за рубежом согласована в конце прошлого года. Когда планируется внесение этих поправок? Вопрос 2. Важной составляющей нормативного регулирования вопросов ценообразования является разрабатываемая фоивами и Росатомом методика определения сметной стоимости за границей. На каком этапе сейчас этот документ? Вопрос 3. Чем сейчас нужно руководствоваться в работе по стройке и реконструкции за рубежом государственным заказчикам в условиях отсутствия специальных норм?

Методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории РФ утверждена приказом от 15.06.2020 № 317/пр. Находится на регистрации в Минюсте. (Головин С.В.)

Вопросы и ответы